3 января 1936 года, 75 лет назад родился выдающийся русский поэт Николай Михайлович Рубцов
19 января 40 лет со дня трагической гибели поэта (1972)
За окнами мечется вьюга,
Сквозит предрассветная мгла.
Душа одинокого Друга
Такой же бездомной была.
Виктор Коротаев
«Январь. Мерцание льдистых звёзд, вспыхивающих, как неотступные мысли о судьбе истинного поэта в России. Да, душа одинокого друга была бездомной, но прошло 40 дней со дня смерти Николая Рубцова, и вот высшая справедливость: всю Россию — безмерный дом обрела душа поэта».
Январь — месяц Николая Рубцова: 3 января 1936 года он родился в архангельском посёлке Емецке, а 19 января 1971 года, на Крещение, в Вологде закончил свою земную жизнь.
Ныне не только на Севере, но и по всей России создано несколько десятков Рубцовских центров, библиотек его имени, сооружаются памятники, катится целая волна вечеров памяти наиболее издаваемого русского поэта в XXI веке.
Не раз в «Русском Доме» писали мы о Николае Михайловиче, о его творчестве. Вроде бы добавить нечего, но национальный поэт — всегда нов, уходит в надвигающиеся времена, врачует мятущиеся души, приобретает всё новых почитателей.
Стал писать эту заметку в Венгрии, вдруг узнал, что здесь вышла книга «Свисает радуга с берёз» (стихи Николая Рубцова в переводе на венгерский), автор перевода Золтан Орош. От многого советского и русского отреклась Венгрия, рванувшая в ЕС и НАТО, а гляди-ка, звучат неповторимые строки Рубцова о жёлтом плёсе, о Достоевском, Левитане, о том, как шумит Катунь. Где она, что из себя представляет эта река, венграм и неведомо, но понятна широта этой строфы:
Катунь, Катунь —
свирепая река!
Поёт она таинственные
мифы
О том, как шли
воинственные скифы, –
Они топтали эти берега!
Так, через свирепые реки Югры шли и сами древние угры к берегам Дуная. Перевёл Орош и стихотворение «Душа хранит» о родном пейзаже, где царит «отражённый глубиной, как сон столетий, Божий храм»:
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлён
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времён…
В Вологде прошёл XIII Открытый фестиваль поэзии и музыки «Рубцовская осень». Начался он в областном музыкальном колледже концертной программой Губернаторского оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Галины Перевозниковой с участием заслуженной артистки России Татьяны Петровой.
Потом состоялся финал конкурса чтецов воспитанников детских домов и школ-интернатов области, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сиротская судьба великого лирика должна дать надежду на лучшее этим ребятишкам, которые разделили его судьбу в мирные, казалось бы, времена. Наконец, был показан фильм о Николае Рубцове: «По следам миновавших времён» известного молдавского режиссёра Константина Мунтяну.
Он и пространство бывшего Союза музыкой своих строк удерживает!
Его питерский друг Глеб Горбовский писал:
Полюс памяти — город
Вологда.
В этом городе русский
храм, как дым,
лютым холодом вознесён
крутым!
Нежилой стоит на живой
земле
в ледяных слезах,
во хрустальной мгле.
В этом городе друг мой
северный
под снежком лежит, впрок
посеянный,
впрок опущенный в землю
тесную,
чтоб взойти весной
русской песнею!
Да, своими песнями поэт Рубцов взошёл-воспарил над Россией. Десять лет назад телекомпания «Московия» провела передачу-конкурс молодых авторов-исполнителей «Венок Николаю Рубцову», в которой прозвучали лучшие песни, рождённые его музой или посвящённые ему.
В нём участвовали и профессиональные композиторы, и студенты, и актёры, и люди самых разных профессий. Мне особо запомнился бармен в жилетке…
Николая Рубцова, как когда-то Пушкина и Некрасова, запел русский народ! Он протянул классическую ноту через «оттепель» и «застой». Пока Евтушенко боролся с наследниками Сталина, а Вознесенский безсильно призывал: «Уберите Ленина с денег», воспитанник детского дома, рабочий Кировского завода преодолевал пропасть, образовавшуюся между Серебряным веком русской поэзии, есенинским певчим царством и медными трубами современности.
При жизни у Николая Михайловича вышли только тоненькая книжечка «Лирика» в Архангельске и сборник «Звезда полей» в «Советском писателе» (тираж всего 10 тыс. экземпляров), сразу поставивший его в первые ряды лирических поэтов, а вот за последнее десятилетие XXI в. больше всех из русских стихотворцев издавался именно Рубцов — общий тираж его книг в эти годы составил более 1 млн 500 тыс. экземпляров!
Ошеломительная популярность, истинная народность, которая никаким шестидесятникам-эстрадникам и не снится в тяжелейшие для России годы.
Пел свои стихи и сам Николай Рубцов. Те, кто учился в Литинституте в 1963—1965 годах, слышали это пение в общежитии на улице Добролюбова.
Сначала Горбовский, а потом и критик Феликс Кузнецов сделали первые записи на допотопном магнитофоне, которые и сегодня звучат в эфире. Даже сквозь низкое качество пробивается выразительный голос поэта, его мучительная, самозабвенная мелодекламация. Невольно вспоминаются горькие строки Рубцова — ответ девочки на вопрос поэта:
«… О чём поёшь?»
Малютка отвернулась
И говорит:
«Я не пою, а плачу…»
Да, вечное некрасовское: «Этот стон у нас песней зовётся…».
Но именно про такую пронзительную интонацию и сказал музыкальный гений новейшего времени Георгий Свиридов: «Рубцов — памятник эпохи. Это настоящий народный поэт, русский по непридуманности, по неизобретательности самой поэзии. Какие-то живые куски, оторванные от сердца. Есть слова, которые только ему было дано сказать. Например, “Поверьте мне, я чист душою”, — и ему веришь».
Похоронен Николай Михайлович Рубцов на Пошехонском кладбище в Вологде. Теперь над могилой православного поэта, кроме памятника, установлен и беломраморный крест.
Александр Александрович БОБРОВ
Русский дом