25 ноября на суд жюри XIV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» был представлен спектакль «Старший сын» Московского драматического театра «Сфера» по пьесе Александра Вампилова, режиссер постановщик народный артист России Александр Коршунов.
Давно полюбившаяся любителям театра история о подлинном родстве душ, о том, как странно порой раскрывается человеческая сущность, как, в зависимости от предложенных обстоятельств, у человека возникает необходимость не только самому делать нравственный выбор, но и брать на себя ответственность за выбор других людей, ставших вдруг неожиданно близкими и по-настоящему родными, совершенно новыми гранями засверкала в уникальном сценическом пространстве зала театра.
Простые, на первый взгляд, проблемы жителей предместья провинциального областного центра: престарелый отец, в одиночку поднявший двоих детей, его дочь, собравшаяся замуж, так как «подвернулась удачная партия», первая, несчастная, любовь его сына выпускника школы ко взрослой женщине… Вокруг этой обычной, в общем-то, семьи и разворачивается действие спектакля. Пока не появляется еще один «родственник» мнимый старший сын, и, поначалу казавшаяся тоже обычной шуткой авантюрная выходка двух молодых людей оборачивается серьезным переосмыслением собственных ценностей каждого из участников событий.
Информация на сайте театра «Сфера» гласит: «Основателю театра Е. Еланской вместе с главным художником театра В. Солдатовым и архитектором Н. Голас удалось спроектировать и воплотить в жизнь идею сферического пространства. Они создали уникальный по своим возможностям трансформации (все места съёмные), единственный в то время в Москве зал – круговой амфитеатр с одной центральной и несколькими сценическими площадками внутри него. Зритель как бы втягивается в действие, становясь соучастником происходящего в спектакле. Создается круговое общение зрителей через актеров и между собой, некая круговая центростремительная сила. По мнению создателей театра, это способствует воплощению мысли о том, что театр есть высокоорганизованная форма человеческого общения, а единственная подлинная роскошь это роскошь человеческого общения (А. де Сент-Экзюпери)».
И в самом деле, постановка пьесы организована таким образом, что все действующие лица поочередно «играют» на определенные секторы амфитеатра, неизменно оказываясь при этом спиной к какому-то одному сектору. И вот что удивительно: эмоции и переживания актеров начинают при этом точно как в зеркале отражаться на лицах людей, сидящих в противоположном секторе! В такой репликации сюжет вдруг начинает обретать совершенно новый, подкрепленный собственным жизненным опытом каждого зрителя, а по существу уже и участника сценического действия, смысл!
«Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит», – так просто выраженная философия отца семейства Сарафанова в исполнении Заслуженного артиста России Александра Алексеева – надежный якорь в нашем неумолимо, зачастую бездумно и жестоко, соревнующемся обществе сограждан.
В спектакле играют молодые актеры: в главной роли Бусыгина – Анатолий Смиранин, его друга Сильву играет Павел Гребенников. Заняты также Денис Береснев, Алексей Суренский и Владимир Донцов. Хороши и органичны в своих ролях и девушки – актрисы Нелли Шмелева и Валентина Абрамова.
Каждый акт пьесы предваряют романсы А. Суханова на стихи И. Бунина и М. Волошина.
Декорации спектакля, расширяющие пространство сцены от центра до самых стен, вовлекая в действие и зрительный зал, реквизит, костюмы, – все «оттуда», из тех самых 60-70-х «застойных» годов прошлого века, когда режиссерам приходилось к премьерам спектаклей «вымарывать» целые куски, дабы спектакль мог получить заветную «путевку в жизнь», чтобы потом осторожно, по крупицам восстанавливать всю постановку. Как это произошло, например, с «Провинциальными анекдотами» того же А. Вампилова, которые в «Современнике» В. Фокин сдавал комиссии 8 раз…
Подчеркнуто «советская» атмосфера спектакля, судьбы героев пьесы, формировавшиеся в послевоенный период, – по сюжету прошло чуть более 20 лет после войны, – один герой, Владимир, – безотцовщина, второй, Сильва, – воспитанник интерната, а сам отец Сарафанов – фронтовик, все свои яркие и лучшие воспоминания связывающий с весной 45-го В этом смысле настоящим трагическим символом пьесы становится так и недописанная Сарафановым оратория «Все люди – братья», растворившаяся в повседневных хозяйственных делах и родительских заботах отца-одиночки. Но от творческого замысла героя сохранилось главное – готовность принять любую родную душу с открытым сердцем, чтобы уж более никогда ее не потерять. В жизни и без того много потерь!
На спектакле присутствовали высокие члены жюри фестиваля – вице-президенты Международного форума «Золотой Витязь» Заслуженный артист Украины Алексей Колесник, и президент кинокомпании «Филм и Тон» (Сербия) Йован Маркович. «Ощущения от спектакля остались самые хорошие, – поделились мэтры своими первыми впечатлениями от пьесы. – Теперь нам, как принято в любой профессиональной среде, необходимо некоторое время, чтобы осмыслить увиденное, сформулировать и обосновать наши оценки».
А зритель уже проголосовал «за» спектакль – долгими-долгими аплодисментами.
Елена Шеметова
Фото Алексея Давыдова