02.04.05. Между тем, подготовка XIV МКФ идет своим чередом со своими проблемами. Чтобы выдать зарплату сотрудникам за март месяц пришлось занимать деньги. Договор с Министерством культуры до сих пор не заключен и сумма, которую они нам выделят, неизвестна. Известно лишь то, что она будет значительно меньше, чем в прошлом году. Встретился с представителем «Северстали» А.А.Германовичем, просил его передать Генеральному директору А.А.Мордашеву мою просьбе о шефстве над «Золотым Витязем». Договорился о скорой встрече в Думе с Л.К.Слиска и Е.А.Лебедевым, на которых я возлагаю большие надежды. Подготовил письмо на Президента «Российских железных дорог» Г.М.Фадеева о перевозке 100 участников Форума в Челябинск. Ведем переговоры с Авиакомпанией «Сибирь» об их согласии стать генеральным перевозчиком нашего Форума и переправить в Челябинск 200 человек.
Подготовил план на ближайшие пять месяцев для телепрограммы «Киноклуб «Золотого Витязя», которую мне, возможно, придется вести в новорожденной Национальной телекомпании «Звезда».
06.04.05. Узнал в Минкульте, что бюджетное финансирование 14-го «Золото-го Витязя» сокращено почти на 20%. И без того средств было недостаточно для нормальной деятельности Форума, а теперь?.. Политика удушения культуры продолжается. Где доставать средства? Просил о встрече Л.К.Слиска и А.Е.Лебедева. Первой откликнулась Любовь Константиновна и сегодня она приняла меня в Думе. Руководитель аппарата О.Е.Яковлева высказала мне много добрых слов о моей деятельности и, особенно, о новелле «Колокол» в «Анд-рее Рублеве. Вслед за ней советник Л.Антипова, волнуясь, сказала, что с радостью узнала о моем приходе и подарила книжку своих стихов. Начало визита было добрым, продолжение тоже. В разговоре с Любовью Константиновной я затронул три важные для меня темы. Предложил стать третьим Почетным Попечителем нашего Форума, наряду со Святейшим Патриархом Алексием и Г.С.Полтавченко. Она с радостью согласилась. Вслед за этим я просил ходатайствовать о выделении программам нашего Форума отдельной строки в федеральном бюджете на 2006 год. Л.К. задумалась о том, к какой программе бюджета это можно отнести… Наконец я рассказал о своем проекте создания «Международного Центра Культуры Славянских и Православных Народов» в Сер-гиево-Посадском районе. Я просил Л.К. непременно прилететь на торжественное открытие Кинофорума в Челябинск. Она записала это в своем календаре. Прямо и откровенно мы успели поговорить о многом за 20 минут нашей встречи.
Выйдя из кабинета, решил закусить в думской столовой. И не напрасно. За мой столик, хотя зал был почти пустой, попросился человек. Первым его во-просом было: «Как Ваш замечательный «Золотой Витязь»?.. Разговорились. Он оказался Генеральным директором внешнеторговой фирмы, Юрием Анатолье-вичем Сульяновым. В завершении трапезы я прямо попросил его о помощи на-шему Форуму, и он обещал немного помочь.
Знал бы кто-нибудь на каком эмоциональном фоне я существую, находясь в непрерывной атаке… На душе тяжело, сердце щемит, не хватает воздуха (и уж конечно не только потому, что на дворе весна: моя пятьдесят девятая весна!) В сознании идет непрерывная разборка неразрешимых проблем бытия. Самое пе-чальное — это непонимание ближних. Как говорил Пушкин: упаси меня Бог от друзей, а с врагами я справлюсь сам. Пред близкими мы не защищены, ибо от-крыты им и лицом и спиной, обращены сердцем, связаны судьбой. Тяжело, на-ходясь не в лучшем душевном состоянии, проводить совещания Оргкомитета, говорить с сотрудниками, соприкасаться с внешним миром. В моем 15-метровом кабинете, где кроме меня находится еще 15 сотрудников, непрерывно говорящих по телефонам и друг с другом, я сегодня первый раз попросил со-блюдать относительную тишину и не говорить о пустом. И мои дорогие со-трудники поняли и притихли, давая мне сосредоточиться на просмотре фильма Горана Паскалевича. А фильм замечательный! Такой простой и пронзительно-трагичный фильм мог поставить только серб. А Лазарь Ристовский вновь дока-зал, что он замечательный артист! Этот фильм нужно показать на открытии Форума.
20.04.05. Посетил Минск. Встречала меня Валентина Алексеевна Степанова, наш дорогой Оргсекретарь МОК СПН и исполнительный директор Театрально-го Форума по Белоруссии. Программу она расписала по минутам: прямо с поез-да поехали на государственное телевидение, провели прямой эфир. В 11 часов встретился с Заместителем Министра культуры РБ В.П.Рылатко. В 12.30 пере-говоры с Мэром Минска М.Я.Павловым. Они оба встретили меня, как друга, заверили в том, что они сделают все для благополучного проведения Театраль-ного Форума. В 13 часов интервью двум телеканалам в кинотеатре «Централь-ный». В 14.00 — обед в Доме милосердия, у отца Федора Повного, который на-ходился в этот день в Москве и оттуда гостеприимно руководил моим приемом в его изумительном Доме. В 15.00 за приехала машина из Могилева и мы дви-нулись в путь. В Могилеве провели пресс-конференцию, творческую встречу в кинотеатре, в котором я открыл в этот вечер «Киноклуб «Золотой Витязь», вру-чив им 15 фильмов. После ужина с вице-мэром — на поезд, и — домой.
25.04.05. Сегодня поступили бюджетные средства 2.800.000 рублей и вместе с ними платежка за чартерный рейс (в Челябинск и обратно) на 1.500.000 р. Са-мое печальное, что согласно утвержденной смете мы не можем платить из бюджетных средств не только за чартерный рейс, но даже нормальную зарпла-ту сотрудникам. Я не могу из этих денег вернуть долг «Диоду». Нас загоняют в угол. Делают все для того, чтобы мы не выжили. Отправил письма А.Е.Лебедеву и О.Дерипаска с просьбой о помощи…
29.04.05. Слава Богу, В.С.Медведев, закрыл проблему с чартерным рейсом.
Благотворительный резервный фонд А.Е.Лебедева смог оплатить еще четыре дополнительных авиабилета и перечислить на счет ветерана ВОВ, киноактера Алексея Захаровича Ванина денежную премию 70.000 рублей.
21.05.05. Снова на наших глазах совершается чудо. В аэропорту Домодедово соединяются участники предстоящего Кинофорума, прилетевшие в Москву из разных городов и стран мира. Все происходит спокойно, несуетливо, красиво, радостно. Объятия старых друзей, внимательное присматривание к происходя-щему новых участников.
Впервые мы летим на «самолете Золотого Витязя» ТУ-154, заполненном только родными лицами витязей. Этот самолет, пилотируемый Евгением Алек-сандровичем Кадаевым, будет ожидать нас в Челябинске до окончания Кино-форума, чтобы доставить обратно в Москву. В воздухе от себя и М.В.С. обра-тился в микрофон к участникам Форума с приветственным словом. Ежи Штур, Лазарь Ристовский и мои дети Илия и Даша побывали в кабине пилота. Радост-но было видеть Георгия Степановича Жженова, который, не взирая на солид-ный возраст, вновь разделяет с нами радость соборной встречи на «Золотом Витязе». Ежи Штур, проделав за день три авиа-перелета: Краков-Варшава, Варшава-Москва и Москва-Челябинск был в особо возбужденном состоянии и не покидал кабину пилотов дольше всех. Барбара Брыльска настолько утоми-лась, что не решилась подниматься из кресла. Андрей Панин первый раз летел на наш Форум, сидел молча, наблюдая за происходящим, но не отказался от «наливки», которую подарила мне Барбара, а я запустил ее по кругу. Призем-лились грациозно. Плавно разместились по номерам. За Уралом была ночь.
Утром состоялся молебен в Храме по случаю открытия Кинофорума. Отец Игорь, от лица Высокопреосвященнейшего митрополита Иова благословил наш Форум.
На пресс-конференции по случаю открытия Кинофорума мы представили книгу «Национальная Идея или Чего ожидает Бог от России», написанную ав-торским коллективом во главе с В.С.Медведевым. Книга была подарена всем участникам и гостям Кинофорума, бесплатно распространена по крупнейшим городам области.
В 17.00 у парадного входа в Оперный театр играл духовой оркестр. По крас-ной ковровой дорожке торжественно прошли участники Форума, приветствуе-мые зрителями. Приятно было видеть наших коллег из прославленного Малого театра, находящегося в Челябинске на гастролях, влившихся в наши ряды Ю.М.Соломина и народных артистов Панкову, Эзепова, Кулика.
Горячо встречали челябинцы: Г.Жженова, Е.Штура, Б.Брыльску, Кшиштофа Занусси, А.Сокурова, Л.Ристовского, Е.Васильеву, А.Панина, Б.Химичева, Ю.Назарова, А.Михайлова, З.Кириенко, С.Никоненко, И.Шатову, В.Золотухина, А.Панкратова (Черного), В.Проскурина, А.Ванина, Г.Яцкину, великого балалаечника М.Рожкова, Р.Недашковскую, В.Талашко, А.Колесника, В.Гостюхина, С.Суховей, Т.Мархель, Элгуджу Бурдули, И.Марковича и многих других кинематографистов.
По мнению Йована Марковича, организатора и свидетеля всех наших Фору-мов, церемония открытия, на сей раз, была самой лучшей из всех тринадцати предыдущих. Красной нитью прошла сквозь все действо тема Великой Отече-ственной Войны. Апофеозом вечера стал эпизод награждения ветеранов. В.С.Медведев предложил вручить дар от Фонда «Единство Нации» — ключи от новой машины одному из ветеранов Великой Войны, проживающему в Челя-бинске. Работники Администрации челябинской области внесли предложение о награждении пенсионера Ивана Алексеева, проживающего в небольшом посел-ке Чесменского района на юге Уральской области. Его судьба на фронте и в по-слевоенной жизни поразительно напоминали судьбу Александра Нетужилина, героя фильма «Военно-полевой роман»: Иван Алексеев после войны тоже стал киномехаником. Любит свою профессию, и по сей день, содержит в идеальном порядке и кинопроектор, и свой фильмофонд. После демонстрации кадров из «Военно-полевого романа» я пригласил на сцену И.Алексеева. Он вышел на сцену испуганный и не понимающий, почему его затребовали за сотни верст в Челябинск. От имени участников Кинофорума и Фонда мы до земли поклони-лись И… Алексееву за его ратный и жизненный подвиг, сказали, что его путь в Челябинск был достаточно сложным и долгим, но возвращение домой будет значительно приятнее, так как совершит он его на собственном новом автомо-биле. В.С.Медведев вручил И…Алексееву ключи и документы на новенькие, красные, упакованные в праздничные воздушные шарики, «Жигули», ожидав-шие его у парадного подъезда театра. Зрители, стоя со слезами на глазах, гро-мом аплодисментов в две тысячи ладоней, приветствовали Витязя-победителя. Следом мы пригласили на сцену второго Витязя-победителя, ветерана Великой Отечественной Войны, нашего коллегу, заслуженного артист России, пятикрат-ного чемпиона СССР и международных чемпионатов по греко-римской борьбе, Алексея Захаровича Ванина, снимавшегося во многих фильмах В.М.Шукшина и С.Ф.Бондарчука. Так как А.З.Ванину было бы сложно добираться с Урала на машине домой, мы вручили ему сертификат на сумму, перечисленную на его личный счет Благотворительным резервным Фондом (А.Е.Лебедева). А привет-ствовал наших героев еще один Витязь-победитель, принимавший участие в боях за Ржев и Кенигсберг, орденоносец, лучший (по мнению Герберта фон Ка-раяна и Иегуди Менухина) балалаечник планеты, народный артист России Ми-хаил Федотович Рожков.
Церемонию открытия один за другим подхватывали и эмоционально подни-мали Юрий Мефодиевич Соломин и Барбара Брыльска, Лазарь Ристовский, Екатерина Васильева и Георгий Жженов. Барбару я уговорил выступить с пре-мьерой ее публичного пения. Она никогда прежде не пела на публике, серьезно нервничала и попросила меня постоять рядом с ней, пока она будет петь. Мик-рофон в ее правой руке заметно подрагивал, левой рукой она держалась за мою руку и пела, не отводя от меня глаз, так как в зал глядеть ей было страшно. Зри-тели подумали, что она пела песню о любви, хотя песня была весьма драмати-ческого содержания. Успех актрисы в этот вечер был абсолютным.
Золотой медалью С.Ф.Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» был награжден замечательный польский артист и режиссер Ежи Штур. И за-вершающий аккорд открытия — песня «Прощание Славянки», исполненная Татьяной Петровой, артистами Иркутского театра народной драмы и всеми участниками Форума. Зрители принимали эту песню, словно гимн, стоя. Они приветствовали кинематографистов из 30 стран мира, желали успеха нашему Форуму, благодарили за подаренный праздник. Десяток раз за этот вечер тыся-ча зрителей то и дело вздымались со своих мест в порыве сердечного единения, многие не могли сдержать слез радости и национальной гордости. Барбара Брыльска, которая с большим уважением относится к Ежи Штуру, и которая сидела в зале рядом с ним, рассказала мне о восторженной оценке пана Ежи происходящего на открытии: «Вот ответ этим американцам..! этим политикам!.. Какая сила!.. Какой подлинный патриотизм!..» Вот и еще одну родную душу обрели мы на столбовой дороге «Золотого Витязя».
Замысел Ежи Штура, (о котором он с упоением рассказывал мне три года на-зад в Кракове, когда он пришел ко мне в гостиницу для знакомства), к счастью смог воплотиться в замечательный фильм «Погода на завтра», ныне представ-ленный на конкурс нашего Кинофорума. Фильм был сердечно принят зрителя-ми и высоко оценен Жюри, возглавляемым Екатериной Васильевой. Спустя три дня Ежи Штур покинул Челябинск, не дождавшись итогов Форума, присудив-шего ему «Золотого Витязя».
Не обошлось и без казуса: за несколько минут до вручения Е.Штуру Золотой медали «За выдающийся вклад в кинематограф», я спросил у помощницы: «Где медаль?» Отвечает: «Забыли в Москве.» Вечером на приеме переводчица сказа-ла, что Ежи интересуется — где же медаль. Пришлось объяснить нашему другу, что медаль забыли, но, что обязательно мы ее ему передадим. На следующий вечер, когда мы прощались с Ежи Штуром, медаль была доставлена из Москвы вместе с прилетевшим к нам Кшиштофом Занусси и я с радостью при всех уча-стниках Форума исправил ошибку, прикрепил медаль на грудь лауреата.
Улетел Ежи Штур, но высокая планка Кинофорума продолжала подниматься стараниями Кшиштофа Занусси. Он смог уделить Форуму два дня, но сколько он успел за это время. Представил свой военный фильм «Год спокойного солн-ца», снятый в 1984 году. Провел пресс-конференцию и мастер-класс, на кото-ром представил фрагменты из нового фильма «Персона нон грата» с Н.Михалковым в главной роли. Пан Кшиштоф выступил на международной конференции «Духовные традиции. Кинематограф христианского мира в эпоху глобализации», дал массу интервью, включая и эксклюзивное интервью, данное мне для будущей программы в НТК «Звезда». Было отрадно осознавать наше единомыслие в отношении целей кинематографа, его рыночной деградации, подлинного служения в кино, альтруизма и христианской веры. И в вопросах нового позитивного телевидения он тоже оказался не новичком, т.к. был одним из организаторов позитивного телеканала в Индии и других странах.
Эстафету от Кшиштофа Занусси принимал Александр Сокуров. Судьба свела этих двух удивительных кинематографистов на «Золотом Витязе», они встре-тились на конференции «Духовные традиции». Александр выступал после сво-его польского коллеги, продолжая разговор о духовном кинематографе и о мис-сии художника в современном мире.
И Занусси, и Сокуров выполнили свое обещание и при всей занятости со-вершили перелет за Уральский хребет. Александр — всего на одни сутки. Не успев акклиматизироваться, на следующий день он уже должен быть в Герма-нии, а Кшиштоф — в Швейцарии.
Сам факт участия этих трех мастеров Европейского кинематографа в работе «Золотого Витязя» задал столь высокий уровень Форума, что кто-то из журна-листов назвал наш нынешний XIV Кинофорум — «аристократическим». Я бы прибавил еще и аскетическим, ибо каждый из этих художников как, впрочем, и большинство их менее известных коллег из России, Украины, Белоруссии, Сер-бии и других стран по сути своего служения являются аскетами в мире кино, творцами не любящими суету кинематографической «ярмарки тщеславия», эф-фектную пустоту кино-тусовок. Жизнь подлинных режиссеров всегда аскетич-на. Аскетичными по сути своей были и такие жизнелюбы, как Тарковский, Бон-дарчук, Шукшин, Феллини… Аскеты, не участвующие в делах кинематографи-ческой тьмы, и ныне живущие — Анджей Вайда, Тео Ангелопулос, Ингмар Бергман… Продли, Господь, их жизнь!
Утром 23 мая, я открыл конкурс «Фильмов для детей». Кроме трех москви-чей членов детского Жюри: 8-летней Даши, 10-летнего Илии и 12-летней Вики, челябинцы предложили еще 17 человек. Когда я собрал их всех вместе, я с тре-вогой отметил, что 17 челябинцев — великовозрастные 16-17-летние девицы и парни, которых детьми уже и не назовешь. Рядом с ними наши московские дети выглядели детским садом, им практически не давали говорить. Но, делать нече-го, начали работу в этом составе.
Вечером в Театре Драмы состоялся Гала-концерт популярных артистов кино. Талант и дух замечательных актеров, осознающих неповторимость происходя-щего, творили чудо на глазах у зрителей. Зажигая один другого, выходили на сцену: Александр Михайлов, Борис Химичев, Лазарь Ристовски, Александр Панкратов (Черный), Юрий Назаров, Раиса Недашковская, Владимир Талашко, Элгуджа Бурдули, Валерий Золотухин, Алексей Ванин, Михаил Рожков, Барба-ра Брыльска. По окончании концерта зрители долго благодарили артистов, по-даривших им эти неповторимые мгновения высокого искусства.
Каждый вечер по завершении официальной программы Форума его участни-ки встречались в Пресс-клубе фестиваля. Пели песни, читали стихи, смотрели то, что было вне программы, праздновали дни рождений, шутили и говорили о серьезном, танцевали и слушали проповедь отца Павла и его матушки Натальи. Они прибыли на Форум из-под Иркутска и показали фильм «Дар жизни», пове-ствующий об их замечательной семье, в которой три сына и три дочери. Вот она — настоящая Русская семья!
Как полагается, на пятый день хозяева устроили для всех участников Форума день отдыха. На четырех автобусах вывезли на озеро Тургояк, второе по чисто-те после Байкала. Баня с купанием в озере, обед на веранде, прогулка на катере на остров Веры. На катере, устроившись на корме решил взять интервью для своей программы на телеканале «Звезды» у Б.Брыльской.
Небольшая передышка и снова погружение в напряженную работу Форума.
Возможно ли, хоть частично описать напряжение этих 10 дней, после кото-рых, вернувшись в Москву, я дня три лежал пластом и долго еще не мог прийти в себя… Подготовка с режиссерами и ведение на сцене торжественных церемо-ний открытия и закрытия, с последующим награждением трех десятков осталь-ных лауреатов и организаторов на вечернем приеме… Ведение гала-концертов, международных конференций, ежевечерних собраний в пресс-клубе, пресс-конференции… Десятки интервью каждый день, выходы в прямые теле и радио эфиры, выступления на площадях, поездки за сотни верст в другие города об-ласти и ведение творческих встреч в домах культуры… Ежедневные интервью по телефону (в прямой эфир) московских радиостанций… Присутствие на про-смотрах конкурсных фильмов… Представление гостей, делегаций и авторов фильмов… Работа с шестью международными Жюри… Решение оперативных организационных и финансовых проблем со своими сотрудниками и челябин-ской администрацией… Встречи с руководством области и общественностью Челябинска… Улаживание отправки и встреч московских артистов, которые в случае ЧП звонят по ночам на мой мобильный телефон. Съемка десятка экс-клюзивных интервью с участниками Форума для своей будущей телепрограм-мы в НТК «Звезда». Решение непредвиденных личных проблем: посещение с сыном Илией, сломавшим палец, хирургического кабинета в городской боль-нице… Запоминание двух сотен имен и такого же количества фильмов кон-курсной программы… Личные ежедневные контакты с каждым из 200 участни-ков Форума, с каждым из них нужно поговорить, решить проблемы, вникнуть в их деловые предложения и пожелания… К концу дня ощущаешь, как все твое существо растаскали по частям и утром едва удается вновь ощутить себя цель-ным человеком. Удивляет, что некоторые ближайшие сотрудники, положив-шись на местный оргкомитет, спокойно и умильно взирают на стремительное течение бурного фестивального потока, радуясь, что все получается красиво.
Из «детского Жюри» поступило тревожное сообщение: один из иностранных конкурсных фильмов вызвал разногласие в Жюри и у взрослых, опекающих ра-боту этого жюри. Я попросил копию для просмотра и пригласил в зал двух сво-их ближайших сотрудников. И что же я увидел… Историю преступника, бе-жавшего из тюрьмы и взявшего в заложницы 11-летнюю девочку, дочь прости-тутки, заявляющую, что когда она вырастет, тоже станет проституткой. Девоч-ка влюбляется по ходу действия в своего похитителя. Мать соблазняет этого преступника. Дочь видит это, и страшно ревнует. Появляются и еще ничего не дающие фильму голые тела. Звучит мат. Фильм шокировал и меня. Что же го-ворить о восьмилетних зрителях, которым взрослые предложили полюбоваться вариациями на тему «Лолиты» и «Лиона».
Когда закончился просмотр, моя ближайшая сотрудница, с горящими глаза-ми сказала мне с вызовом, что «фильм замечательный». Это значит, что за годы работы на «Золотом Витязе» она так и не поняла, куда она попала.
Задал вопрос второй сотруднице, отвечающей за отбор фильмов: «Как этот фильм попал в программу? Вы его видели?» Ответила: «Нет. Мне говорили, что фильм хороший, получил главную премию на «Кинотаврике».
Разве можно не глядя утверждать фильм в конкурсную программу, доверяясь чьему-то испорченному вкусу… Сотрудница поняла свою ошибку.
Я велел снять фильм с дальнейших показов и немедленно собрал всех членов «детского Жюри». Я задал вопрос старшим юношам и девушкам: «Считаете ли вы себя детьми?» Они в один голос ответили: «Конечно, нет».
— А ведь жюри-то у нас детское и конкурс — «фильмов для детей»…
Я выразил свое отношение к этому фильму. Попросил прощения за допущенную ошибку с его отбором в программу. Далее пришлось упорядочить работу «детского Жюри», сделать его действительно детским и соответствующим регламенту. Ведь по регламенту в каждом жюри у нас по 5 человек. Оставив в Жюри трех маленьких москвичей, я добавил к ним еще двух челябинцев, понравившихся мне своими суждениями. Остальным 15 юношам и девушкам я предложил составить «Жюри старшеклассников», предоставив им для награды еще один диплом Кинофорума. Больше всех негодовала взрослая опекунша челябинского Жюри (из бывших комсомольских работников), которая тоже была поклонницей фильма о преступнике и девочке. В местной газете она, под фамилией Светлана Симакова, опубликовала статью под заглавием «Бурляев ра-зогнал детское жюри», сопроводив ее фотографией, запечатлевшей мое «гнев-ное лицо» в момент чтения юмористического Чеховского рассказа.
Губернатор Петр Иванович Сумин принял у себя делегацию нашего Кинофорума. Встретил, как старых друзей: приветствовал трижды, по-русски. Сердечно поговорили о будущих контактах: о проведении минифестиваля «Эхо XIV МКФ в Магнитогорске» осенью и об открытии киноклуба «Золотой Витязь» в Челябинске. П.И.Сумин со своими помощниками сделали все, чтобы «Челя-бинский XIV МКФ «Золотой Витязь» прошел на высшем уровне. Когда стало понятно, что без дополнительных средств на авиабилеты и поощрение актеров не обойтись, Администрация, без лишних слов, закрыла и эту проблему. Питание же в Челябинске было четырехразовое, включая щедрые столы в ежевечер-нем пресс-клубе.
Церемонию закрытия пришлось вести одному, внезапно занемогла партнер-ша. Справился и с этим — благо все в моей голове. По мнению многих участников и впредь вести церемонии открытия и закрытия мне нужно самому. Ну что ж — не нужно будет тратить время на написание текстов для ведущих.
Возвращаясь в Москву на ТУ 134 «Золотого Витязя» и пройдясь по обеим салонам, заполненным родными, счастливыми лицами участников Форума, я решил попрощаться с ними по радио. Сказал, что подобного самолета перепол-ненного пассажирами единомышленниками я никогда в жизни не видел. Поблагодарил всех за дни соборной радости и простился до новых встреч на «Витязе».
Каждый из четырнадцати Кинофорумов был по-своему хорош, но на первые три места я бы поставил «Тамбовский», «Иркутский» и нынешний — «Челябинский».
Вернувшись в Москву, провел «разбор полета». С некоторыми из сотрудников пришлось расстаться. Подготовку к III театральному форуму в Минске пришлось взять в свои руки. Пригласил А.Б.Фрейндлих, Т.В.Доронину, В.А.Андреева, А.Н.Роговцеву, Л.И.Голубкину, Н.Пастухова, Б.С.Ступку, Б.Г.Плоникова, Аристарха Ливанова, Людмилу Чурсину, Нешку Робеву, Ивану Жигон. Переговорил с А.В.Петренко, Ю.М.Соломиным, М.А.Ульяновым, К.Ю.Лавровым, но они при всем желании, в дни Форума заняты другими про-граммами. Посетил Сербию и Болгарию. Отобрали с Йованом Марковичем и Маргаритом Николовым достойную программу от этих стран.
Агентство Швыдкого обещает выцедить на театральный форум 400.000 руб-лей. На эти деньги можно принять лишь полтора театра. Вновь предстоит борь-ба за выживание. Что ж — даст Бог, выстоим и на сей раз. Благо Белоруссия обещала принять наш Форум. Вопрос — как выживать и готовиться в Москве? Кто поможет на этот раз? Для «Витязя» лето и осень — самый тяжелый, пере-ходный период. Бюджет исчерпан полностью. Средств на очередную зарплату нет. Арендную плату «Отечеству» мэр поднял в три раза. Приходится покидать насиженное место, переезжать в Андреевский монастырь. Переезд — всегда стресс. Упаковка, перевоз нехитрых пожиток, которых, однако, набрался пол-ный грузовичок, ремонт, наладка связи. И все это делается — на марше, не пре-кращая подготовки театрального форума.
Впрочем, были и положительные события. Мой старший сын Иван присвоил мне почетное звание «деда». Девятого августа он позвонил мне в Болгарию: «Здравствуй дед!» В роду Бурляевых прибыло — родилась Настенька!
2 октября. Август и сентябрь прожили в напряжении всех сил. Средств ни на зарплату, ни на что — никаких. Как говорил Пушкин: «Ах, бедность, бед-ность! Как унижает сердце нам она!» Пришлось занимать у «Диода», чтобы поддержать сотрудников небольшим авансом. В.П.Тихонов вновь пришел на помощь, согласившись напечатать наш каталог в своей типографии. Министер-ство культуры Белоруссии тоже с трудом формировало консолидированный бюджет предстоящего Театрального Форума. К началу октября составилась конкурсная программа из 38 театров.
Обратился к Президенту «Российских железных дорог» В.И.Якунину с просьбой о бесплатной перевозке участников Форума в Минск и обратно. Вла-димир Иванович принял меня 21.09. в своем кабинете в 22.30. Похоже, рабочий день у него был в самом разгаре: он только что возвратился с празднования 625-летия Куликовской битвы из Тулы. В приемной полно сотрудников. Вла-димир Иванович сказал, что моя просьба не всеми в РЖД была воспринята по-ложительно, но что, учитывая значимость «Золотого Витязя» для Русской куль-туры и личное отношение ко мне, «РЖД» нам помогут. Это означало, что мы сделали еще один шаг к победе.
25 сентября записали первые две программы Киноклуб «Золотой Витязь» для НТК «Звезда»: первая — мой монолог о новой программе и о «Золотом Витязе» и вторая — беседа с моим однокурсником Вадимом Абдрашитовым о его твор-честве и о нашем учителе Л.А.Кулиджанове. В кратчайшие сроки, благодаря подвижничеству нашего «видео-маэстро» А.А.Лепегова, работавшего дни и но-чи напролет, создали 52-минутный фильм о «Золотом Витязе» для премьеры по НТК «Звезда».
Основная нагрузка по подготовке третьего Театрального Форума легла на плечи Главного координатора Форума Н.В.Сучковой и исполнительного дирек-тора А.В.Костюченко, а в Минске нам обеспечивала мягкую посадку В.А.Степанова и Заместитель Министра культуры РБ В.П.Рылатко.
6 октября вновь побывал в Минске. Провел пресс-конференцию с белорус-скими СМИ, оргкомитет у Первого Заместителя Министра культуры В.П,Рылатко, где окончательно были поставлены все точки над i: вопросы фи-нансирования и моментов подготовки Форума, количества участников и кон-курсных спектаклей, театральных площадок, заполнения залов, рекламы. Рабо-тать с В.П.Рылатко удовольствие: спокойный, рабочий стиль, заинтересован-ность в деле, доброжелательство. После этого встретился с недавно назначен-ным, новым Первым заместителем Председателя Национального телевидения РБ, Юрием Владимировичем Азаренком. Приятно, что на руководящие рубежи выходят люди, воспитанные и укрепленные «Золотым Витязем». В 1992 году фильм «Меня хотят убить», об убийстве С.Есенина, снятый студентом мастер-ской В.Т.Турова, Юрой Азаренком был отмечен нашим дипломом. Успели о многом договориться: и об информационном спонсорстве, и о запечатлении на видео конкурсных спектаклей, и о создании многосерийного, совместного фильма об Америке, и о сотрудничестве Белорусского ТВ с НТК «Звезда», и о закупке фильмов «Золотого Витязя», «Отечества», Сербии и прочих стран.
Остановился, как обычно в чудесном «Доме милосердия» у отца Феодора. Бывая здесь, не перестаю удивляться чудным делам Господа. Кажется совсем недавно о.Феодор показывал мне макет будущего «Дома милосердия», строи-тельство которого неясными очертаниями угадывалось на пустыре в вечернем мраке. Он рассказывал о том, что здесь должно быть воздвигнуто. Я с радостью принял его предложение войти в попечительский совет, но в тайне не верил в реальность этого грандиозного проекта, думал, что этот долгострой на многие лета. Прошло немного времени и вот, чудо совершилось. Красота и необыч-ность «Дома» поражает: здесь и Храм, и пятизвездочная гостиница, и концерт-ный зал, и мастерские, и школа, и трапезные, и реабилитационный центр с но-мерами, не повторяющим друг друга и комфортным для обитателей интерье-ром. Таких кроватей, заказанных в Германии, я никогда прежде не видел: управляемые электронным пультом, они ездят вверх — вниз, принимают раз-нообразное положение: наклоняются в любую сторону, превращаются в кресло, имеют анти-пролежневое покрытие. В трехместных комнатах люди автономны, отгорожены и не видимы друг для друга.
18 октября. До отъезда в Минск остается 9 дней. Положение тревожное. В казне — пусто. Более месяца назад я направил Швыдкому первое за все эти го-ды письмо, в котором писал:
«Главный соучредитель с Российской стороны — Агентство по культуре и кинематографии РФ согласилось выделить на подготовку и проведение столь масштабного Форума всего 400000 рублей — сумму достаточную для проведе-ния конкурса из двух театров. Тогда как на III Всеславянский Театральный Фо-рум прибудут 33 театра из 6 стран славянского мира. Достаточных же внебюд-жетных средств нам изыскать так и не удалось. Сегодня создалась критическая ситуация и III МТФ «Золотой Витязь» накануне открытия, вновь, как и в про-шлом году, (когда Агентство по культуре и кинематографии выделило 200000р.) на грани срыва. Нет средств на завершение подготовки Форума, изго-товление призов, печатной продукции, на транспортировку 400 участников Фо-рума и декораций Москва-Минск-Москва, на таможенные расходы, на обеспе-чение театральных трупп и актеров из VIP-состава, не говоря об оплате труда организаторов Форума и многое другое.
Международный Форум «Золотой Витязь», на протяжении 15 лет, последо-вательно служит нравственному возрождению нашего Отечества, выполняя курс Президента России на укрепление корневых основ нашего государства, идей патриотизма и национального достоинства. Служа этим задачам не за страх, а за совесть Международный Форум «Золотой Витязь» вправе рассчиты-вать на более серьезное отношение Агентства по культуре и кинематографии к многотрудной деятельности МФ «Золотой Витязь».
Убедительно просим Вас о безотлагательном исправлении сложившейся кри-тической ситуации: экстренном выделении недостающих для проведения III Международного Театрального Форума «Золотой Витязь» средств. Дефицит бюджета III Международного Форума «Золотой Витязь» составляет 3.200.000 рублей. Вместе с этим мы выражаем надежду на то, что люди, которым вверено руководство Российской культурой и кинематографом будут бережнее отно-ситься к позитивным начинаниям Международного Форума «Золотой Витязь», не занимающегося коммерцией, но всеми силами помогающего государству в укреплении традиционных основ национальной культуры…»
Аналогичное письмо я направил и Министру культуры А.С.Соколову. Посе-тил первого заместителя Швыдкого, А.А.Голутву, просил незамедлительно по-мочь и на будущий год не доводить МТФ «Золотой Витязь» до критического положения, планировать заранее надлежащие средства. Он обещал экстренно отправить транж обещанных 400.000 рублей, постараться изыскать еще столько же и возможно больше. Прошло более месяца, но никаких средств на наш счет не поступило: то начальница в отпуске, то договор требовали исправить еще и еще раз. Наконец из Агентства пришел факс М.Б.Кобахидзе, извещающей, что в виде исключения нам выделят еще 200.000 рублей. И до сих пор ни копейки на наш счет не упало. Первое что мы можем ожидать это 120.000 из первого транжа и только после соответствующих наших отчетов об использовании средств, нам перечислят следующие 280.000
Вновь мечусь, как белка в колесе, взываю о помощи, но проходит день за днем, а помощи нет. Пошла последняя неделя.
Проблемы наслаиваются одна на другую. Театр Нэшки Робевой, который я считал одним из центральных событий Форума, выпадает из программы, так как Нэшка выбила деньги в Министерстве на авиабилеты только в один конец. Как не билась Нэшка, достать еще 6000 евро на обратные билеты ей не удалось. Кроме того, по плану она должна была выступить у нас 31 октября, после спек-такля мчаться на поезде в Москву, первого ноября вылетать в Софию и первого же, прямо с самолета — на сцену, выступать перед Президентом Болгарии.
20 октября — вечером дозвонился Министру культуры А.С.Соколову, извес-тил о положении дел и попросил о встрече.
21.10. — был на приеме у Советника Президента РФ Юрия Константиновича Лаптева. Говорили около часа. С этого визита я начал новую попытку реанима-ции идеи проекта создания Международного Центра Культуры Славянских и Православных Народов (МЦК СПН). Просил его и о содействии в выделении бюджетных средств на программы «Золотого Витязя» в будущем году.
22.10 — Был на приеме у Министра культуры. Александр Сергеевич обещал содействие в пробивании бюджета на будущий год, в проекте создания МЦК СПН, в погашении прямых затрат по имеющимся счетам. Но выписанных сче-тов раз два и обчелся. Все прочее не поддается втискиванию в платежки: зар-плата сотрудникам за три месяца, гонорар членов Жюри, оплата театральных коллективов, суточные, прямые расходы на оперативные проблемы и многое другое… Чем гасить эти проблемы?
Вечером был на юбилее Никиты. Праздник «проводов на пенсию» моего дру-га удался вполне — не формально и весело. Хотя был ведущий Николаев, Ни-кита, своей режиссерской волей, направлял течение вечера, оживляя его шут-ками в адрес тостующих: министров финансов и МЧС, главы Администрации Путина, Вице-премьера Жукова… Я в шутку говорил о том, что я ввел в режис-суру обоих братьев Михалковых «и Тарковского» — ввернул Никита. Я расска-зал о режиссерском дебюте Никиты, состоявшемся на нашем актерском курсе в Щукинском училище, отрывке из «Петра Певого», где я сыграл Карла XII. Де-бют был признан удачным, Никита загорелся и решил поставить на нашем кур-се одноактную пьесу «Двенадцать разгневанных мужчин», поручив мне глав-ную роль. Именно, а разгар репетиций Никиту выгоняют из училища. За что? Как говорили — «за анархию, за пропуски» и за вольный дух, остроумие, до-бавлю я, — этим Никита всегда отличался. Преодолевая унижение и свою гор-дость, Никита каждый вечер залезал в окна училища, что бы продолжать репе-тиции. Он завершил постановку на столь высоком уровне, что ректор Б.Е.Захава (изгнавший его из училища!), утвердил произведение Никиты, как наш дипломный спектакль. Незадолго до этого выгоняли из училища и меня, за то, что опоздал к началу учебного года, задержавшись в экспедиции «Андрея Рублева», и Александра Калягина… Но нас приняли обратно, а Никита — гор-до и безвозвратно ушел в режиссуру.
На юбилее у Никиты договорился с Вице-премьером Правительства РФ А.Д Жуковым о встрече с ним в Белом Доме.
26.10. — Вместе с В.С.Медведевым навестили в Думе Председателя комите-та по культуре И.Д.Кобзона. Беседа была теплой. И.Д.К. обещал непременно помочь в горящей проблеме с Театральным Форумом, но возможно уже когда форум завершится.
27.10. — Выезжаем в Минск на Форум. Едем — голыми! В кармане — пусто! Второй транш из Минкульта все еще не пришел. Одна за другой рушатся наде-жды: отказали олигархи — Дерипаска и Пугачев, не смогли поддержать обще-ственные организации, обнадежившие возможным соучастием. Бью во все воз-можные колокола, звоню. Председатель Российского клуба Православных предпринимателей А.А.Поклонский, поддержал небольшой суммой, с которой мы смогли погрузиться в поезд и добраться до Минска.
Минск не подкачал. Административный ресурс Министерства культуры РБ и Минского Горисполкома, а так же организаторский талант исполнительного директора от Белоруссии Валентины Алексеевны Степановой, подхватили до-хромавший до Минска Форум, и понесли его дальше, как на крыльях.
На торжественном открытии Форума, И.М.Чурикова, специально приехав-шая для этого на один день в Минск, вручила нашу высшую награду — Золо-тую медаль имени Н.Д.Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное ис-кусство» Народному артисту СССР Р.И.Янковскому, который в этот же вечер предстал на сцене, как герой конкурсного спектакля «Перед заходом солнца». Высокой скорбной нотой, пронзившей всех зрителей, явилось выступление де-тей из ансамбля «Косовские пионы», которых привезла с Косово по нашей просьбе Ивана Жигон.
И понеслись стремительные и наполненные дни Форума. Театральные кол-лективы приезжали, сменяя друг друга с периодичностью в три дня. Всего за 11 фестивальных дней на восьми театральных сценах Минска показали свои спек-такли 41 театр из России, Белоруссии, Абхазии, Тувы, Сербии и Боснии и Гер-цеговины. Минск принял более 700 участников Форума. Работу его освещали все СМИ Белоруссии и 20 Российских журналистов. Особенно продуктивно ра-ботало Белорусское Национальное Телевидение — каждое утро в прямом эфире участники Форума, информация во всех новостийных программах. ПТС запи-сали в полном объеме и показали церемонии открытия и закрытия, а так же не-сколько конкурсных спектаклей. Все залы были переполнены зрителями: люди стояли и сидели в проходах на полу.
Не могу сказать, что я был доволен всеми спектаклями. Но 10-15 спектаклей из 41 были высочайшего, эталонного уровня и еще 10 — уровня весьма высоко-го. А это значит Форум — получился! Ведь по мнению профессиональных те-атральных критиков, посещающих все крупнейшие театральные фестивали, ес-ли в конкурсной программе есть два эталонных спектакля — фестиваль счита-ется удачным… А у нас — 10!
Мы провели очередную презентацию книги «Национальная идея» и двух-дневную международную конференцию «Духовные традиции. Театр христиан-ского мира в эпоху глобализации», где выступили лучшие театральные критики России М.Н.Любомудров, К.В.Кокшенева, О.И.Пивоваров, автор книги «Вера и кино», кандидат богословия Валерий Духанин, театральные деятели Украины, Белоруссии, Сербии, Боснии и Герцеговины. Все вместе мы искали ответа на вопрос поставленный перед участниками Форума: Богоугоден ли театр по при-роде своей и каким должен он быть в идеале.
Косовские дети выступили в Доме милосердия перед Патриаршим Экзархом всея Белоруссии, Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, который по окончании встречи пригласил нас на ужин в Патриаршие покои. Когда я про-вожал Косовских детей в Москву, они пели на перроне русские песни и люди стоящие вокруг заворожено слушали этот импровизированный концерт. Одна из косовских девочек, прощаясь со мной, простосердечно спросила: «А у нас будет «Золотой Витязь»?
Мало чем можно удивить меня в актерском ремесле, но Владимир Алексее-вич Андреев в «Невидимках» и Николай Исаакович Пастухов в «Поздней люб-ви» явились для меня тем желанным эталоном актерского мастерства, который мы редко видим на сцене. Они не играли, они жили на сцене, свидетельствуя об опыте своей личности, своего человеческого духовного обновления. Спектакль, завершающий конкурсную программу «Оскар и розовая дама», с Алисой Фрейндлих, стал последним, высоким аккордом Форума. Зрители долго не от-пускали Алису Бруновну со сцены. На церемонии закрытия мы наградили Зо-лотыми медалями Н.Д.Мордвинова еще двух выдающихся русских артистов — А.Б.Фрейндлих и Н.И.Пастухова.
Порадовала детское жюри и конкурсная программа «Театра для детей», а спектакль «Буратино.by», поставленный в Минском музыкальном театре стал настоящим праздником для детей. Живой оркестр и живое пение, замечатель-ная музыка и игра артистов, декорации и костюмы… Получилось все на самом высоком творческом уровне и спектакль этот получил «Золотого Витязя».
Вернувшись в Москву, прочитал письмо из агентства Швыдкова, (направленное в день открытия Форума в Минске 28 октября), с отказом в выделении дополнительных средств. Позвонил Министру, тот удивился, ведь «Швыдкой обещал».
10 ноября встретился с Г.А.Зюгановым. Он сказал, что его обложили и сам он помочь не сможет, но обещал поговорить с Л.К.Слиска. Поговорил, просил меня ей звонить. Звоним и не можем поговорить, помощница сообщает, что они сами нам позвонят, но звонка так и не последовало.
14 ноября встретился с И.Д.Кобзоном. и если при первой встрече он обещал помочь и решить если не все то, половину наших проблем, в этот раз он гово-рил о том, что задним числом найти что-либо трудно, что сам он ищет средства на свои программы. Обещал поговорить со Швыдким…
16 ноября посетил в Белом доме Вице-премьера Правительства А.Д.Жукова. Беседа длилась 40 минут. А.Д.Жуковов обещал поговорить с А.С.Соколовым, о погашении долгов Форума, подумать о финансировании программ «Витязя» в следующем году. О создании МЦК СПН в Сергиевом Посаде сказал, что без профессионального «бизнес плана» дело не сдвинется.
Позвонил Генеральному директору «Экспоцентра» В.Л.Малькевичу, который обещал поддержку «Золотому Витязю» в будущем году, попросил его немного помочь сейчас, иначе не доживем до года будущего. Он обещал помочь. Наде-жда вновь забрезжила…
23-25 ноября побывал в Тбилиси на открытии Киноклуба «Золотой Витязь» в Кинотеатре «Руставели». Интерес прессы и общественности был заметным: в аэропорту встречали два телеканала, следили вплоть до входа в номер гостини-цы «Мариот». В день прилета вечером Р.Д.Чхеидзе показал мне первую мон-тажную сборку своего нового фильма, родившегося благодаря поддержке «Зо-лотого Витязя», отметившего главной наградой сценарий. Просмотр длился 3 часа 30 минут. Я поздравил Реваза Давидовича с рождением интересного хри-стианского по сути фильма и высказал ряд своих замечаний.
Утром 24-ого — прямой эфир по главному государственному телеканалу, по-том — приемы у Патриарха Грузинского Илии, у Министра культуры Грузии, продолжительная пресс-конференция, мастер-класс в Государстенном Униве-ситете театра и кино на курсе Р.Д.Чхеидзе.
И, наконец, встреча в кинотеатре «Руставели», на которую пришли предста-вители творческой интеллигенции Тбилиси и среди них несколько лауреатов «Золотого Витязя» и моих старых приятелей: Р.Д.Чхеидзе, Нани Джанелидзе, Зураб Кипшидзе. Я показал видеоматериалы об истории Кинофорума и о не-давно закончившемся 3 Театральном Форуме, рассказал о Тарковском и пока-зал вторую часть «Андрея Рублева». На следующий день мнение грузинской интеллигенции о встрече было единодушным, как о переломном моменте в на-шей общей духовной жизни, о возврате к пониманию непреходящих ценностей связывающих наши народы.
30 ноября Правление «Экспоцентра» приняло решение поддержать «Золотой Витязь» в нашем тяжелом положении с Театральным Форумом.
8 декабря на наш счет поступила спонсорская поддержка от «Экспоцоентра». Слава Богу, продержались и на этот раз! Раздал сотрудникам долги по зарплате за 4 месяца. Люди сразу повеселели. Сердечная благодарность Генеральному директору «Экспоцентра» Владиславу Леонидовичу Малькевичу, подставив-шему свое дружеское плечо. Долго ли так будет продолжаться? Сколько еще так жить — в надежде на чудо?..
24 декабря посетил Санкт Петербург и открыл 33-ий Киноклуб «Золотой Ви-тязь», который будет действовать в рамках Петербургского Клуба «Русская мысль». В поезде, по дороге в Питер, родилась мысль провести Кинофорум 2007 года в Санкт-Петербурге. Эту мысль благословил настоятель церкви Спа-са Нерукотворного, что на конюшенной площади, где отпевали А.С.Пушкина, отец Константин Смирнов, поддержали и мои питерские друзья. Думаю, что это вполне реально: ведь Губернатором Санкт Петербурга является бывшая по-четная попечительница «Золотого Витязя» В.И.Матвиен- ко. Незамедлительно направил в Питер обращение к Митрополиту Петербургскому и Ладожскому — Владимиру и официальное предложение В.И.М. провести 16 МКФ в Питербур-ге. Созвонился с помощником В.И.М — В.П.Акуловым.
30 декабря нанес предновогодний визит Заместителю Руководству Агентства по культуре и кинематографии А.А.Голутве. Попросил, что бы он пригласил на нашу встречу и начальника отдела театра М.Б.Кабахидзе. Показал им 300-листный клиппинг прессы писавшей о 3 Театральном Форуме, информировал об успехе в Минске, о масштабых Форума, о полномасштабной поддержке на-шего Форума Президентом Республики Беларусь А.Г.Лука- шенко и том чувст-ве стыда, которое мы испытывали в Минске за Российское Агентсво по культу-ре и кинематографии, выделившее столь мизерные средства. Я прямо говорил о том, что можно было понять Агентство, при их первом незначительном участии в финансировании Первого Форума (потому что — первый и не известно как он пойдет дальше… Но Форум «пошел»: он растет не по дням, а по часам. И во второй, и в третий раз игнорировать Форум, выполняющий государственную установку на патриотическое воспитание нашего народа… это уже рецидив не-адекватного отношения Агентства к динамично развивающейся деятельности Государственного Международного Театрального Форума «Золотой Витязь», едва ли не единственного театрального форума, стоящего на прочных и без-компромиссных позициях позитивного Русского реалистического театра. Я го-ворил о том, что вместо того, чтобы вкладывать миллионы долларов в безнрав-ственные, кощунственные «биенале», на которых куры гадят на голову Льва Толстого, а зрителей заставляют топтать ногами Евангельские тексты, проеци-руемые на пол, в театральные фестивали, пропагандирующие гомосексуализм и прочую патологию нужно поддерживать именно «Золотой Витязь», ставший маяком духовного развития кино и театра планеты.
29.12. Позвонил из Белграда Йован Маркович, сообщил печальное извес-тие — скончался Стево Жигон. Связался с Иваной Жигон — она благодарила меня за то, что мне удалось сделать для ее отца, говорила, что никто не сделал для него больше добра. Сказала, что недавно они начали делать ремонт и выне-сли все вещи из комнаты отца, но он попросил оставить у него статую «Золото-го Витязя». И сейчас «Золотой Витязь» стоит в изголовье его смертного одра. И отец лежит светлый и спокойный, как ангел. Похороны завтра. Вылететь в Бел-град не представляется возможным. Направил Иване слова нашего соболезно-вания:
«Госпоже Елене Жигон, Госпоже Иване Жигон, Вице-президенту МФ «Зо-лотой Витязь» Господину Йовану Марковичу, Сербскому народу.
Дорогие друзья!
Уход человека — естественное, сокровенное условие Создателя. Мгновение перехода души — мгновение Истины, обнажающей значимость этой души для мира. Значимость души великого сербского режиссера, артиста, мыслителя Стево Жигона для сербской, славянской , мировой культуры будет отныне все отчетливее осознаваться осиротевшим сербским театром и сербским наро-дом, пламенным патриотом которого был славенец Стево Жигон.
60 ролей в театре 40 в кино и на телевидении, более 50 спектаклей, и каких спектаклей! — такой творческой биографии можно позавидовать. Ему и за-видовали… Режиссер Стево Жигон выбирал то, что было ему по плечу — ве-ликую русскую и мировую драматургию: Шекспир, Достоевский, Чехов, Горь-кий, Нушич, Црнянский…
Стево Жигон любил Россию не меньше, чем Сербию и страдал за извращение прямых путей славянского мира. Россия высоко ценила талант Стево Жигона. Именно он стал первым Сербским Академиком Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры. Не случайно и то, что в России, богатой именами выдающихся мастеров театра, именно сербский режиссер Стево Жигон был избран лауреатом №1 высшей награды Первого Международного Театрального Форума «Золотой Витязь» — Золотой медали «За выдающийся вклад в театральное искусство», а спектакль Стево Жигона «Идиот» был отмечен главным призом — «Золотой Витязь», который как до-брый страж стоял у смертного одра великого Мастера в момент его перехо-да. Стево Жигон одним из первых сербов вступивших в Международное Объе-динение Кинематографистов Славянских и Православных народов.
Помню нашу последнюю встречу в Москве, на сцене театра на Таганке, в момент триумфа Стево Жигона, когда Никита Михалков вручал ему нашу высшую награду. Момент счастья печального Мастера. Когда ему преподнес-ли, специально для него написанную в иконописной мастерской икону Спасите-ля, он шутивший о том, что он человек неверующий, благоговейно поцеловал лик Спасителя.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Упокой душу новопреставленного раба Божьего, великого сына сербского народа Стефана.
Вечная ему память и благодарность от любимой им России, от «Золотого Витязя» и 12.000 коллег Мастера по Международному Объединению Кинема-тографистов Славянских и Православных Народов.»
Через несколько дней Йован рассказал мне о том, что проводов, подобных этим он никогда в жизни не видел. Начиная с необыкновенного прощания в Национальном театре, когда актеры, игравшие в спектаклях Стево Жигона вы-ходили в костюмах своих героев. Были и слезы, и смех, и присутствие высоких государственных деятелей. Наше обращение, вместе с посланием А.Г.Лукашенко и Н.С.Михалкова зачитали на кладбище.
2006 год.
18.01. Услышав информацию по телевидению о том, что Япония и Краснодар начали проводить фестивали интернет-фильмов, решил не отставать, сделать попытку осуществить в рамках XV МКФ наш первый интернет-конкурс. Нача-ли готовить большой интернет-портал «Золотого Витязя».
Посетил Префектуру Южного округа, которая начала борьбу за к/т «Эльбрус, чтобы отбить его у ГУПа «Московское кино». Там выяснилось, что «Москов-ское кино» и Управление культуры Москвы вообще не учитывают «Золотой Витязь» в своих будущих планах. Почти 10 лет я просил у города хотя бы один кинотеатр, чтобы показывать людям позитивное, нравственное кино. В 2000 году на IX «Золотом Витязе» в Кремле, при шеститысячном соборе зрителей, тогдашний Вице-мэр Москвы В.П.Шанцев заверил собравшихся что, учитывая важность миссии «Золотого Витязя», город передаст Форуму один из столич-ных кинотеатров. Люди приняли это известие бурными аплодисментами. Я пришел в «Эльбрус» директором. За три года очистил здание от присосавшихся к кинотеатру арендаторов, начал показы в зале, лишенном экрана и проекции. Через три года «Эльбрус» подчинили ГУПу «Московское кино», лишив счета и свободы действий. По прошествии 6 лет оказалось, что «Золотой Витязь» об-манули. Решил сделать еще одну попытку и вписаться в планы Префектуры ок-руга и его отдела образования, претендующего на «Эльбрус».
Встретился с руководством православного телеканала «Спас». Договорился о том, что перехожу к ним с моей авторской программой «Киноклуб «Золотой Витязь». Набросал план кино-показов на два года. Принял предложение теле-канала провести телевизионный, зрительский конкурс «Спас» — «Золотой Ви-тязь», на котором мы покажем 30 фильмов накануне открытия XV МКФ в ап-реле-мае этого года и наградим победителей на церемонии закрытия Кинофо-рума 30 мая.
Принял предложение отца Феодора, руководителя отдела внешних церков-ных связей Белорусского Экзархата, направить в минский «Дом милосердия» 10 киноактеров, нуждающихся в отдыхе и реабилитации.
Откликнулся на это приглашение с радостью, поскольку меня давно поражает циничное отношение государства к людям, посвятившим всю свою жизнь служению Отечеству и сегодня, с пренебрежением, брошенным на произвол судьбы. В равной степени это относится и к участи киноактеров. «Перестрой-ка» выплеснула за борт жизни тысячи актеров кино. Упразднила штатных акте-ров на крупнейших киностудиях страны. Актеры, созидали славу Отечественного кинематографа. Были «брендом» великой державы, подлинными кумира-ми, героями своего времени. Их прекрасные, одухотворенные лица были сим-волом страны на экранах мира. Фильмы с их участием приносили в казну гигантские доходы, на которые строились кинофабрики, киноцентры, дома творчества… На валюту приносимую стране советскими киноактерами ездили на сафари «слуги народа»… Использовав советских киноактеров на все 100%, хозяева «новой, демократической России» выбросили из жизни своих кумиров, на образах которых они духовно возрастали,.
В узаконенный г-ном Швыдким «кинорынок» советские киноактеры не вписались. «Новые русские» захотели видеть на экране иные, не столь духовные лица. Эталоном стал бездуховный примитив: два десятка «артистов» с физиономиями циничных уголовников и падших девиц, шепелявые, не чесанные и не мытые «тусуются», как замызганная колода из фильма в фильм по всем кана-лам украденного у народа кино и телевидения.
А золотой, актерский фонд России стареет, голодает, умирает в нищете. И не на что было хоронить великих комиков Георгия Вицина и Борис Новикова, неповторимых Люсьену Овчинникову и Клару Румянову, Юрия Саранцева… Да разве всех перечислишь..? По сведениям Гильдии актеров Российского кино в безотлагательной помощи сегодня нуждается около 1500 киноактеров России.
Я пригласил на отдых в Минск Олега Стриженова, Татьяну Самойлову, Юрия Яковлева, Владлена Давыдова, Николая Караченцова, ветеранов Великой Отечественной Войны — Николая Пастухова и Алексея Ванина, Раиса Куркина Геннадия Королькова, Ирину Печерникову. Договорился об оплате путевок с президентом Российского клуба православных меценатов А.А.Поклонским. Поросил В.И.Якунина о перевозе актеров при поддержке «Российских железных дорог». Начали готовить «актерский десант», без отрыва от основной работы — подготовки XV МКФ.
09.02. Тянем на пределе сил. На счету «Витязя» — пустота. Вновь встал вопрос о нашем выживании. Нет средств ни на зарплату сотрудникам, ни за арен-ду, ни за телефонные переговоры…
Вчера посетил наших благодетелей в «Экспоцентре», вручил просьбу о поддержке XV МКФ. Буду ждать ответа.
21.02. Правление «Экспоцентра» приняло решение вновь поддержать «Золотой Витязь». Спасибо Владиславу Леонидовичу Малькевичу за его веру в дело «Золотого Витязя» и его вторую спасительную помощь.
Теперь можно быть спокойными, что пятнадцатый Кинофорум «Золотой Витязь» состоится.
Можно писать традиционное обращение к участникам Кинофорума. Вот что хочется им сказать.
Дорогие друзья!
«Золотой Витязь» отмечает свой 15-летний юбилей. 15 лет в масштабах вечности это — миг. Во временном пространстве 100-летней истории Русского кинематографа и последнего 20-летия Новой России — это целая вечность. 15 лет последовательного служения, созидания, борьбы за выживание, наступления, потерь, побед и открытий.
Что успели мы совершить за эти 15 лет?..
Сберегли и упрочили «Золотой Витязь».
Провели 19 Международных Форумов: 15 кинофорумов, 3 форума театра и форум Русского боевого искусства.
Показали 3400 фильмов, 100 спектаклей. Собрали рать из 250 богатырей Русского боевого искусства.
В наших форумах приняли участие около 5000 деятелей кино, театра, боевых искусств и СМИ из 55 стран мира и сотни тысяч зрителей.
Открыты 35 Киноклубов «Золотой Витязь» в России, Украине, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Чехии, Польше, Греции, Финляндии, Китае.
Создано Международное Объединение Кинематографистов Славянских и Православных Народов, насчитывающее сегодня свыше 12000 кинематографистов из 15 стран славянского, христианского мира.
Созданы первые три документальных фильма киностудии «Золотой Ви-тязь».
Несколько лет ведется авторская телепрограмма «Киноклуб «Золотой Витязь» на телекомпании «Тонус» (г.Сергиев-Посад) выпущена серия телепередач на НТК «Звезда», начинаются регулярные телепрограммы на православном телеканале «Спас».
Выпущен первый в истории России православный курс авторской кинорежиссуры во Всероссийском институте переподготовки и повышении квалификации (ВИППКа) при Роскомкино.
Второй год осуществляется благотворительная программа «Международный Форум «Золотой Витязь» — детям, будущему России». Осуществляется попечительство над десятками детских домов, приютов и интернатов Москвы, Московской, Брянской, Тульской, Владимирской областей.
Начата благотворительная программа «Золотой Витязь» — киноактерам России», благодаря которой первый десант из десяти наших коллег прошли лечение и реабилитацию в Минском «Доме Милосердия».
Проведены десятки более скромных программ: Эхо МКФ «Золотой Витязь», телемарафоны в Сергиевом Посаде, Петропавловске на Камчатке и Борисоглебске.
Для «Золотого Витязя» снимаются фильмы, ставятся спектакли, пишутся сценарии.
Сделан привычным для общественного сознания и наших коллег кинематографистов девиз: «За нравственные, христианские идеалы, за возвышение души человека».
Деятельностью Международного Форума «Золотой Витязь» утвердилось новое явление мировой культуры — явление Славянского, Православного кине-матографа и театра.
МКФ «Золотой Витязь» стал реальной духовной альтернативой безнравственному доходному промыслу современного кино-рынка..
От всего сердца мы благодарим нашего Почетного Попечителя — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, за веру в «Золотой Витязь» и неизменную поддержку всех наших начинаний.
Мы благодарим Губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова за постоянную поддержку «Золотого Витязя» и решимость провести XV Всеславянский Кинофорум на славной Подмосковной земле.
Мы благодарим давнего, безкорыстного друга нашего Форума, Генерального директора ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР» Владислава Леонидовича Малькевича, ставшего генеральным попечителем XV МКФ.
Мы благодарим всех, кто вкладывал свой труд и годы своей жизни в становление и развитие Всеславянского Форума, всех кто помогал «Золотому Витязю» выстоять.
Сердечно приветствуем и поздравляем всех участников исторического XV (Серпуховского) Международного Кинофорума «Золотой Витязь». Желаем укрепления ваших духовных сил для новых кинематографических свершений во славу Господа и возвышения души человека. Желаем новых знакомств и открытий друг друга через ваше творчество.
«Любовью и единством спасемся».