О замечательном русском художнике Михаиле Нестерове очень точно и емко сказал народный артист России Николай Бурляев: «В годы атеизма Нестеров высоко пронес свой факел веры. Он жил и творил ради Господа и России». В 2009 году Николай Петрович Бурляев принял участие в телевизионном проекте «Моя Третьяковка» телерадиокомпании «Мироздание», в котором автор проекта, журналист Наталья Попова, рассказала о непростых судьбах и творческих исканиях русских живописцев, об эпохах, в которых они жили и творили.
Цикл программ неслучайно носит название Моя Третьяковка.
Цикл состоит из 21 программы – это собрание экскурсий по Третьяковской галерее, на которых телезрители посетители галереи получили уникальную возможность взглянуть на полотна не только глазами опытного экскурсовода, но и сквозь призму восприятия художественных полотен гостями программы: известными деятелями науки, литературы и искусства. В итоге получился своеобразный двойной портрет: жизненные перипетии наших выдающихся современников самым удивительным образом переплетаются с судьбами русских живописцев и скульпторов.
Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889—1890.
Холст, масло, 160 × 211 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Видение отроку Варфоломею» была написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия», написанного учеником этого святого Епифанием Премудрым. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге отрок встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». Старец достал сосуд, вынул из него и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал старец. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».
Картина Видение отроку Варфоломею стала сенсацией 18-й передвижной художественной выставки в Петербурге. Работу молодого экспонента Михаила Нестерова решил приобрести тонкий ценитель русской живописи, знаменитый московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены самим Третьяковым. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым Пустынник (еще до открытия 17-й передвижной выставки 1889 г.) и Видение отроку Варфоломею.
Николай Бурляев вспоминает: «После окончания съемок фильма «Иваново детство» писатель Константин Симонов говорил о том, что главный герой его повести похож на отрока Варфоломея. Я тогда не знал, кто это такой. Мне было 15 лет, и я вообще не был ориентирован в живописи. Мне стало интересно, с кем же писатель меня сравнивает, и я увидел это чудо! – с восторгом говорит Николай Петрович о картине Нестерова «Видение отроку Варфоломею». – Певец земли русской, ее души, певец, искавший Господа, рождавший его во всем, – художник Нестеров много сюжетов картин в своем творчестве посвятил Сергию Радонежскому. Он писал его ребенком – искренне верующим отроком Варфоломеем, затем юношей, наконец делателем трудов. В его образе сбылось самое главное чаяние в России – жизнь во имя единения и счастья народа»….
Творчество Михаила Нестерова
1. Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897. Холст, масло. 247 x 229 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
2.Труды преподобного Сергия. 1896-1897 Триптих. Левая часть
Холст, масло. 135 x 66 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
3. Труды преподобного Сергия. 1896-1897 Триптих. Центральная часть
Холст, масло. 135 x 133 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
4. Труды преподобного Сергия. 1896-1897. Триптих. Правая часть. Холст, масло. 135 x 66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
5. На Руси (Душа народа). 1915-1916. Холст, масло. 206,4 x 483,5. Третьяковская Галерея, Москва.
6. Автопортрет. 1928. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моё единственное призвание, писал Михаил Васильевич. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. В портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их эти слова Михаила Нестерова как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути, длившегося более шестидесяти лет.
Нестеров поставил себе задачей искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека мира видений, грез, фантазий. Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Форму выражения своих чувств Нестеров искал в сочетании углубленного изучения натуры с переработкой своих личных жизненных впечатлений. Живописец, художник новой формации, он тонко отличал живописную правду от натуралистического правдоподобия, доказывая, что картина – это совершенно особый мир, мир, созданный самим художником.