Бурляев Николай Петрович — Народный артист России, кинорежиссер, актер, сценарист, поэт, продюсер, общественный и политический деятель.
Родился 3 августа 1946г. в Москве. Закончил актерский ф-т театрального училища им. Б. В. Щукина (мастерская Л. М. Шихматова, 1967 г.) и режиссерский ф-т ВГИКа, мастерская М. И. Ромма и Л. А. Кулиджанова, 1975 г.)
Из родословной Президента Николая Петровича Бурляева
В 1648г., в начале освободительной войны малороссийского народа против панской Польши, территория Левобережной Малороссии была разделена на 16 полков. Во главе каждого из этих полков полка были поставлены полковник, полковой судья, обозный, писарь, есаулы, которые являлись членами полковой канцелярии.
Из исторического сочинения бывшего полковника Гадячского полка Григория Ивановича Грабянки «Действия презельной и от начала поляков крвавшой небывалой брани Богдана Хмельницкого гетмана Запорожского с поляки» («Летопись Г.И.Грабянки»), созданной в 1710-х гг. и изданной в Киеве 1853г.: «Тем временем Хмельницкий полковников по всей Украине поставил: Чигиринскому сам Хмельницкий полковником стал, в Черкасском — Воронченко, Переяславском — Лобода, Каневском — Кутак, Брасловском — Нечай, Белоцерковском — Гира, Уманском — Степка, Корсунском — Мороз, Калницком — Остап, Гадяцком — Бурлай; также и в прочих городах».
В 1648г., город Гадяч стал центром Гадячского полка, первым полковником которого и стал один из сподвижников Богдана Хмельницкого Кондрат Бурляй, который вместе с Селуяном Мужиловским возглавлял казацкое посольство в Москву, ведшее переговоры о воссоединении Малороссии с Россией. Затем, в 1650г., Гадяч, оказавшись в составе гетманского рангового имения — Гадячского староства, был присоединен к Полтавскому полку. В начале 1660-х гг. Гадячское староство было ликвидировано и Гадяч вошел в состав Зеньковского полка, который в начале 1670-х гг. был переименован в Галицкий полк.
Кроме того, в «Реестре всего войска Запорожского после Зборовского договора с королем Польским Яном Казимиром составленныя 1649 года октября 16 дня», который был опубликован О.М.Бодянским в «Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» (1875) упоминаются еще два Бурлая:
- Гаврило Бурляй — казак Андросовой сотни Миргородского полка.
- Иван Бурляй — казак Максимовской сотни Чигиринского полка.
В «Архиве Юго-Западной России», изданном в Киеве в 1859-1911гг. и в работе В.В.Кривошея, И.И.Кривошея и О.В.Кривошея «Неурядова старшина Гетьманщини» (Киев, 2009) упоминаются еще ряд представителей этой фамилии, которые упомянуты в древних актах XVII-XVIII веков:
- Иван Бурляй — войсковой товарищ, посланник гетмана И.С.Самойловича в Москву (1684).
- Иван Бурляй — миргородский полковой комиссар, значковый товарищ (сотенный урядник) (1725-1735).
- Роман Бурляй — значковый товарищ (сотенный урядник) Миргородского полка (1741-1742).
- Семен Леонтьевич Бурляй — шляхтич, абшитованый войсковой товарищ Роменский сотни Лубенского полка (1775 –1784).
Из книги С.М.Соловьева «История России с древнейших времен»
«В апреле приехали от гетмана в Москву Кодрат Бырляй и Силуан Мужиловский с просьбою, чтоб великий государь пожаловал, для православной христианской веры велел гетмана со всем Войском Запорожским принять под свою государеву высокую руку и учинил бы им на неприятелей их, поляков, помощь думою и своими государевыми ратными людьми. К ним писали и присылали много раз турский султан и крымский хан, зовя к себе в подданство, но они в том им отказали, что они мимо великого христианского государя царя к бусурманам в подданство идти не хотят. Если царское величество то их междоусобие успокоит миром через своих послов, они и той государской милости ради и из воли его государской не выступают, только б изволил царское величество послать теперь поскорее к королю гонца, чтоб он войною на Запорожское Войско не наступал и задоров никаких чинить не велел. Королева шведская отправила послов своих к гетману и ко всему Войску Запорожскому неизвестно о каких делах, и тех ее послов на дороге переняли поляки: так, гетман велел у царского величества милости просить, чтоб государь пожаловал, велел их, посланников, пропустить к шведской королеве через свое государство проведать, для чего она своих послов к нему посылала, а для верности пусть царское величество пошлет с ними в Швецию от себя кого ему угодно. Бырляй и Мужиловский привезли грамоты от Хмельницкого к патриарху Никону, к боярам Морозову, Милославскому, Пушкину с низким челобитьем, с смиренною просьбою, чтоб они ходатайствовали пред православным царем за него, гетмана, прямого слугу царского величества. Государь не велел пропускать Бырляя и Мужиловского в Швецию на том основании, что это может помешать переговорам с Польшею. В это время принятие в подданство Малороссии и война польская были уже решены в Москве: первая дума об этом у государя с боярами была 22 февраля 1653 года, в понедельник первой недели великого поста, а «совершися государская мысль в сем деле» в понедельник третьей недели великого поста, марта 14».
Примечание. В приложенной к тексту фотокопии страницы содержится упоминание о посольстве К.Бурляя (Бырляя) и С.Мужиловского, датированное 22 апреля 1653г. Вероятно, это опись дел Посольского Приказа, составленная в начале XVIII века при Петре I.
Составил Спицын Е.Ю.
- Лауреат международных кинофестивалей в Венеции, Канне, Берлине, Оберхаузене, Сан-Франциско, Акопулько, Дели, Москве, Сопоте, Сан Себастьяне и др.;
- Лауреат Государственной премии Ленинского Комсомола «За создание образов современников в кино», 1976г.;
- Лауреат Государственной Премии Югославии, 1999г.;
- создатель и бессменный Президент Международного Кинофорума «Золотой Витязь» с 1992г.;
- Председатель Международного Объединения Кинематографистов Славянских и Православных Народов (МОКСПН), насчитывающего 12000 членов из 15 стран мира с 1998г.;
- Президент Фонда культуры Казаков России;
- Академик, Вице-президент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры;
- член Всероссийского Театрального Общества с 1963г.;
- член Союза Кинематографистов СССР с 1967г., член Правления Союза Кинематографистов России с 1997г.;
- действительный член Российской Академии кинематографических искусств и наук
- член Союза Писателей России с 1998 года. Автор книг «Одолевая радостью страданья» (издательство «Алгоритм», 2003), «Летопись «Золотого Витязя» (издательство «Золотой Витязь», 2006). Автор поэтических текстов к художественным фильмам «Живая радуга», «Детство Бемби», «Юность Бемби». Автор публикаций поэзии, прозы и публицистических статей в периодических изданиях с 1969г.;
- член Президиума Всемирного Русского Народного Собора;
- член Президиума Международного Фонда славянской письменности и культуры;
- художественный руководитель Киностудии «Отечество» с 2000г.
- директор кинотеатра «Эльбрус» с 2002г.;
- Кавалер орденов Преподобного Сергия Радонежского III степени и Святого Всехвального Аппостола Андрея Первозванного;
- почетный профессор Академии искусств (г. Белград, Сербия);
- художественный руководитель курса «Авторской кинорежиссуры» во Всероссийском институте переподготовки и повышении квалификации (ВИППКа) при Роскомкино РФ в1994-95 гг.
- генеральный продюсер киностудии «Золотой Витязь» с 2004г.;
- телеведущий авторской программы «Киноклуб «Золотой Витязь» с Николаем Бурляевым» ведущий телепрограммы «Киноклуб «Золотой Витязь» (телекомпания «Тонус», г. Сергиев Посад, с 1999г.; НТК «Звезда», 2005г.; Православный телеканал «Спас» с 21 апреля 2006г.)
В кинематографе с 1959 года.
Актерские работы (снялся более, чем в 70 фильмах, среди которых):
- «Мальчик и голубь» — мальчик (1960, реж. Андрей Михалков-Кончаловский)
- «Иваново детство» — Иван (1962, реж. Андрей Тарковский)
- «Без страха и упрека» — Юрка Сорокин (1963, реж. Александр Митта)
- «Суд сумасшедших» — Сэм Хаггер (1962, реж. Лев Арнштам
- «Вступление» — Олег Якубовский (1963, реж. Игорь Таланкин)
- «Строгая игра» — Андрей Куманченко (1964, реж. Григорий Липшиц)
- «Метель» — юный улан (1964, реж. Владимир Басов)
- «Герой нашего времени» — слепой (1965, реж. Станислав Ростоцкий)
- «Андрей Рублев» — литейщик колоколов Бориска (1966, реж. Андрей Тарковский)
- «Мальчик и девочка» (1966 г., реж. Юлий Файт)
- «Гольфстрим» — гл. роль (1968, реж. Владимир Довкаив)
- «Служили два товарища» — прапорщик Лукашевич (1968, реж. Евгений Карелов)
- «Мама вышла замуж» — Борис (1969, реж. Виталий Мельников)
- «Поэзия» — Николай Михайлов (1970, реж. Маргарит Николов, Болгария)
- «Кража» — Ребров (1970, реж. Александр Гордон)
- «Риск» — Юзек (1970, реж. Василий Паскару)
- «Проверка на дорогах» — полицай (1971, реж. Алексей Герман)
- «Легенда» — Сашка (1971, реж. С. Хенциньский)
- «Игрок» — Алексей Иванович (1972, реж. Алексей Баталов)
- «От нечего делать» — Щупальницев (1973, реж. Сергей Соловьев)
- «Под каменным небом» — гл. роль (1974, реж. Игорь Масленников и Кичт Андерсон)
- «Выбор цели» — Федор (1975, реж. Игорь Таланкин)
- «Трын-Трава» — Вадим (1976, реж. Сергей Никоненко)
- «Отпуск в сентябре» — Кузаков (1979, реж. Виталий Мельников)
- «Маленькие трагедии» — Альбер (1979, реж. Михаил Швейцер)
- «Живая радуга» — Николай Петрович (1982, реж. Наталья Бондарчук)
- «Военно-полевой роман» — Нетужилин (1983, реж. Петр Тодоровский)
- «Чужая жена и муж под кроватью» — студент (1984, реж. Виталий Мельников)
- «Детство Бемби» — Бемби (1985, реж. Наталья Бондарчук)
- «Контрудар» — генерал Москаленко (1985, реж. Владимир Шевченко)
- «Юность Бемби» — Бемби (1987, реж. Наталья Бондарчук)
- «Птицам крылья не в тягость» — гл. роль (1988, реж. Борис Горошко)
- «Высокая кровь» — гл. роль (1989, реж. Виктор Туров)
- «Сувенир для прокурора» — Зубцов (1989, реж. Александр Косарев)
- «Мастер и Маргарита» — Иешуа Га-Ноцри (1993, реж. Юрий Кара)
- «Какая чудная игра» — комендант общежития Мих-Мих (1995, реж. Петр Тодоровский)
- «Любовь и правда Федора Тютчева» — Ф.И.Тютчев (2004, реж. Наталья Бондарчук)
- «Адмиралъ» — император Николай II (2008, реж. Андрей Кравчук)
- «Гоголь. Ближайший» — Александр Толстой (2009 — реж. Наталья Бондарчук)
Режиссерские работы
короткометражные художественные фильмы:
«Егерь» (1973, курсовая работа, ВГИК)
«Ванька-Каин» (1977, дипломная работа, новелла из киноальманаха «Пошехонская старина», Мосфильм)
«Выбор», «Круг» (1979, киноновеллы по собственным сценариям)
полнометражные художественные фильмы:
«Лермонтов» — сценарий, режиссура, исполнение главной роли (1986, Мосфильм)
«Все впереди» — сценарий и постановка (1991, «Беларусьфильм»)
Работал в московских театрах (с 1961 по 1969 год): Академическом театре им. Моссовета, театре имени Ленинского комсомола, театре Сатиры, ТЮЗе.