Контакты

Российская Федерация 119334, Москва, Андреевская наб. д. 2, кор. А

Телефон:   +7 495-781-79-08 Электронная почта: info@zolotoyvityaz.ru

Пресс-служба: press@zolotoyvityaz.ru

Соцсети Николая Бурляева

Международный Форум «Золотой Витязь»
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники МКФ «Золотой Витязь»
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Международного Кинофорума «Золотой Витязь»
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку на театральный форум
    • КОНКУРС ЧТЕЦОВ
    • ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри XXI Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
      • Проекты
        • Экологический Кинофорум
          • Лента событий экологического кинофорума
  • Бронзовый витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша
No Result
View All Result
Воскресенье, 8 июня, 2025
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники МКФ «Золотой Витязь»
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Международного Кинофорума «Золотой Витязь»
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку на театральный форум
    • КОНКУРС ЧТЕЦОВ
    • ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри XXI Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
      • Проекты
        • Экологический Кинофорум
          • Лента событий экологического кинофорума
  • Бронзовый витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша
Международный Форум «Золотой Витязь»
No Result
View All Result

Валентин Курбатов: «Можно и нужно уже не говорить, а криком кричать…»

Валентин Курбатов – организатор и ведущий писательских «круглых столов» в Ясной Поляне, постоянный участник кинофестиваля «Золотой витязь», член жюри фестиваля документальных фильмов «Послание к человеку». Колоссальную роль сыграл он в возрождении памятников Пскова, в сбережении его культурного наследия.

С членом Общественной палаты РФ Валентином Курбатовым корреспондент «Файла-РФ» Людмила Сапожникова встретилась в Пскове. Представляем читателю записанные у крепостных стен древнего города размышления известного литературного критика о современной России.

«Заграница»

Первый раз, когда я был «за границей» – это был город Тюмень. Я приехал – матушки мои, отель! В отеле бумажку надо заполнять иностранными буквами, латиницей! Обязательно, иначе не берут! Я заполнил, как умел, вспоминая посильные познания в немецком. Пошёл – охранник стоит здоровенный: на лифте, говорит, поезжай. Матушки мои, я такого лифта и не видал! «Сюда тычь, деревня!» Я говорю: «Сынок, давай тогда вместе со мною»… А уж когда мне открыли номер – а там экран в полстены, какие-то неслыханные баночки, притирания, ванны – я говорю: «Можно я ничего тут трогать не буду, лягу на половичке вот тут, и буду спокойнее и увереннее».

Огляделся – матушки мои! Бары, рестораны, парикмахерские, и последний пункт – приятные знакомства. Даже не решился спросить, что означает это таинственное предложение, которое отель делает каждому желающему.

И на всех стенах там – ранний Шагал, поздний Моне. Импортные ребята-то приезжают в эту самую Тюмень по своим газовым делам, чтобы посмотреть «Трёх медведей» шишкинских! Зачем им это всё? Они этого у себя дома насмотрелись!

А оказывается, эти добрые богатые тюменские ребята просто копировали целиком какой-то гонконгский отель, вплоть до картиночек на стенах, и эту «цитату» привезли…

Мы так жадно кинулись повторять чужое – то ли оттого, что новизна, то ли оттого, что долго всего этого не видели из своей счастливой нищеты – этого стеклянно-алюминиевого роскошного пространства вокруг. Как Москва-сити, строящийся сейчас. Там не смеют летать птицы, в этом городе. Там никогда не идут дожди, не идут снега! Это слепое, мёртвое пространство – птицы шарахаются, дожди облетают по краям. Радуга никогда не встаёт. И люди там –самые главные, самые предприимчивые, самые хваткие – они забудут простую русскую речь, забудут поневоле. Потому что они живут в этом пространстве.

То, что мы поневоле стали попадать в это «цитированное» пространство, может, самое горькое и есть.

Однажды ехал на заседание комиссии по охране памятников, ещё в прошлом созыве Общественной палаты, и думал: «Надо про русский язык что-то сказать». Единственное, что ещё не обесчещено, не оскорблено, не попрано среди всех памятников! Остальные задавлены безобразной застройкой – тот же Сити просто взрывает пространство города.

Волновался, целую страницу написал. Думаю, сейчас с выражением прочитаю. Сажусь на своё рабочее место – а там уже, как на всех заседаниях, проект решения, и там я читаю: «Девелоперы должны отдавать преференции инвестициям в кластеры».

Я подумал: чего ты, парень, сюда приехал, ты чего со своим языком сюда суёсси? Вон ребята какие сурьёзные, проблемы девелоперы решают – кластеры, инвестиции… А ты тут – добро, милосердие, справедливость, историческая память!

И наш город, при всей своей нежной старинности, когда стены даже должны диктовать человеку старинные глаголы – он ведь тоже не хочет отстать от общего движения. И вы увидите на всех улицах – вавилоны, супермаксимусы, империалы – всё только роскошное, супер и всякое импортное.

Заметил афишу в Татьянин день: «Женские бои в грязи». С эпиграфом: «Таньки грязи не боятся». И таньки наши, не боящиеся грязи, естественно, устремились…

Слово – властно, сильно, могущественно!

Можно и нужно уже не говорить, а криком кричать о том, что необходимо нам спасение.

Пушкинские праздники, которые были так царственно светлы, когда всё летело навстречу Слову. Гляди, гляди – Смеляков! Гляди – Кугультинов! – задыхаясь от того, что видели их только в учебниках, этих великих людей, несущих слово. Павел Антокольский там криком кричал, Белла Ахмадуллина царственно сияла…

Сегодня же эти праздники постепенно выдыхаются – и не от организаторов это зависит: выветривается само Слово. В нём теряется та мощная, властная сила, которая держала его. Сегодня Слово – в последней великой литературе большого стиля, деревенской литературе – это Распутин, Астафьев, Белов, Абрамов. С её уходом слово стало цветистее, щеголеватее, мы все пишем, как Набоков, но при этом щегольстве словаря ты чувствуешь, что уходит из пространства жизни земная основательность и плоть, уходит небо и земля.

Сама аудитория начинает понимать, что раньше она приходила на одни пушкинские праздники, одних поэтов слушать, а сейчас – другие.

В прошлом году я вёл торжественное открытие пушкинского праздника. Говорю – вам придётся податься чуть-чуть вперёд в кресле, потому что перед вами предстанет другая поэзия, не та, к которой вы привыкли в первые праздники. Она более умная, тонкая, расчётливая, может быть, более опустевшая, – но она старается, она что-то ищет в потёмках, нашаривает. Вглядитесь, говорю, вслушайтесь: вы поймёте, что вы в сотворчестве, вы собеседники! Поэт не утешает вас своим чтением, а криком кричит перед вами, как на исповеди, что ему одиноко, страшно, что он задыхается от этой брезгливой иронии, не зная, за что уцепиться.

Это способ защиты – ирония. Способ бегства. Ироническое телевидение, которое только забавляет с утра до вечера – это тоже бегство. Хорошо, если сознательное, но скорее – кем-то оплаченное бегство, чтобы нас скорее вывести из пространства исторических народов, сделать большим количеством потребителей бесконечных товаров, которые нам поставляют. Привозят шмотьё, продукты – всё чужое, всё!

Видно, потому и посылает нам Господь такие памятные даты, как 1150-летие русской государственности, которое будет праздноваться в Изборске в этом году в сентябре. Он же видит, что мы сами не справляемся, и посылает нам этот юбилей: ну, ребята, хоть перед юбилеем соберитесь! Это же ещё один повод вспомнить русский глагол, русскую силу, русскую стать и породу!

И в Вологде уже мы собирались в 1987 году, это было уже такое царственное ликование, победа в этом была слышна – и такая жадность…все празднования Дня славянской письменности и культуры, в которых мне перепала счастливая возможность участвовать – только в первом, пожалуй, не был, который устроил мурманский писатель Виталий Маслов, Царствие ему Небесное. Сам поехал в Болгарию, привёз оттуда образ, пронёс его с писателями через Мурманск – и пронёс с такой видностью всем и всюду, что на следующий год уже не могли не устроить этот праздник более серьёзно.

Она ведь не в «перестройке» и гласности, эта смена сломавшегося советского – и осмеянного, и одновременно для каждого сердца, кто жил там, вовеки незабываемого и святого, времени. Как его ни бесчестили, что с ним ни делали всеми силами, оно останется всё равно свято. Ведь оно было делом жизни отцов и дедов, поэтому оскорбить его, как мы сегодня навострились бесчестить это время – это плюнуть в лицо отцам и дедам. Плевок возвращается страданиями и беспамятностью.

В это «перестроечное», плюралистическое время мгновенное восстание родного, желание это родное воскресить – оно и побуждало желание собираться в той же Вологде, когда Клыков открывал памятник Батюшкову, предшественнику русского слова, тайному учителю Александра Сергеевича в этом слове и ясности.

Приезжие искусствоведы и писатели поднимались на колокольню Святой Софии. Прикасались, ещё очень робко, к молебнам, посвящённым Кириллу и Мефодию. Многие, робея, переступали пороги храмов.

А на следующий год, когда празднование дня славянской письменности и культуры в Новгороде совпало с тысячелетием крещения Руси – и уж тут-то, конечно, празднование развернулось в такую мощь, что весь город гудел.

Это не были те мероприятия, которыми сегодня, к сожалению, часто кончаются праздники славянской письменности и культуры – мероприятия с тем или иным количеством фольклорных песен, танцев, воспоминаний – а было вот именно общее стремление в речах Юрия Бондарева, Валентина Распутина, Дмитрия Балашова, Виктора Астафьева, Сергея Залыгина, была радостная перекличка, объятия всех со всеми, и все мы чувствовали, что слово властно, сильно, могущественно, оно может многое сделать!

Мы вышли в чистое поле

Спасёмся ли? Спасёмся, если догадаемся, что проблема, перед которой оказались мы – проблема не только наша, русская, это проблема всего нашего доброго мира.

Он стоит в предпотопном состоянии, как будто исчерпал все свои возможности. Бегал-бегал, как собака за хвостом. Революция – контрреволюция, реформация – контрреформация, и так далее. Этот круг, кажется, уже истоптан насквозь – мы только повторяем.

Почему и начинаем снова читать от Платона до сегодняшнего Пелевина – и чувствуем, что цитируем одни и те же по кругу вращающиеся слова, как будто ушла та подлинная, ясная, строительная жизнь. Мы уже тексты строим из цитат – не рождается сегодня мощная философская ясная мысль, ибо она рождается от плоти, от земли и неба.

На нашем знамени было начертано – «постмодернизм», а теперь уже и «постистория», и «пострелигиозное сознание». «Пост» – следовательно, всё кончилось, занавес задёрнулся. Мы вышли в чистое поле. И догадаться надо об этом – и, следовательно, начать новый виток человеческого существования. Я думаю, мы рано или поздно об этом заговорим…

У нас есть замечательный пример – Лев Николаевич Толстой с его «Войной и миром», где бежит Андрей Болконский со знаменем в Аустерлицком поле, в белом мундире, – красиво! И вдруг падает, подстреленный, роняя знамя. Видит над собой небо и думает: куда мы бежали, зачем, что это? Он видит небо – как ту божественную вертикаль, по которой должно идти человечество, ибо там – смысл и логика.

А мы продолжаем бежать. Хорошо, если со знаменем, а чаще уже и без него, бежим и бежим. Но когда-то нам предстоит вспомнить, что человек построен, как крест – вертикаль и горизонталь.

Василий Васильевич Розанов говорил, что все эти великие походы, Александр Македонский, Ганнибалы, все эти переходы через Бог знает что – всё это опера, а настоящая мировая история начнётся, когда заговорят друг с другом мировые религии.

А они ещё друг перед другом шапки не снимали… Только сейчас снимают – в Ливане, в Египте, в Сирии, у нас в Чечне – но снимают с каким-то злым ожесточением, не вслушиваясь в самое главное, – в тот главный посыл, который должен держать каждую религию – то самое небесное единство, построенное, как райский сад.

Господь говорит: ну что, ребята, догадались, зачем вы призваны и куда идём? Тут идут французы стеной, тут идут русские, англичане, немцы – интересные друг другу как немцы, как англичане, как французы, а не как среднее глобалистское стадо – все на одно лицо, с общей культурой, все, как выжженный Ливан, как выжигаемая Сирия, как выжигаемый Египет, который тоже становится постепенно безликим пространством, среднедемократическим.

Об этом в Пскове думаешь чаще, чем где бы то ни было, потому что мимо чего мы с вами идём – вдоль крепостной стены, за городом идём, заметьте, город там, за стеной, – мимо крепостных стен и башен, мимо собора Святой Троицы!

Молодым людям ещё не до того, они пока ещё радуются ненасытной радостью жизни, молодые зверьки – а когда человек уже пожил, многое повидал и сам заводит детей, а то и внуков, он начинает догадываться об этих главных вопросах, которые ставятся перед нами.

И может быть, самое дорогое в этих старых городах – просто слышать в этих стенах ту земную длящуюся историю, которая себя отстаивала, строила, созидала, – наконец, которая была ещё историей, не постисторией…

Жить надо – вперёд

То, что мы оказались в новом совершенно пространстве – это самое трудное. Я понимаю, правительствам тоже трудно – и нашему, и остальным всем. Они только притворяются отважными. Меж тем, как только приходят домой, глядят в зеркало – ну что, парень, что завтра-то будем делать? Ну конечно, восстанавливать что-то, проводить дороги, гостиницы строить, возвращать памятники.

Но это всё возвращение, возрождение бесконечное… Надо поднимать знамя не возрождения, а рождения! Мы предстоим перед необходимостью рождения нового качества.

Жить надо. Память должна быть, но жить только памятью – это значит стать цитатой самого себя. Жить надо – вперёд. Для этого надобны заводы, для этого надобно сельское хозяйство.

Когда остаются одни памятники, нет за ними мощи оборонной, космической, тяжёлой промышленности, лёгкой, сельского хозяйства – памятники становятся эфемерными, перестают работать. Они подкрепляются силой и волей нормальной живой жизни, без этого они становятся театральными декорациями. И человек в них приходит – и ведёт себя как театральный персонаж. Рядится в исторические памятники, а не живёт ими.

Мы же не можем построить такие храмы, которые строились в XVI веке. Они были другие, – то, что мы сегодня делаем – это архитектура. А тогда приходили мужики с кельмами, с мастерками, рисовали на земле план, периметр этого храма, и – Господи, благослови! На десять метров подняли – добавим, мужики, тут ишшо полстенки, а тут выгнем покруче! И храм получается живой, он не строится – он рождается!..

Мы и с Саввой Ямщиковым об этом говорили. Я ему говорю: «Поехали, Савва, я тебе покажу, что делается с памятником Богоявления на Запсковье!»

Замечательный храм, его восстанавливал великий архитектор Юрий Павлович Спегальский. А после войны его начали делать новые мастера – и сделали таким щегольским, таким…

Тогда все храмы обмазывали рукою, как молитва моя – теперь это всё делается мастерками. Ровно, красиво. Приходишь и думаешь – почему у тебя сердце не горит в этом храме? Молишься через силу, либо дежурно обмахиваешься крестом. Потому что храм не рождён, он сконструирован механически! И алтарь там тоже типовой, софринский, какие делают для вокзалов.

А храм, который рождён в XVI веке, криком кричит, сопротивляясь этому типовому, мёртвому внутри него!

Это зримый образ сегодняшнего православия, которое вошло в старые стены – и вроде вносит новые элементы, но вносит тоже с какой-то декоративной памятью, и молитвы сейчас – как цитаты, как упражнения. Вот почему церковь пока всё не встанет во властной силе, в которой она должна была бы встать.

…Вчера приехал из родного Чусового. Там построили новый город, а старому сказали – замри! А он отмер, но отмер в другом смысле – потому что его забыли. Новый город строят, а этот – доживает. Упали все балконы, всё выкрошилось – но вставлены европейские окна…

Миленький мой, это же портрет Отечества нашего: мы глядим в европейские окна из облупленных стен! Не понимаем, что их нужно привести в соответствие, стены не забыть. Если хочешь, чтобы они с окошком были похожи – делай что-нибудь!

«Деревня – наш кабинет…»

Главное всегда хочется сказать – нам нельзя всем переезжать в город, мы были от века крестьянской землёй. В крестьянской земле сложена наша вера, в крестьянской земле рождена наша почва, наш язык рождён там, между христианством и крестьянством.

На родном Урале – там хоть пространство, там горы, там глаз утешен этим движением. А еду от Москвы, и начиная от Твери – брошенная земля. Она была мелиорирована когда-то, и вся эта мелиорация, всё это умерло и ольшаником диким затянуто, дикими травами…

Я говорил когда-то в Общественной палате, что лучше проводить заседания Государственной думы с новыми законами о земле посреди вот этой дикой, запущенной, с провалившимися крышами коровников, рухнувшей, обесчещенной земли. Там, говорю, повернётся ли у вас язык договорить хоть половину фраз, которые вы говорите? Вы вдруг поймёте, – а если ещё понаставить камеры со всех сторон, то все поймут – опустошённость законов, которые вы принимаете.

Видимо-невидимо, страшно представить, сколько этих законов за эти двадцать лет после «перестройки» принято, поправок к ним, комментариев, уточнений, – ни один состав тяжеловесный не увезёт! А по содержанию – унесёт и мальчик грудной, потому что они – как воздушный шарик. Они внутри пусты, они не работают!

Нас сгоняют в города, и тем самым у нас отнимают Родину. В города переводят – один мощнее другого, вертикальнее и вертикальнее, они отрываются от самого пространства Родины. А вроде за благо выдаётся: что там по деревням-то мыкаться, когда есть мощные индустриальные центры? А в индустриальных центрах человек оказывается без Родины

Школы в большие центры съезжаются. Вроде и хорошо: что мальчик будет маяться у себя в крошечной деревеньке? Пусть лучше живёт в центральной усадьбе! Но он остаётся безродным, эдакой перелётной птицей, у которой нет корня.

Для одного мальчика оставляйте пять учителей в школе, если хотите спасти нацию!

Но нет – всё же свозится в центры, и в результате мутация народная происходит. И мы сами видим каждый раз, по себе это замечаем, когда в зеркале, в своём отражении ловим что-то чужое, чуть тронутое европейским не знаю чем чем-то лжеевропейским.

Нам нельзя им подражать хотя бы потому, что они жили в нормальном историческом длящемся ровно пространстве – у нас же всё время скачками, прыжками, переделками, реформами, чуть ли не каждый год. Там всё-таки религиозное, историческое стояние вырабатывало защитную стихию. А у нас – нет.

«Да» хочу услышать!

Мы плохо читаем! Нас Александр Сергеевич учил в «Борисе Годунове» – сыну своему Борис передаёт власть и говорит: «Не изменяй теченья дел. Привычка – душа держав». Где, от кого вы в России слышали эти слова?

И почитайте монолог Пимена, как надо наследовать власть! Александр Сергеевич юношей, в 25 лет уже это знал! А эти уже седобородые мудрецы ведать не ведают: «Пускай они своих царей великих поминают за их труды, за славу, за добро. А за грехи, за тёмные деянья Спасителя смиренно умоляют»

Вот если бы у нас господин Ленин смиренно умолял за грехи Николая и продолжал дальше, и точно так же Сталин умолял бы за грехи Ленина – и продолжал дальше, и Брежнев, Хрущёв, и так далее Смиренно умоляя Спасителя! А ведь получаем: «Эти подлецы мне что оставили, какую власть!»

И это – конец! Обрыв! И снова начинает сам с себя, не прибиваясь к чему-то…

…Один только призыв: читайте родную русскую литературу. Самыми простыми словами сказать хочется: любите книгу – источник знаний! Начинайте заседания государственных комитетов, правительства с цитаты какой-нибудь. Хотя бы небольшой обрывочек из русской литературы, из того же Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина – вы вдруг поймёте, что у вас появляется ответственность перед словом, перед мыслью, перед традицией.

А так – как в чистом поле, как будто никакой великой традиции нет, всё с меня началось – мной же и закончится. Так мы станем одной Болотной площадью по периметру всей нашей страны. Не в знаке сопротивления, а именно болотной – затянутой ряской, болотной усталостью.

Они же выходят на Болотную площадь, эти ребята – ты их спроси: ты чего хочешь-то? «Нет!» – решительно говорят! А я «да» хочу услышать. Сформулируй мне это «да», господин Немцов, или там, не знаю, Лимонов, Борис Акунин, Людмила Улицкая, кто бы там ни выходил. Выйди – и ясно, осмысленно напиши: хочу вот это, ребята, это и это. Первое, второе и третье! И мы скажем: ну, мужик, это здорово, мы тебя выбираем!

Но пока они сами не знают, чего хотят. Они знают, что многое как-то всё не так, но у них нет ответа на самый главный вопрос, о котором мы с вами пытаемся сказать. Нет этого Аустерлицкого поля, нет понимания, что это проблема не только родного Отечества – нужно просто выпрямиться и поглядеть со страшной ответственностью перед небом, землёй, традицией, историей, а не перед предшествующим кабинетом.

Глядеть надо на то, что вдали, – на монаршую историю, старообрядчество, раскол, родную церковь. Глядишь, если будешь в это зеркало смотреть – что-то выработается в словаре, в поведении, во всём.

Один Никита Михалков, как ни относись, написал свой меморандум. Экономика, политика, государство, армия, сельское хозяйство – всё было перечислено. Я немедленно пишу Евгению Павловичу Велихову, что нужно это обсудить на общем пленарном заседании Общественной палаты – он мне даже не отвечает!

Заглядываю в Интернет – и первый же комментарий к этому меморандуму, который я вижу: «Ни асилил. Многабукав». Вот такой способ реакции

Некоторые говорят, что вот, Михалков не сам написал, это за него кто-то сочинил. Не важно, кто сочинил! Важно, что он собирается своим детям, своим дочерям отдать государство, которое он сформулировал. Чтобы оно было такое! И что бы проще – обсудить это всё? Сказать, – тут он заблуждается, тут не прав, тут враньё, это красноречие Никитино, а вот это хорошо! Всё!

Ведь человек нарисовал, начертил за правительство программу – им бы только поблагодарить! А каждый начинает со своих. В результате все министры сейчас полетели – новенькие прилетели. Они же тоже начнут с новой страницы, тоже каждый постарается обесчестить предшественника! Что он мне оставил, что вы с меня спрашиваете?

Это – наше наследие. Мораль: только криком кричать! Будем надеяться, что постепенно получится

Почувствовать себя народом

…Всё время меня мучила вот эта «конкретность». Конкретность – это попытка уйти от самых сущностных вопросов. Давай, старик, мы должны к утру сделать вот это! Это хороший способ, правильный, но вот это «к утру» – оно развалится к вечеру, если я построю без мысли о том, что должно быть насущным.

Высокие слова – зеркало высокой мысли, и когда тебя лишают их, тебя лишают самой мысли, её высоты, тебя силком загоняют в коротенькую мысль и коротенькое миропонимание – вот тебе коридорчик, и там живи.

День простоять да ночь продержаться, как писал дедушка нашего реформатора Егора Гайдара в «Мальчише-Кибальчише». Когда это написано на знамени государства – это очень тревожно. Видишь, что знамя поднимают – но сердце не встаёт. Ты сам можешь встать, но в душе ты – сидишь.

Всё связано со всем, и это сегодня мучительнее всего видно. Порознь ничего не существует, мы связаны всем – и музыкой, и гимном, и гербом, Отечеством, высокорелигиозной мыслью, церковью, – всё глядит друг на друга, всё только друг с другом может что-то сделать! Не возродим духовного стояния, духовной твёрдости, пространственности русской мысли, не почувствуем её простор – ничего не получится

Летишь в какой-нибудь Иркутск целый час над тайгой, ни кустика, ни огонька – ночь! Огромное пространство, которое должно в душе жить…

Душа должна чувствовать волю и власть, с которой мы зачем-то завоёвывали эту землю, чтобы она растила нашу душу такой пространной. Чтобы почувствовать, что такое народ.

Раньше, когда человек говорил слово «народ», он понимал, что говорит. Слышал – и зябла спина, потому что это что-то такое – не ты, не я, не он – это единое.

Сейчас мы говорим это слово – и чувствуем, что за ним ничего не стоит. Оно выветрилось в «население этой страны», в огромное количество индивидуальностей.

А соборность, – слово, которое теперь и церковь не произносит – это собрание сильных личностей, перед Богом каждая из которых лик Господень в себе хранит, но личность – именно как лик, как отражение неба. И тогда человек сам, один перед Богом стоит – это ответственность, и соборно стоят перед Ним – личности. Они не порознь – они вместе, одним небом накрыты, одним Богом. Из индивидуальностей соборность не сделаешь, много отдельных людей не являются ни народом, ни церковью…

Людмила Сапожникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • СФИ «Золотой Витязь»
  • Президент Форума
  • Международный Кинофорум
  • Международный театральный форум
  • Международный Славянский литературный форум «Золотой Витязь»
  • Международный Славянский музыкальный форум
  • Изобразительное искусство
  • Проекты
  • Летопись
  • Видео
  • Фото
  • Пресс-центр
  • партнёры и инфопартнёры
Телефон: +7 495-781-79-08

© 2021 Международный Форум «Золотой Витязь» © Авторские права принадлежат ООО МКФ «Золотой Витязь»

No Result
View All Result
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники МКФ «Золотой Витязь»
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Международного Кинофорума «Золотой Витязь»
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку на театральный форум
    • КОНКУРС ЧТЕЦОВ
    • ПОЛОЖЕНИЕ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри XXI Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
      • Проекты
  • Бронзовый витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша

© 2021 Международный Форум «Золотой Витязь» © Авторские права принадлежат ООО МКФ «Золотой Витязь»

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist