XI. О. И. Бетин рекомендовал своему соседу, рязанскому Губернатору Вячеславу Николаевичу Любимову пригласить очередной «Золотой Витязь» в Рязань и он пригласил нас. Прибыв на переговоры в Рязанскую администрацию, я с восторгом рассказал им о том, что прошлый тамбовский Кинофорум был из всех — самым лучшим, а работа их тамбовских коллег была на высочайшем профессиональном уровне. Рязанцы, с улыбкой выслушав меня, сказали с уверенностью: «У нас будет не хуже!»
Понимая, что нужно расширять деятельность «Золотого Витязя» не только в России, но и за её пределами, я подал на имя Первого Заместителя Министра Культуры А.А.Голутвы, заявку на осуществление совместной международной деятельности, предложив провести Дни Российского кино, «Эхо «Золотого Витязя» в 11 странах мира. Александр Алексеевич Голутва поддержал моё предложение. Третьим нашим партнёром стал РосзарубежЦентр, который с готовностью предоставил для проведения этих встреч свои Российские Центры науки и культуры в намеченных странах.
Первой была Югославия, точнее Косово и Метохия, которую мы проехали в зашторенном военном автобусе, под охраной двух бетеэров и 23 итальянских солдат. Потом последовали Болгария, Польша, Китай, Финляндия. В этих поездках мы показали 35 лучших российских фильмов: 15 художественных и 20 документальных. Нас увидело около 150.000.000 телезрителей. Были открыты Российские Киноклубы «Золотого Витязя» в Косовской Митровице, Плевене, Кракове, Пекине, Хельсинки, Брно и Праге, Афинах, всюду подарены по десятку видеокассет для начала работы Киноклуба. Наши программы, озаглавленные «Возрождение Российского кино», поражали зрителей своим разнообразием, высоким художественным уровнем и нравственной чистотой, пробуждали интерес и доверие к России.
Не последнюю роль играло и то, что зрителям было хорошо известно моё имя по фильмам Андрея Тарковского, почитаемого в мире режиссёром №1… Но внезапно, когда готовились очередные поездки в Чехию и Южную Америку, новый Заместитель Министра Культуры К.В.Молчанов, своей волей остановил поддержку этой программы. Я не имел чести знать нового замминистра, решил познакомиться с ним лично, посмотреть в глаза чиновника, столь спокойно отказывающегося от международной кинематографической программы, повышающей имидж России за рубежом. Он отказался меня принять. Я навёл о нём справки. Выяснилось, что это — весьма молодой человек, поставленный на этот пост из Администрации Президента. Проявились и эстетические привязанности нового замминистра: запретив поддержку международной программы «Золотого Витязя», он решительно поддержал американскую программу шоумена Стаса Намина.
Впрочем, это облегчало мою жизнь: исколесив более 50 стран, мотаться по миру и альтруистически поднимать кинематографический престиж России, довольно утомительно, мне ж не 20, а 56! Если без моих трудов и моего имени Министерство Культуры обойдётся — я, тем более, переживу. У меня и в России дел по горло.
В начале 2002 года, Святейший Патриарх удовлетворил моё представление девятнадцати сотрудников киностудии «Отечество», внесших особый вклад в создание русского православного документального кинематографа и удостоил их высшими наградами Русской Православной Церкви. Вручение состоялось в величественном трапезном зале Храма Христа Спасителя.
Вновь, как и прежде, самый тяжёлый этап нашей жизни и подготовки к «Золотому Витязю» наступил сразу же по окончании тамбовского «Витязя» и продлился до апреля месяца 2002 года, когда, как обычно, лишь за месяц до открытия Кинофорума, начали поступать бюджетные средства. Так тяжело не было даже в годы «ельциновского режима»: 8 месяцев и я, и все мои сотрудники жили без зарплаты, побив прежние рекорды выживания.
Первым, кто пришёл нам на помощь был Председатель телерадиовещательной организации Союза Белоруссии и России Валентин Валентинович Лазуткин. Много добрых слов я слышал о нём от моего старого друга Савелия Ямщикова, который и рекомендовал мне обратиться к этому человеку. Мы впервые встретились с Валентином Валентиновичем и долго говорили с ним, словно старые друзья. Поддержка последовала незамедлительно. Благодаря этой поддержке Оргкомитет «Золотого Витязя», хотя и с большим опозданием, но приступил к подготовке очередного Кинофорума и всё успел в срок.
Вновь было собрано 200 конкурсных фильмов. И гостей в Рязань приехало около 300 человек из 28 стран мира. И каталог выпустили красивый, хотя и скромнее — двухцветный. Перед самой засылкой в типографию мне попали в руки слова из дневника моего дорогого Андрея Тарковского, которые я так ожидал услышать от него. Слова о Боге, о вере, слова христианина, раба Божьего, Андрея. Отмечая память и 70-летний юбилей своего учителя и друга, я успел поместить эти слова, похожие на молитву, в наш каталог:
«Образ — это впечатление от Истины, на которую Господь позволил взглянуть нам своими слепыми глазами.
Боже! Чувствую приближение твоё, чувствую руку Твою на затылке моём, потому что хочу видеть Твой мир — каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их.
Люблю Тебя Господи, и ничего не хочу от Тебя больше.
Принимаю всё Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи!
Помоги, Господи, и прости! 10 февраля 1979 года.»
Вот это и есть настоящий Андрей Тарковский с этим он жил, грешил, совершал ошибки, творил… Именно Это и есть ключ к пониманию сути его страстной души и его великих фильмов.
Замечательно написал о своём друге Андрее и мой дорогой Савва Ямщиков, которому я обязан своим участием в «Андрее Рублёве», в качестве литейщика колоколов, Бориски. Именно Савва, консультант фильма, уговорил Андрея попробовать меня и утвердить на эту роль. Сегодня с этим выдающимся искусствоведом, реставратором-подвижником древнерусской живописи, приобщавшим к ней сорок лет тому назад и Тарковского, и меня, и многих наших друзей и всю Москву.., сегодня с Савелием произошло чудо: после десятилетнего недуга и домашнего затвора он возродился, вырвался, словно джин из бутылки, в активную жизнь. Он приехал на один день, на Открытие «Золотого Витязя» в Рязань, успел сделать несколько блистательных выступлений на площади, на пресс-конференции, по телевидению, дал десяток интервью и умчался метеоритом в Москву, обещая приехать на Закрытие, и — приехал…
Подлинным героем XI МКФ «Золотой Витязь» стал выдающийся грузинский кинорежиссёр, бессменный директор легендарной киностудии «Грузия-фильм», Реваз Давидович Чхеидзе. Именно он, создатель великого фильма «Отец солдата», был в этом году председателем Жюри художественных фильмов, он был удостоен золотой медали С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф». Кроме того, именно ему был в этом году присуждён наш «Золотой Витязь» за «Лучший сценарий».
По единодушному решению руководителей всех пяти международных жюри «Гран при» был присуждён нашему лауреату прошлого года, ученику С.Ф.Бондарчука Сергею Роженцеву за телевизионный фильм «Миротворцы», трагическую фреску о чеченской войне.
И вновь, как и в прошлом году в Тамбовском крае, наши встречи в Рязани и Рязанской области посетили около 100000 зрителей. Но самые главные итоги нашего Рязанского «Витязя» я узнал спустя пол года после завершения этого Кинофорума. Принимая участие в программе Российского телеканала «Цена успеха» посвящённого вовсе не «Золотому Витязю», один из гостей программы врач из Рязани обратился ко мне со словами о том, что благодаря Кинофоруму «Золотой Витязь» в Рязани резко сократились преступность, наркомания, самоубийства.
Более высокой оценки миссии «Золотого Витязя» нам не нужно.
Спустя восемь лет после моего первого обращения к Мэру Москвы Ю.М.Лужкову, с просьбой о предоставлении кинотеатра, для создания на его основе Национального Киноцентра «Золотой Витязь», Управление культуры столицы предложило мне стать директором кинотеатра «Эльбрус». Делая мне это предложение чиновник сказал, что второго подобного случая я могу не дождаться. Не долго думая я согласился и вступил в должность директора кинотеатра «Эльбрус» 1 апреля 2002 года.
Правда кинотеатр этот город предоставил мне без киноэкрана, кинопроекторов, без звука, без света… и в придачу — с большими долгами и замороженным счётом, да с арендатором, оккупировавшим фойе сроком на 9 лет и немедленно объявившим мне войну.
28 июня 2002 года я устроил первое мероприятие в поддержку создания Национального Киноцентра «Золотой Витязь». Июнь, пятница, жаркий вечер… Я ожидал, что из 1200 мест зрительного зала едва ли заполнится одна треть. Зал был полон. У входа зрителей встречал оркестр ВМФ, чья праздничная музыка была слышна за несколько кварталов, на сцене весь вечер был замечательный оркестр А.И.Полетаева. Зрительный зал не раз взрывался аплодисментами, приветствуя выступления Е.С.Матвеева, И.К.Скобцевой, А.Я.Михайлова, С.К.Шакурова, В.С.Золотухина, И.М.Лиепы, Бисера Кирова. Благословение Святейшего Патриарха Алексия нам привёз и огласил Высокопреосвященнейший Митрополит Солнечногорский Сергий.
Признаться, этот вечер по своему творческому уровню и духовному подъёму не уступал торжественным церемониям «Золотого Витязя».
Вслед за этим я провёл вечера посвящённые Косово и Чеченской проблеме, показал документальные фильм о Косово и Чечне. В день гибели М.Ю.Лермонтова состоялся вечер «Тайна гибели пророка России» с показом фильма «Лермонтов». У нас уже появились постоянные зрители, приезжающие на все наши мероприятия не только с разных концов Москвы, но и из области. И всё же я вынужден был временно остановить процесс показа фильмов, поскольку на каждый просмотр приходилось арендовать видео и звуковую аппаратуру, а средств на оплату техники не хватало. Городские власти помощи не обещали, советуя спасаться самостоятельно. Кроме того, на первый же вечер из цикла «Возвращение на Родину», проводимый в нашем кинотеатре выдающейся русской певицей Линой Мкртчян нагрянул налоговый инспектор и арестовал всю нашу выручку «в счёт погашения долгов прежнего руководства кинотеатра». Я сообщил об этом зрителям, что вызвало праведное негодование собравшейся в зале православной общественности. Лина Мкртчан обратилась к зрителям с предложением пожертвовать на возрождение православного Киноцентра «Золотой Витязь» и, кажется, весь зал ринулся к сцене, неся свои пожертвования. В моей жизни это было первое жертвенное волеизъявление зрителей в помощь «Золотому Витязю», так как я никогда не обращался к людям с подобной просьбой. Я стоял на сцене, смотрел на людей, охваченных искренним желанием помочь «Золотому Витязю» выстоять в его тяжёлой борьбе за существование: слёзы подступали к моему горлу от избытка благодарного сердца и радостное осознание, что не всё потеряно в России если есть такие мгновения.
А потом посыпались предложения из разных городов России с просьбой провести в них Эхо «Золотого Витязя». Мы посетили Магадан, Иркуск, Петропавловск Камчатский, Александров и другие города Подмосковья. Мэр Иркутска В.В.Якубовский подтвердил своё намерение отдать один из кинотеатров Иркутска под программу Экран «Золотого Витязя», руководителя кинопроката Иркутской области сообщили, что готовы ориентировать под кино-поток «Золотого Витязя» все 370 оставшихся в их распоряжении киноустановок. Учитывая аналогичные намерения администрации Тамбовской и Рязанской областей, а так же намерение Министра культуры Белоруссии предоставить под нашу программу один из лучших кинотеатров Минска, стало очевидным, что настала пора для «Золотого Витязя» заняться профессиональной прокатной деятельностью, попытаться создать альтернативный кинопрокат в России несущий зрителям нравственные идеалы и возвышение их душ. Мы учредили прокатную организацию «Золотой Витязь». 14 сентября я впервые выступил перед российскими кинопрокатчиками. Говорил о том, что для меня кино и рынок две вещи несовместные, о том, что посещая последние «перестроечные» годы различные города России и видя повсюду на экранах кинотеатров засилье низкопробного американского кино я задавал вопрос директорам этих кинотеатров: «Почему вы показываете всё это безобразие? Разве у вас нет детей? Ведь вы калечите их души.» И везде я получал один и тот же ответ: «У нас есть дети и мы их должны кормить. Поэтому мы вынуждены показывать это.» Я привёл собравшимся в пример слова, крик 18-летней девушки Оли, письмо которой я читал в одной из Московских газет. Уже второй год девушка умирает от спида. Она бросает слова проклятия нам взрослым людям: отцам и матерям, бабушкам и дедушкам… всем, кто худо-бедно прожил свои жизни, но допустил на наши экраны и в нашу жизнь всё это бесовство, безобразие, грязь, патологию. Я привёл собравшимся Евангельское предупреждение: «Невозможно не прийти в мир соблазнам. Они должны прийти. Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.»
Это же я повторил и на коллегии Министерства культуры, куда был впервые, за всю свою кинематографическую жизнь приглашён, так как рассматривался вопрос о фестивальном движении в России. Обращаясь к Швыдкому, я сказал: «Не выдавливайте кинематограф в акционирование и приватизацию. Правда уже поздно: уже подписан указ Президентом России — процесс пошёл. Не всё можно отдавать в частные руки. Атомную бомбу — нельзя, энергетику — нельзя, экран — тоже нельзя. Потому что это — духовно-стратегическое оружие государства, поднимающее поколения.»
Не знаю, как прозвучал «глас вопиющего в пустыне»… Да и что могу я один, когда все вокруг или молчат, или поддерживают курс министра на приватизацию российской киноиндустрии.
12 августа меня приняла Вице-премьер Москвы Л.И.Швецова. Я принёс ей два письма о совместном проведении XII МКФ «Золотой Витязь» в Москве и о реконструкции кинотеатра «Эльбрус», преобразовании его в Национальный Киноцентр «Золотой Витязь». Людмила Ивановна была любезна, показала интерьеры Мэрии, обещала постараться помочь. В конце ноября пришло письмо из аппарата Мэрии с отказом в финансировании предстоящего Кинофорума. В эти же дни я впервые в жизни загремел в больницу с почечной коликой. Почками, как утверждают психологи, управляют эмоции страха за дело. Не мудрено, когда 16 последних лет, приходится сражаться и конечно переживать, то за опального «Лермонтова», то за непокорного «Витязя». Впрочем, слава Богу, на седьмой день камень благополучно исчез. И снова в бой!..
Целый год готовили мы Эхо «Золотого Витязя» в Петропавловске Камчатском, куда по приглашению Губернатора и Епископа Петропавлов- ского и Камчатского Игнатия я прибыл вместе с моими друзьями, народными артистами России Николаем Олялиным, Аристархом Ливановым, Дмитрием Золотухиным и Татьяной Петровой. Цель нашего приезда — поддержка строительства в Петропавловске кафедрального Собора. Мы привезли с собою пять художественных и десять документальных фильмов и показывали их в трёх уцелевших кинотеатрах Камчатки. Кроме того
Все артисты выступили в двухдневном теле радио марафоне, который шёл по двум телеканалам. Два дня я был ведущим этого марафона по пять часов на каждом канале, был свидетелем происходящего на наших глазах чуда. Организаторы опасались, что зрители, звонящие в прямой эфир будут жаловаться на не отапливаемые дома, на задержку зарплаты… Из нескольких десятков звонков, принятых нами в эфире, люди не только не касались этих проблем, но около 15 человек не скрывали слёз волнения и благодарили, что на протяжении двух дней они не отрываются от телемарафона, слушают выступления артистов, Епископа Игнатия, простых людей, смотрят фильмы, которые привёз «Золотой Витязь» и не хотят переключаться на другие каналы на которых царят пошлость и грязь. По неполным подсчётам за несколько дней на строительство Храма было перечислено более двух миллионов рублей. В эти дни далёкий, заброшенный восточный рубеж нашей Родины преподал пример духовного телеэфира, после которого не захочется смотреть «голубое» телевидение американофилов, пошлых сатириков, кривляние «Брошкиной» и Моисеева…
22 декабря Губернатор Калужской области А.Д.Артамонов принял решение проводить XII МКФ «Золотой Витязь»…