29 ноября в Москве начал свою работу ХVI Международный театральный форум «Золотой Витязь». Для погружения в атмосферу нынешнего фестиваля мы начинаем нашу рубрику «16 МТФ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»: ЛИЦА. СОБЫТИЯ. ИДЕИ», в которой мы предлагаем поближе познакомиться с его участниками. Первый гость рубрики главный режиссёр Калужского областного театра юного зрителя, заслуженный работник культуры Калужской области, кавалер ордена Святого Благоверного князя Даниила Московского III степени МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ВИЗГОВ.
Уважаемый Михаил Алексеевич, Калужский ТЮЗ в 2014 году отметил свое пятидесятилетие. Вы же с 1992 года – главный режиссер театра, то есть, с той самой поры, когда ТЮЗы решительно захотели играть взрослый репертуар и перепрофилировались в театры для молодежи. Какой была в то время Ваша идея театра для детей? Вы тоже решили срочно «повзрослеть» и не «играть в песочнице»?
Я не различаю театр для детей или для взрослых… По крайней мере, наш ТЮЗ – это театр для всех. Спектакли для детей могут смотреть и взрослые. Могут, но скорее – не будут. Они думают, что им это не нужно. Дети посредством спектакля постигают мир, они увлечены вопросами «почему?», «зачем?» и «откуда?». Им нужно объяснить, почему мир устроен именно так, а не иначе. Театр, следуя этой непростой задаче, создает мощный эмоциональный поток и погружает в него ребенка. Это очень благодарная публика! Более того, ребенок для нас – это якорь спасения. У него громадная возможность постижения мира. Как только ты поймешь, что тебе просто надо уметь подпитаться всем этим, пока он не вырос – ты сам будешь благодарен каждому ребенку, пришедшему на спектакль. Взрослые, подчиненные четкой иерархии, всегда знают, что нужно делать. Но, их язык обеднен, он мало может помочь в познании мира. Именно поэтому, когда я делаю спектакль для взрослых, мне все же важна некая детскость в пьесе. Знаете? – «Будьте как дети, иначе …». Вот, кстати, за это мне нравится Андрей Убогий… За такое редкое качество…
Когда много лет назад я пришел работать в ТЮЗ, ни зрителей, ни самого театра еще не было. Было одно лишь название. На спектакли приходили по 10-20 человек. Именно тогда мне захотелось, во что бы то ни стало ВЕРНУТЬ ТЮЗ Калуге. Настоящий театр. Живой. Искрящийся … С горящими у зрителя глазами. Без зрителя театр – ничто. Так что наш нынешний ТЮЗ – театр для зрителя, каким бы он ни был. И потому это театр для всех. Это – самое главное.
Сейчас, глядя на полный зрительный зал, чувствуешь то же, что и любой человек, смотрящий на плоды своего труда. Да, в течение последних двух лет билеты на наши спектакли распродаются за три месяца вперед. Значит, мы не напрасно вкладывали душу в это дело, всем сердцем радели за него.
И все же взрослые Вас тоже интересуют? Потому, что они воспитывают детей, которые становятся вашими зрителями?
-Да не только. Мне хочется вернуть нормальные человеческие понятия, от которых мы ушли. Поэтому я вижу жизнеспособность театра прежде всего в пути православном. Это путь развития, который позволяет человеку быть больше, чем он есть. Понимаете? Люди в большинстве своем равны профессии, к сожалению. Как выйти за эти рамки? Как дать почувствовать компьютерщику, повару или менеджеру, что их жизнь на самом деле намного больше и глубже? Театр дает эту возможность. Но нужна какая-то сила, которая бы нам помогала, – и в театре, и в жизни. Можно вспоминать что-то, цитировать, а можно видеть то, что существует. Это самый трудный путь для режиссера – видеть то, что происходит каждый день. Что Бог разлит везде, что в любом нашем поступке есть частица Бога. Иначе бы все давно хрюкали. Люди приходят в театр с томлением души – не хватает чего-то Хотя купили холодильник, машину, квартиру. Так вот, моя задача – чтобы как можно больше повернуть человека к Тому, Кем он был создан.
Во второй раз вы обращаетесь к драматургии Андрея Убогого. Тут интересно все: во-первых, Андрей Убогий – калужанин коренной, из знаменитой династии врачей. Во-вторых, в «Сестрах» действие пьесы происходит в Калуге. В «Музее исчезнувших вещей» тоже чувствуется дыхание провинции… Что важно именно Вам в драматургии Андрея Убогого?
В том, что пишет Андрей Убогий, есть много любопытного. Вроде, простые на первый взгляд тексты, но они живые, и автор легко проявляется в них, как личность. Я могу бесконечно расширять образные границы сценического действа, и он не прочь, потому что наши понятия о жизни во многом совпадают. Это есть и все. Такая данность. Простые вещи описаны простым языком, но в нем и опыт врача, и опыт исследователя жизни … И когда его читаешь, в тебе сразу мир автора отзывается как родной.
Если я правильно понимаю, Вы в первый раз приезжаете в Москву на театральный международный фестиваль. Помимо того, что Вас увидит столичная публика, есть ли еще какие-либо ожидания?
Мои надежды, прежде всего, я возлагаю на то, что наши актеры попадут в другие обстоятельства. Это фестиваль, встречи с известными людьми, знакомство с творчески и социально значимыми личностями… Как они себя поведут? Надеюсь, что для них это станет неким серьезным шагом в жизни, расширением границ актерского существования.
Как и о чем мечтают взрослые люди, создающие театр юного зрителя?
У меня есть мечта. Я бы хотел, чтобы взрослые вернулись в детский театр. Но для этого нужно преодолеть общепринятый стереотип, что есть искусство для взрослых и есть искусство для детей. А как же тогда знаменитый мультфильм «Ежик в тумане», который с одинаковым интересом смотрят и дети, и взрослые? Я хочу строить взрослые спектакли, как сказки … Вот моя мечта – чтобы взрослый посмотрел вдруг спектакль глазами ребенка, увидел в тумане Ежика …