Контакты

Российская Федерация 119334, Москва, Андреевская наб. д. 2, кор. А

Телефон:   +7 495-781-79-08 Электронная почта: info@zolotoyvityaz.ru

Пресс-служба: press@zolotoyvityaz.ru

Соцсети Николая Бурляева

Международный Форум «Золотой Витязь»
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники МКФ «Золотой Витязь»
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Международного Кинофорума «Золотой Витязь»
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку на театральный форум
    • КОНКУРС ЧТЕЦОВ
    • ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри XXI Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
      • Проекты
        • Экологический Кинофорум
          • Лента событий экологического кинофорума
  • Бронзовый витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша
No Result
View All Result
Вторник, 3 июня, 2025
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники МКФ «Золотой Витязь»
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Международного Кинофорума «Золотой Витязь»
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку на театральный форум
    • КОНКУРС ЧТЕЦОВ
    • ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри XXI Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
      • Проекты
        • Экологический Кинофорум
          • Лента событий экологического кинофорума
  • Бронзовый витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша
Международный Форум «Золотой Витязь»
No Result
View All Result

«ЧТО СКРЫВАЮТ ВЕБ-СЕРИАЛЫ?»

По сообщению СМИ, 25 ноября минувшего года В Министерстве культуры России состоялось обсуждение развития веб-сериальной индустрии, а также проведение в 2022 году 4-го фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest.

         Тогда же, в конце ноября 2021 г., в Государственной Думе был предложен к рассмотрению законопроект о необходимости регистрации и сертификации интернет-платформ, на которых размещаются онлайн-кинотеатры, демонстрирующие фильмы и веб-сериалы.

 Такие информационные сообщения должны, казалось бы, вселять оптимизм: когда при отсутствии в государстве идеологической цензуры исполнительная и законодательная ветви власти поддерживают и одновременно ненавязчиво контролируют творческо-производственный процесс «важнейшего из искусств».

И, всё-таки, зададимся вопросом — что и как контролирует государство в области производства и продвижения веб-сериальной продукции? Ведь требование регистрации и сертификации интернет-платформ с расположенными на них видеосервисами возникло не случайно. Довольно долго они существовали вне правового надзора. Да и кому ещё недавно могла прийти в голову идея контролировать Интернет? Наоборот, в пору наступившей пандемии, когда кинотеатры стали периодически закрываться, размещение фильмов и сериалов на стриминговых интернет-платформах оказалось очень кстати. Вскоре выяснилось, что ряд российских видеосервисов выполняют не только дистрибьютерские функции по прокату мировой кинопродукции, но и производят фильмы и веб-сериалы для собственных онлайн-кинотеатров.

Причём, содержание сюжетов некоторых из этих отечественных веб-сериалов и фильмов нарушает практически все ограничения, установленные для кинопрокатной и телесериальной продукции: в кадре персонажи регулярно употребляют алкоголь, матерятся, курят, вступают в сексуальные связи в самом натуралистичном их экранном изображении.

В то же время сформировалась своеобразная стриминговая субкультура: модным, особенно в молодёжной среде, стало коллективное обсуждение скандальных веб-сериалов и фильмов в соцсетях. Показательно, что ко времени появления российской веб-продукции на стримингах, телесериалы на федеральных каналах стали полностью соответствовать ограничительным требованиям по «обнажёнке», курению, употреблению алкоголя и обсценной лексике. Однако, при этом, ни художественной, ни содержательной глубиной большинство таких сериалов не отличались. Так, что массовое переключение внимания молодёжи на веб-сериалы и фильмы в онлайн-кинотеатрах было вполне закономерным и ожидаемым. В этом смысле веб-продукция стала своеобразной оппозицией сериальным слотам на федеральных каналах.

И оппозицией не только художественной. На уровне подтекстов и скрытых авторских смыслов некоторые наши популярные веб-сериалы и фильмы завуалированно, но недвусмысленно транслируют известный до боли слоган: у «этой страны» будущего нет. Причём, характерной технологической особенностью драматургии и режиссуры такой веб-продукции является тщательное, ученическое подражание западным, особенно американским образцам. И, речь здесь не о компиляции в области художественных стилевых элементов. Вопрос состоит в оправданности копирования технологий когнитивного и идеологического воздействия на зрителей.

Наверное, давно настала необходимость публичного обсуждения современных возможностей и особенностей скрытого манипулятивного воздействия киноискусства на массовое сознание зрительской аудитории. Сегодня пора перестать обманываться насчёт того, что кинематограф — во всех своих формах, включая сериалы — может существовать и развиваться вне идеологии. Наоборот, кино можно сравнить с ракетой-носителем, выводящей определённые идеологические конструкции (идеологемы) «на орбиту» общественных дискуссий о том, что происходит в мире. Причём, кинематограф делает это гораздо продуктивнее, чем СМИ и политическая публицистика. Но, если медиа не скрывают политический контекст своих сообщений, то в киноискусстве идеологемы «зашифровываются» под видом художественных образов, и потому они не воспринимаются зрителями в политико-идеологическом контексте. Особенность современного западного кинематографа как раз и состоит в том, что он внедряет в массовое сознание идеологические формулы в форме звукозрительных образов. Когда событийный ряд фильма, сериала внешне выглядит на экране в виде мелодраматического, комедийного, или криминального сюжета. А на уровне подтекстовых скрытых сообщений, или как сейчас принято выражаться – авторского дискурса, экранное действо несёт в себе политико-идеологические содержание. Часто разрушительного свойства.

Авторы российских фильмов и веб-сериалов обязаны знать, что человеческое сознание неспособно блокировать и вытеснять проникновение звукозрительных кинематографических образов в глубинные структуры психики. Отчасти поэтому массовая зрительская аудитория не осознаёт последствий такого манипулятивного воздействия кино и сериалов, характер которого можно сравнить с гипнотическими техниками. Подтекстовое содержание книги, газетной статьи, театрального спектакля, произведений живописи цензура нашего сознания может отторгнуть, а вот звукозрительный образ – нет! Причём, проникнув однажды в наше подсознание (а, точнее, в душу человека) кинематографические звукозрительные образы никуда потом не исчезают. Они погружаются в глубинные структуры нашего мифологического, архетипического сознания   подобно тому, как вирусы встраиваются в живые клетки организма и паразитируют на нём. Результатом такого процесса становится постепенная, но неуклонная мутация наших традиционных представлений о мире, добре и зле, прошлом и настоящем – вместе с предположениями о контурах исторического будущего.

И это давно клинически, опытным путём доказано. Именно поэтому сегодня по-прежнему актуальна почти пророческая фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…». Кино и сериалы в этом смысле способны (при определённом политико-идеологическом целеполагании) переформатировать в общественном сознании традиционные историко-культурные и национальные архетипы. То есть, киноискусство может изменять коды цивилизационной идентичности как отдельного человека, так и общества. И это не преувеличение, не конспирологическая страшилка из «теории заговора». Сегодня, в условиях «холодной» информационно-когнитивной войны, которая ведётся против нашей страны, глобальные возможности кино формировать политико-социальную повестку не только настоящего, но и будущего — огромны. В силу своей визионерской природы кино активно моделирует образы будущего.

Создание продукции с манипулятивными технологиями – повседневная практика западного кинематографа. Огромные бюджеты выделяются именно под производство таких фильмов и сериалов. Сегодня их язык и художественная форма выражения – постмодернизм. А его главная цель — противоборство со всякой сущностной подлинностью и стремление её уничтожить. Если раньше модерн нехотя мирился с присутствием в бытии, социуме, искусстве — Бога, Церкви, традиционных ценностей, то постмодернизм не допускает никаких паллиативов и альтернатив. «Ромео должен умереть» (фильм А. Бортковяка), — утверждает Голливуд.

Нашу киноиндустрию постмодерн затронул по касательной. И потому, что в предыдущую эпоху соцреализм активно боролся с «низкопоклонством перед Западом» и буржуазным искусством при помощи «железного занавеса». И потому, что наши «западные партнёры» в лихие 90-е не собирались открывать аборигенам секреты колониальных технологий. Вот и приходится отечественным умельцам перенимать художественные постмодернистские приёмы манипулятивного воздействия, что называется, «на слух». Но, копируя постмодернистский язык и эстетику, невозможно избежать их разрушительного влияния.

Значит, появление у нас веб-сериалов «Содержанки», «Псих», «Хороший человек», «Карамора», и др. было неизбежно. В них нет пиетета перед человеком труда, радостного созерцания родных необъятных просторов, сострадания бедам и скорбям народа, вдумчивого размышления о парадоксах истории Отечества. Там есть только глумливый, издевательский смех и смакование пороков. Причём, с профессиональной точки зрения такие веб-сериалы сделаны одаренными художниками, и достаточно мастеровито, технологично. Может быть ими не осознаётся страшный потенциал постмодерна?

Но, тогда возникают вопросы: почему наше киносообщество не рефлексирует по этому поводу? Почему нет публичных дискуссий, «круглых столов», конференций, где анализировалась бы подобная проблематика? Почему в киношколах не проводится разбор технологий манипулятивного воздействия фильмов? Ведь мало научиться считывать подтекстовые скрытые манипулятивные сообщения. Нужно на системном уровне освоить технологии продюсерского, драматургического, режиссёрского создания таких идеологических месседжей в форме художественных образов, только с другими – позитивными и созидательными смыслами. Потому, что никто в государстве не отменял воспитательную роль искусства. Да, есть определённая сложность с пониманием, «расшифровкой», интерпретацией содержания таких технологических и художественных приёмов. Для этого необходима разработка соответствующей методологии и методик, которых сегодня в инструментарии киношкол, да и всего нашего киносообщества – нет.

А, что же есть? Есть огромный интерес молодёжи к производству веб-сериалов, особенно в так называемом мини-формате. То есть, по сути, есть запрос у молодых поколений кинематографистов и начинающих свою профессиональную карьеру на обучающие программы производства современной сериальной продукции. Но, вот адекватной практической реализации такого запроса в наших киношколах пока не наблюдается. Однако, ведь известно, что дорогу осилит идущий.

Так, что прежде, чем согласовывать в Минкульте детали предстоящего фестиваля веб-сериалов, может быть следует вначале стратегически осмыслить все составляющие этого явления?

Александр Семенюк, киновед

  • СФИ «Золотой Витязь»
  • Президент Форума
  • Международный Кинофорум
  • Международный театральный форум
  • Международный Славянский литературный форум «Золотой Витязь»
  • Международный Славянский музыкальный форум
  • Изобразительное искусство
  • Проекты
  • Летопись
  • Видео
  • Фото
  • Пресс-центр
  • партнёры и инфопартнёры
Телефон: +7 495-781-79-08

© 2021 Международный Форум «Золотой Витязь» © Авторские права принадлежат ООО МКФ «Золотой Витязь»

No Result
View All Result
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники МКФ «Золотой Витязь»
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Международного Кинофорума «Золотой Витязь»
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку на театральный форум
    • КОНКУРС ЧТЕЦОВ
    • ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри XXI Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
      • Проекты
  • Бронзовый витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша

© 2021 Международный Форум «Золотой Витязь» © Авторские права принадлежат ООО МКФ «Золотой Витязь»

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist