В Москве подвел итоги 19-й Международный кинофорум Золотой Витязь. В этом году смотр утратил свою автономность, став одной из главных частей внушительной программы Первого Славянского форума искусств. Но цели его остались прежними демонстрировать и укреплять единство славянских культур в современном контексте. В конкурсе участвовали более 200 лент из 30 стран. Церемония награждения победителей состоялась в Центральном доме кинематографистов. Подробности у Новостей культуры.
Под патриотичную музыку кадетского оркестра создатель Золотого Витязя Николай Бурляев готов часами говорить о другом кино.
Николай Бурляев, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов Золотой Витязь, рассказывает: Девяноста восемь процентов кинофестивалей грешат одним грехом – вседозволенностью отборочной политики. Они показывают все, будто не знают, что каждая душа по природе христианка.
Картина Поп Владимир Хотиненко, получившая гран-при фестиваля, основана на реальных событиях. Во время великой отечественной псковская духовная миссия восстанавливала храмы и проводила службы на оккупированной фашистами земле. Жертвенный отец Александр появился не сразу – говорит режиссер Владимир Хотиненко.
Было несколько священников, хронику о которых мы отсмотрели, людей открытых, таких, как Иоанн Крестьянкин, например, говорит Хотиненко. Для тех, кто не любит положительных героев в кино, пусть посмотрят хронику о Крестьянкине. Он был для нас прототипом.
Золотыми витязями награждены два фильма: Святой Георгий убивает змия сербского режиссера Срджана Драгоевича и Верую российского режиссера Лидии Бобровой.
Святой Георгий убивает дракона это настоящая драма о мужестве простых людей, которые во время войны на Балканах противостояли натиску турецкой армии. Герои Драгоевича бросаются на врага с голыми руками.
Фильм Верую Лидии Бобровой снят по мотивам одноименного рассказа Шукшина. Герои — жители современной деревни, которые никак не могут найти свое место в жизни.
В октябре 1974 умер Шукшин, и с момента его смерти я шла к этой картине. Шла все эти годы, признается Боброва.
Сегодня в различных номинациях около полусотни картин. Фильмы о трагедии в Беслане, о разрушенных в советские годы храмах, о человеческом одиночестве – похожие темы звучат почти на всех славянских языках. Например, обладательница диплома за лучшую женскую роль – Гражина Блецка-Кольска – из Польши.
Гражина Блецка-Кольска говорит: Я очень счастлива, что получила награду в этом месте, в Москве, на этом фестивале. Ведь все мы народ славянский. И Польша, и Россия – все это один народ.
В этом году география Золотого Витязя еще шире от Сербии до Узбекистана. Есть даже картина из Японии. Ведь главное – не национальность. Условие отбора по сути одно – фильм должен нести христианские ценности. Именно этого, уверены лауреаты, современному массовому кино не достает больше всего.