Второй день II форума экологических фильмов Золотой Витязь начался широко анонсированной научно-практической конференцией (документ по итогам готовится и будет опубликован через несколько дней), а продолжился экстремальной неигровой лентой из Белоруссии Живые и мертвые (режиссер Лариса Каберник).
Трудно найти во всем кинематографе России и СНГ ленты, которая с такой откровенностью и принципиальностью ставила вопрос об антигуманном отношении к животным, от лабораторных крыс до бездомных собак. В мире разрабатываются специальные компьютерные программы для студентов медицинских вузов, где живые зверушки заменены виртуальными, но горькая ирония заключается в том, что основываются-то эти программы на многолетнем кровавом опыте именно над живыми научными объектами Вопросов, как всегда, больше, чем ответов, но ясно одно: после фильма Ларисы Каберник переход в вегетарианство станет для сомневающихся гораздо легче!
Героиня сербского Прикосновения (режиссер Владимир Перович)выбрала для единения с природой компромиссный, но довольно убедительный вариант. В тёплый сезон она уходит с маленьким сыном в горы, покрытые невероятной красоты лесами, и возобновляет первобытную, первозданную жизнь. Пить так из ручьев и рек (ритуал выглядит как поцелуй c водной стихией), есть так только овощи и ягоды, греться только на солнце или ночью у заботливо разведённого костра, медитировать так только на горе в лучах восходящего или заходящего солнца Чтоб мы так все жили, право слово! По следам лесных откровений женщина решила даже написать вегетарианскую поваренную книгу, рассчитывая на популярность у себя в республике, так что и без денег семья не останется при случае.
Чтобы снять уникальные кадры белых сипов в кавказских горах, Валерий Тимощенко (Одинокий рай, Русский заповедник) не только снарядил экспедицию с экстремальным оператором, но и взял с собой собственного сына в качестве остроглазого наблюдателя за перемещениями гордых и одиноких птиц (Свободный мир. Кавказские грифы, Россия). Думается, впечатлений сыну хватит надолго, как и нам, зрителям, поскольку, если бы не обильный (даже для фильма-репортажа) текст, тридцать минут просмотра показались бы сущим мгновением. От красоты увиденного в буквальном смысле кружится голова.
Впрочем, в сербской программе текста с говорящими головами было куда больше. Кино (за редкими исключениями, вроде упомянутого выше Прикосновения и Приправлено солнцем и любовью Елены Джокич с печальными сербскими старухами) превращалось в докучливые краеведческие лекции (Тусклый блеск жемчужной Дрины, режиссер Ратко Озорович, Босния и Герцеговина) и словоохотливые журналистские расследования с красивыми картинками (Вода=жизнь, режиссер Срджан Джуранович, Сербия) что ни говори, а в бывшей Югославии операторскому мастерству еще не разучились.
Игорь Перунов. ПрофиСинема