Сразу две художественные выставки открыл в рамках VIII Cлавянского форума изобразительного искусства Золотой Витязь директор Института культуры МЧС России, народный артист РФ Николай Бурляев в вузах МЧС России. В Академии гражданской защиты засиял свет фресок Дионисия – там представлены уникальные работы фотохудожника Юрия Холдина, а в Академии Государственной противопожарной службы выставлены скульптурные миниатюры и книжная графика заслуженного художника РФ Сергея Сюхина.
В просторном, светлом атриуме Академии ГПС, где была развернута новая экспозиция, Николай Петрович представил участникам встречи художника Сергея Никандровича Сюхина, специально прилетевшего в Москву из Архангельской области, чтобы встретиться с курсантами Академии, и по уже сложившейся традиции общался с курсантами и слушателями Академии: это был честный и прямой разговор о том, что сегодня происходит в нашей отечественной культуре, кино, театре.
Для курсантов, кадетов, студентов, слушателей и преподавателей Академии гражданской защиты МЧС России поистине предметом любования и изучения стали фрески Дионисия уникальная фотовыставка безвременно ушедшего от нас, к большому сожалению, мастера Юрия Холдина. Директор Института культуры МЧС России, народный артист России Николай Петрович Бурляев поделился с ребятами своими впечатлениями о посещении монастыря, что расположился в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области: «То, что вы сегодня увидите есть настоящее чудо: Дионисия не зря называют Леонардо да Винчи Святой Руси, но увидеть воочию его настенные росписи можно лишь в единственном месте – в храме Ферапонтова монастыря на Вологодчине. Талантливый фотохудожник Юрий Холдин, чьи работы мы вам сегодня представляем, изобрел уникальный способ фотографирования, позволивший показать фрески Дионисия без искажений и нарушений качества рисунка, добившись при печати максимально точной цветопередачи, чего сделать ни до, ни после него еще никому не удавалось. Это настоящее чудо, даже, можно сказать, подвиг в искусстве!»
Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Считается, что это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся фрески, которые мастер с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года.
О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала будущим спасателям хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина: «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику путем отбора многотысячных вариантов цветопроб удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…
Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высококачественном уровне. Поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…