В этом году грядет целая череда важных лично для меня юбилейных дат. Предстоит встретить свое 70-летие, отметить круглые даты двух великих фильмов Андрея Тарковского: 55 лет «Иванову детству», 50 — «Андрею Рублеву». 25 лет исполнится международному кинофоруму «Золотой Витязь». Эти даты «настигли» меня в год, объявленный президентом страны «Годом российского кино». Хороший повод поразмышлять о том, в каком состоянии сегодня находится наш отечественный кинематограф. Несомненно, мы услышим много победных речей чиновников и некоторых моих коллег-кинематографистов, пытающихся вписаться в рыночный кинопоток. Лично я оцениваю состояние современного российского кинематографа как глубокую духовную катастрофу. Отечественный кинематограф соблазнили на западный путь — духовного вырождения, «доходного промысла», «эффектной пустоты».
Режиссеров-художников, профессионалов сегодня не пересчитаешь на пальцах двух рук. Я уже приводил аналогию с чашами весов. Когда на одну чашу («доперестроечной» эпохи) мы можем положить более 50 имен лучших советских режиссеров. А на другую чашу весов — («постперестроечного» 25-летия) не положишь и 10 фамилий, заслуживающих внимания. Благодаря усилиям наших коллег и хлынувшему в Россию американскому кино российский кинопрокат стал отделением американского. Мы усердно мутировали сознание и душу поколения, воспитывая его в духе чужебесия и ложных для нашего народа ориентиров. Сегодняшний экран — жалкое подражание Голливуду, попытка вписаться в их (прозападный) рыночный кинопоток. Катастрофическое состояние российского кинематографа может быть преодолено только политическим решением, переосмыслением отношения высшего руководства к ЭКРАННОМУ ИСКУССТВУ.
Пора осознать, что ЭКРАН — это духовно-стратегическое оружие государства. Каким будет наш кинематограф — такими будут наши дети. Предпосылки к переосмыслению есть: президент страны подписал исторический указ о новой государственной культурной политике. Настало время очищать «авгиевы конюшни» пошлого «рыночного кинематографа» — с его бездарной режиссурой, беспомощной драматургией и примитивным актерством. Если начнем переосмысление, «перестройку» в Год кино, через четыре года будем собирать плоды, ведь четыре года — время созревания личности нового человека, срок закладывания основ личности и восприятия ею всего окружающего мира.
Ориентация руководства правительства и Министерства культуры на рыночный кинематограф — пагубный путь. Цель экранных произведений (а не «продуктов», как было принято до сих пор называть кинофильмы) не мгновенное собирание денег в первый уикенд (по принципу «Ассу в массы — деньги в кассу»), а воспитание души человека. Когда государство начнет вкладывать деньги в то кино, которое поможет возвысить и укрепить новое поколение, которому суждено принимать от нас Россию, — вот тогда мы и начнем выходить из этой духовной катастрофы. Нужно возвращаться к системе госзаказа и стопроцентного финансирования. Разумному распределению средств может помочь созданный президентом страны институт общественных советов.
Что касается деятельности международного кинофорума «Золотой Витязь», то в этот непростой для России кризисный год мы выживаем, как можем. Финансирование «Золотого Витязя» всегда было недостаточным. Государство помогало «для галочки» — чтобы отчитаться, что и славянской культуре, и патриотическому крылу они уделяют внимание. Но мы жили, несмотря на все трудности, и неуклонно поднимались. Надеюсь, что дальше будет так же. Мы не ждем гор золотых, мы просто работаем. В этом году соорганизаторами форума стали Институт культуры МЧС России, Министерство культуры Российской Федерации, Союз кинематографистов России и администрации Севастополя, Ставропольского и Пермского краев, Томской области. Мы представим около 500 программ всех основных видов искусства (кино, театр, музыка, литература, живопись). Около 200 новых фильмов будет показано на юбилейном XXV Международном кинофоруме «Золотой Витязь» в Севастополе. XIV Международный театральный форум «Золотой Витязь» пройдет в Москве. Программы форума смогут увидеть во многих городах России, предстоят и зарубежные поездки.
12 февраля мы начали нашу годовую программу с торжественной церемонии открытия VII Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь». Среди почетных гостей можно было увидеть множество превосходных артистов, чья деятельность отвечает нашему девизу «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». 25 лет «Золотой Витязь» собирал потенциал творческих работников, которые не хотят торговать в храме искусства.
К теме привлечения новых зрителей я отношусь спокойно, поскольку у «Золотого Витязя» всегда была, есть и, надеюсь, будет своя аудитория. И аудитория эта постоянно ширится. Звезд эстрады мы доселе не приглашали, поскольку у меня лично критическое отношение к этому цеху. Я не вижу необходимости приглашать тех, кто мелькает на экранах всех телеканалов, имеет отношение к прикормленной главными телеканалами эстрадной мафии, уже сильно поднадоевшей зрителям, которую нам усиленно впихивают со всех «голубых экранов», как будто нет в стране иных артистов и певцов. Считаю нашу эстраду институтом, понижающим духовный уровень народа, поэтому эстрады на площадках «Золотого Витязя» нет. В этом году на торжественное открытие VII Славянского форума искусств «Золотой Витязь», которое впервые прошло в концертном зале Академии МЧС, мы пригласили одну из немногих достойных, одухотворенных и трепетных эстрадных певиц Зару. Большинство наших эстрадных звезд занимается «доходным промыслом», понижая духовный уровень народа. Каждый год на протяжении многих лет я вместе со страной смотрю новогодние огоньки. И каждый год испытываю одно и то же чувство неловкости и душевной муки. Задаюсь вопросом: до каких пор будет продолжаться эта беззастенчивая телевизионная пошлость?
Мы гордимся соратничеством с замечательными артистами Никитой Михалковым, Юрием Соломиным, Инной Чуриковой, Алисой Фрейндлих, Алексеем Петренко, Татьяной Дорониной, Александром Михайловым, Зинаидой Кириенко, Аристархом Ливановым, Владимиром Гостюхиным, Василием Лановым, Сергеем Безруковым, Евгением Мироновым, Дмитрием Дюжевым, дирижерами Владимиром Федосеевым и Анатолием Полетаевым, хореографами Владимиром Васильевым, Илзе и Андрисом Лиепа, Гедиминасом Тарандой… Скажу дерзкую фразу: нужно заслужить право попасть на форум «Золотой Витязь».
Для меня как директора Института культуры МЧС России отрадно, что в этом году приказом министра МЧС объявлено проведение общероссийского Спасательного форума искусств «Золотой Витязь». Уже проходит первый отборочный тур по всем регионам страны, где есть МЧС, а оно, слава Богу, есть повсюду. Отбираются лучшие артисты, музыканты, литераторы, живописцы. Среди сотрудников МЧС, занимающихся спасением людей, есть поистине замечательные творцы. Некоторые из них удостоены звания заслуженных артистов России, есть среди спасателей и писатели, и художники, и музыканты. Осенью в Институт культуры поступят итоги региональных конкурсов, и московское жюри в составе народных артистов СССР и России наградит призами самых достойных, открывая им возможность выхода на общероссийские и международные фестивали. Одно из главных свершений Института культуры на первом году нашего существования — создание профессионального Государственного хора МЧС России. В Академии ГПС МЧС России регулярно проводятся выставки лучших произведений живописи, выступают профессиональные театры, оркестры, работает киноклуб «Золотой Витязь». Планируется фотовыставка, посвященная 1000-летнему присутствию русского православия на Афоне, которую представит один из лучших греческих фотохудожников Костас Асимис, и курсанты Академии, будущие спасатели России, смогут увидеть то, что никто из них никогда не видел. Академия ГПС МЧС России — закрытое учреждение. Но по ее коридорам, там, где будут вывешены полотна, проходят в день около 5 тыс. человек. Планируются выставки и для более широкой публики в галереях мастеров живописи, удостоенных высшей награды «Золотого Витязя» — золотой медали имени Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство»: Александра Шилова, Дмитрия Билюкина, Сергея Андрияки. Приходите, смотрите, духовно обогащайтесь — будем рады видеть всех.