По сообщению СМИ, 25 ноября минувшего года В Министерстве культуры России состоялось обсуждение развития веб-сериальной индустрии, а также проведение в 2022 году 4-го фестиваля веб-сериалов Realist Web Fest.
Тогда же, в конце ноября 2021 г., в Государственной Думе был предложен к рассмотрению законопроект о необходимости регистрации и сертификации интернет-платформ, на которых размещаются онлайн-кинотеатры, демонстрирующие фильмы и веб-сериалы.
Такие информационные сообщения должны, казалось бы, вселять оптимизм: когда при отсутствии в государстве идеологической цензуры исполнительная и законодательная ветви власти поддерживают и одновременно ненавязчиво контролируют творческо-производственный процесс «важнейшего из искусств».
И, всё-таки, зададимся вопросом — что и как контролирует государство в области производства и продвижения веб-сериальной продукции? Ведь требование регистрации и сертификации интернет-платформ с расположенными на них видеосервисами возникло не случайно. Довольно долго они существовали вне правового надзора. Да и кому ещё недавно могла прийти в голову идея контролировать Интернет? Наоборот, в пору наступившей пандемии, когда кинотеатры стали периодически закрываться, размещение фильмов и сериалов на стриминговых интернет-платформах оказалось очень кстати. Вскоре выяснилось, что ряд российских видеосервисов выполняют не только дистрибьютерские функции по прокату мировой кинопродукции, но и производят фильмы и веб-сериалы для собственных онлайн-кинотеатров.
Причём, содержание сюжетов некоторых из этих отечественных веб-сериалов и фильмов нарушает практически все ограничения, установленные для кинопрокатной и телесериальной продукции: в кадре персонажи регулярно употребляют алкоголь, матерятся, курят, вступают в сексуальные связи в самом натуралистичном их экранном изображении.
В то же время сформировалась своеобразная стриминговая субкультура: модным, особенно в молодёжной среде, стало коллективное обсуждение скандальных веб-сериалов и фильмов в соцсетях. Показательно, что ко времени появления российской веб-продукции на стримингах, телесериалы на федеральных каналах стали полностью соответствовать ограничительным требованиям по «обнажёнке», курению, употреблению алкоголя и обсценной лексике. Однако, при этом, ни художественной, ни содержательной глубиной большинство таких сериалов не отличались. Так, что массовое переключение внимания молодёжи на веб-сериалы и фильмы в онлайн-кинотеатрах было вполне закономерным и ожидаемым. В этом смысле веб-продукция стала своеобразной оппозицией сериальным слотам на федеральных каналах.
И оппозицией не только художественной. На уровне подтекстов и скрытых авторских смыслов некоторые наши популярные веб-сериалы и фильмы завуалированно, но недвусмысленно транслируют известный до боли слоган: у «этой страны» будущего нет. Причём, характерной технологической особенностью драматургии и режиссуры такой веб-продукции является тщательное, ученическое подражание западным, особенно американским образцам. И, речь здесь не о компиляции в области художественных стилевых элементов. Вопрос состоит в оправданности копирования технологий когнитивного и идеологического воздействия на зрителей.
Наверное, давно настала необходимость публичного обсуждения современных возможностей и особенностей скрытого манипулятивного воздействия киноискусства на массовое сознание зрительской аудитории. Сегодня пора перестать обманываться насчёт того, что кинематограф — во всех своих формах, включая сериалы — может существовать и развиваться вне идеологии. Наоборот, кино можно сравнить с ракетой-носителем, выводящей определённые идеологические конструкции (идеологемы) «на орбиту» общественных дискуссий о том, что происходит в мире. Причём, кинематограф делает это гораздо продуктивнее, чем СМИ и политическая публицистика. Но, если медиа не скрывают политический контекст своих сообщений, то в киноискусстве идеологемы «зашифровываются» под видом художественных образов, и потому они не воспринимаются зрителями в политико-идеологическом контексте. Особенность современного западного кинематографа как раз и состоит в том, что он внедряет в массовое сознание идеологические формулы в форме звукозрительных образов. Когда событийный ряд фильма, сериала внешне выглядит на экране в виде мелодраматического, комедийного, или криминального сюжета. А на уровне подтекстовых скрытых сообщений, или как сейчас принято выражаться – авторского дискурса, экранное действо несёт в себе политико-идеологические содержание. Часто разрушительного свойства.
Авторы российских фильмов и веб-сериалов обязаны знать, что человеческое сознание неспособно блокировать и вытеснять проникновение звукозрительных кинематографических образов в глубинные структуры психики. Отчасти поэтому массовая зрительская аудитория не осознаёт последствий такого манипулятивного воздействия кино и сериалов, характер которого можно сравнить с гипнотическими техниками. Подтекстовое содержание книги, газетной статьи, театрального спектакля, произведений живописи цензура нашего сознания может отторгнуть, а вот звукозрительный образ – нет! Причём, проникнув однажды в наше подсознание (а, точнее, в душу человека) кинематографические звукозрительные образы никуда потом не исчезают. Они погружаются в глубинные структуры нашего мифологического, архетипического сознания подобно тому, как вирусы встраиваются в живые клетки организма и паразитируют на нём. Результатом такого процесса становится постепенная, но неуклонная мутация наших традиционных представлений о мире, добре и зле, прошлом и настоящем – вместе с предположениями о контурах исторического будущего.
И это давно клинически, опытным путём доказано. Именно поэтому сегодня по-прежнему актуальна почти пророческая фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…». Кино и сериалы в этом смысле способны (при определённом политико-идеологическом целеполагании) переформатировать в общественном сознании традиционные историко-культурные и национальные архетипы. То есть, киноискусство может изменять коды цивилизационной идентичности как отдельного человека, так и общества. И это не преувеличение, не конспирологическая страшилка из «теории заговора». Сегодня, в условиях «холодной» информационно-когнитивной войны, которая ведётся против нашей страны, глобальные возможности кино формировать политико-социальную повестку не только настоящего, но и будущего — огромны. В силу своей визионерской природы кино активно моделирует образы будущего.
Создание продукции с манипулятивными технологиями – повседневная практика западного кинематографа. Огромные бюджеты выделяются именно под производство таких фильмов и сериалов. Сегодня их язык и художественная форма выражения – постмодернизм. А его главная цель — противоборство со всякой сущностной подлинностью и стремление её уничтожить. Если раньше модерн нехотя мирился с присутствием в бытии, социуме, искусстве — Бога, Церкви, традиционных ценностей, то постмодернизм не допускает никаких паллиативов и альтернатив. «Ромео должен умереть» (фильм А. Бортковяка), — утверждает Голливуд.
Нашу киноиндустрию постмодерн затронул по касательной. И потому, что в предыдущую эпоху соцреализм активно боролся с «низкопоклонством перед Западом» и буржуазным искусством при помощи «железного занавеса». И потому, что наши «западные партнёры» в лихие 90-е не собирались открывать аборигенам секреты колониальных технологий. Вот и приходится отечественным умельцам перенимать художественные постмодернистские приёмы манипулятивного воздействия, что называется, «на слух». Но, копируя постмодернистский язык и эстетику, невозможно избежать их разрушительного влияния.
Значит, появление у нас веб-сериалов «Содержанки», «Псих», «Хороший человек», «Карамора», и др. было неизбежно. В них нет пиетета перед человеком труда, радостного созерцания родных необъятных просторов, сострадания бедам и скорбям народа, вдумчивого размышления о парадоксах истории Отечества. Там есть только глумливый, издевательский смех и смакование пороков. Причём, с профессиональной точки зрения такие веб-сериалы сделаны одаренными художниками, и достаточно мастеровито, технологично. Может быть ими не осознаётся страшный потенциал постмодерна?
Но, тогда возникают вопросы: почему наше киносообщество не рефлексирует по этому поводу? Почему нет публичных дискуссий, «круглых столов», конференций, где анализировалась бы подобная проблематика? Почему в киношколах не проводится разбор технологий манипулятивного воздействия фильмов? Ведь мало научиться считывать подтекстовые скрытые манипулятивные сообщения. Нужно на системном уровне освоить технологии продюсерского, драматургического, режиссёрского создания таких идеологических месседжей в форме художественных образов, только с другими – позитивными и созидательными смыслами. Потому, что никто в государстве не отменял воспитательную роль искусства. Да, есть определённая сложность с пониманием, «расшифровкой», интерпретацией содержания таких технологических и художественных приёмов. Для этого необходима разработка соответствующей методологии и методик, которых сегодня в инструментарии киношкол, да и всего нашего киносообщества – нет.
А, что же есть? Есть огромный интерес молодёжи к производству веб-сериалов, особенно в так называемом мини-формате. То есть, по сути, есть запрос у молодых поколений кинематографистов и начинающих свою профессиональную карьеру на обучающие программы производства современной сериальной продукции. Но, вот адекватной практической реализации такого запроса в наших киношколах пока не наблюдается. Однако, ведь известно, что дорогу осилит идущий.
Так, что прежде, чем согласовывать в Минкульте детали предстоящего фестиваля веб-сериалов, может быть следует вначале стратегически осмыслить все составляющие этого явления?
Александр Семенюк, киновед