Эстафета обширной программы мероприятий IX Международного славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» пройдет с 10 октября по 9 декабря 2018 г. по маршруту: Москва – Севастополь -Калининградская область – Луганск Москва.
X Международный славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь» проводится Международным форумом «Золотой Витязь» при участии и поддержке Министерства культуры РФ, МЧС России, Администраций городов Севастополя, Светлогорска (Калининградская область), Министерства культуры ЛНР и Союза кинематографистов России.
Торжественная церемония открытия форума состоится 10 октября 2018 года в 17.00 в Драматическом театре Черноморского Флота РФ им. Б.А. Лавренева (г. Севастополь, площадь Ушакова, 1). Откроется форум выставкой «Святая Русь» лауреата Золотой медали имени Александра Иванова, заслуженного художника России Павла Рыженко.
Павел Викторович Рыженко родился 11 июля 1970 года в Калуге. Светлый образ русской земли и ее многострадальной истории стали источником вдохновения для одного из самых талантливых мастеров отечественной исторической живописи.
Годы учебы в Московской средней художественной школе при институте им. Сурикова (1982-1988) открыли перед юношей новый мир. Мир залов Третьяковской галереи и улочек Замоскворечья. Мир запахов масляной краски, благоговейной тишины и одновременно многообразие большого современного города.
Служба в армии лишь укрепила в правильности выбранного пути – пути живописца. Поэтому первая половина 1990-х прошла в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, где учителем и наставником Павла стал народный художник профессор И.С. Глазунов. Это были годы исканий, размышлений, осмысления истории своей страны и своего народа. К моменту написания дипломной работы «Калка» приходит осознание своего творческого назначения – разбудить генетическую память своих современников, гордость за свое Отечество.
За годы преподавания в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1997-2007), работы в Студии военных художников им. М.Б. Грекова (2007-2014) Павел Рыженко сформировался не только как выдающийся исторический живописец, но и как мастер диорамного искусства.
Размышления об историческом прошлом своей Родины приводит художника к поиску духовных основ и в творчество органично входит религиозная тема.
За свою, столь неожиданно оборвавшуюся 16 июля 2014 года жизнь, в момент наиболее полного расцвета творческих сил, Павел Рыженко создал галерею образов эпического масштаба («Победа Пересвета», «Царево молчание» и др.). Всеобъемлющую панораму истории отражают диорамы «Крещение Руси», «Стояние на реке Угре», «Начало войны 22 июня 1941 года».
В 2011 году за высокие достижения в изобразительном искусстве и развитие духовно-патриотической темы Павел Рыженко удостоен почетного звания – «Заслуженный художник Российской Федерации».
Образная выразительность исторических полотен Павла Рыженко придают его творчеству особую важность в контексте современной истории России. Размышления на холсте об уроках прошлого и будущего нашего Отечества, следование традициям русской школы исторической живописи делают Павла Рыженко достойным преемником великих мастеров отечественного изобразительного искусства В. Сурикова, И. Репина, В. Верещагина, В. Васнецова, М. Нестерова.
Павел Рыженко не только выдающийся исторический живописец, но и мастер диорамного искусства. Он считается одним из ярчайших представителей современной русской живописи классического русского реализма. Главная тема в его творчестве духовный путь России, который пролегает через разные эпохи и исторические события.
Размышления об историческом прошлом своей Родины приводит художника к поиску духовных основ.
В его творчество органично вошла религиозная тема. Главные герои на многофигурных полотнах защитники. Защитники воины, защитники веры богатырь Пересвет, князь Александр Невский, святые подвижники Сергий Радонежский, Иоанн Богослов и другие.
К сожалению, жизнь художника оборвалась в момент полного расцвета творческих и жизненных сил. В 44 года у него произошёл инсульт.
Незадолго до смерти Павел Рыженко в одном из интервью сказал: «Я предлагаю людям ещё раз взглянуть на наше неоднозначное прошлое, полное трагических событий, в которых во всей полноте проявился великий дух нашего народа… с богатой историей и самосознанием».
В этот же день, в 19.00 в Севастопольском центре культуры и искусств (СЦКИ) (г. Севастополь, ул. Ленина, 25) народный артист России Николай Бурляев и Севастопольский симфонический оркестр под руководством Владимира Кима представят зрителям музыкально-драматическую композицию «Рождение музыки к фильму «Лермонтов».
10 -11 октября в городах Севастополе, Балаклаве и Херсонесе в рамках форума откроются сразу 3 выставки, которые будут проходить до конца ноября. Форум и выставки откроет президент форума, народный артист России Николай Бурляев.
Выставка «Свет фресок Дионисия» фотографа Юрия Холдина будет открыта 11 октября в 11.00 в Государственном историко-археологическом музее Херсонес Таврический (Севастополь, Древняя улица, 1).
Это уникальные фотографии фресок Дионисия русского иконописца конца XV начала XVI, продолжателя традиций Андрея Рублёва единственных сохранившихся и никогда не обновлявшихся фресок, которые мастер с сыновьями, выполнили в августе-сентябре 1502 года на стенах и сводах Ферапонтова Белозерского Богородице-Рождественского монастыря в Вологодской области.
На открытии выставки состоится демонстрация фильма лауреата Государственной премии РФ, режиссера Дмитрия Чернецова «Дионисий путь художника».
Фотохудожник Юрий Холдин единственный, кому удалось почти невозможное: он не только запечатлел все фрески древнерусского иконописца Дионисия собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря на фотокамеру, но и благодаря новаторским методам фотосъемки сумел передать их цвет, фактуру, объем, пропорции, что, по мнению специалистов, является уникальным даже для современного уровня технологий фотоискусства.
Московский фотохудожник, трагически ушедший из жизни в 2007 году, известен как мастер, впервые осуществивший синтез новых подходов к фотосъемкам, применяющихся сегодня в мире. Его работа над проектом заняла почти 12 лет. Все съемки проходили в известном Ферапонтовом монастыре Вологодской области, который внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В фотоработах сохранены в первозданном виде фрески, созданные более 500 лет назад великим Дионисием, чье имя стоит в одном ряду с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублевым.
Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров Северной Руси. Сегодня это памятник мирового значения, внесенный ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам иконописца Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
О фресках и о титанической десятилетней работе фотомастера рассказала хранительница уникальных работ, вдова Юрия Холдина, Екатерина Данилова-Холдина: «Эта выставка является симбиозом искусства, связавшего прочной нитью несколько веков и двух русских подвижников – прахудожника Дионисия и современного фотохудожника Юрия Холдина. Однажды судьба привела москвича Юрия Холдина на Вологодчину, в Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Великое творение Дионисия настолько поразило его, что Юрий принял твердое решение, круто изменившее его судьбу: показать современными средствами первозданную красоту фресок Дионисия всему миру. Работая в условиях переменчивого света храма, ему удалось найти тот световой камертон, при котором фрески запечатлевались на фотопленке в абсолютной гармонии и в полном соответствии с оригиналом! Но и это было еще полдела. Около 10 лет шла печать полного цикла проекта: фотохудожнику путем отбора многотысячных вариантов цветопроб удалось добиться предельного соответствия оригиналу в полиграфии и фотопечати, а сам экспозиционный материал, по заключению экспертов искусствоведения, представляет собой вершину технологических возможностей фотоискусства и лазерной цветопечати не только в России, но и во всей мировой культуре»…
Экспозиция с годами становится все более и более уникальной: смена технологии печати в фотографии, к сожалению, уже не позволит осуществить печать с пленки на столь же высоком по качеству уровне, поэтому фотоработы Юрия Холдина приобретают все большую и большую ценность: они так же оголены и беззащитны перед временем, как и сами фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря…
11 октября в 17.00 в «Балаклавском Дворце культуры» (г. Севастополь, Балаклавский район, улица Калича, 21) откроется выставка греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона».
Фотохудожник Костас Асимис (Афон, Греция) родился в г. Ташкенте, в котором его родители оказались после гражданской войны в Греции в 1949 году. Затем семья переехала в Югославию, где Костас Асимис получил филологическое образование и где он всерьёз занялся фотографией.
Костас Асимис попал на Святую гору Афон в 1984 году, приехал — и решил остаться там работать. Долгие годы фотохудожник по крупицам собирал артефакты афонской истории, в числе которых – уникальные дагерротипы, хранившиеся в старой фотолаборатории на Святом Афоне. Именно он занялся спасением и реставрацией бесценного старинного фотоархива в русском Свято-Пантелеймонове монастыре. Среди редчайших снимков — тот, на котором запечатлён лик Пресвятой Богородицы, который чудесным образом явился в языках пламени во время раздачи хлеба убогим монахам у стен монастыря. Фотографией на святой земле Афона начали заниматься очень давно. Первое фотоателье появилось здесь в начале 70-х годов XIX столетия. По благословению старцев Свято-Пантелеймонова монастыря — архимандрита Макария (Сушкина) и старца Иеронима – монахи-фотографы тщательно фиксировали не только все значительные события жизни обители, но и проводили жанровую съемку. Вскоре, по примеру русских, своими фотографиями обзавелись и некоторые греческие монастыри. Благодаря трудам афонских фотографов сегодня мы можем получить представление о сокровенной жизни святой земли Афона и тех, кто жил на этой земле много лет назад. Большая заслуга в этом принадлежит и Костасу Асимису.
Святая Гора является главной темой жизни и творчества фотографа вот уже на протяжении 30 лет. На выставке представлено около 180 фотографий, на которых запечатлены святыни, моменты праздничных богослужений и будничных трудов святогорских монахов, природа, скиты, кельи, строения афонских монастырей. Центральную, наиболее значимую часть экспозиции составляют мастерски выполненные портреты афонских старцев, монахов, послушников. Большинство фотографий выполнено в 1984-2016 гг. Всего в коллекции около 300 работ. Своеобразным введением в жизнь современного Афона стали исторические фотографии конца XIX — начала XX вв., передающие атмосферу жизни Свято-Пантелеймонова монастыря времен последних десятилетий Российской империи.
IX Международный славянский форум изобразительных искусств «Золотой Витязь» проводится Международным форумом «Золотой Витязь» при участии и поддержке Министерства культуры РФ, МЧС России, Администраций городов Севастополя, Светлогорска (Калининградская область), Министерства культуры ЛНР и Союза кинематографистов России.
Программа IX Международного славянского форума изобразительных искусств «Золотой Витязь»
Выставка картин «Святая Русь» лауреата Золотой медали имени Александра Иванова, заслуженного художника России Павла Рыженко (1970 2014)
Севастополь Драматический театр Черноморского Флота РФ им. Б.А. Лавренева (г. Севастополь, площадь Ушакова, 1), 10 октября 11 ноября 2018 года, Луганск (октябрь-ноябрь 2018 года.)
Фотовыставка «Свет фресок Дионисия – миру» фотохудожника Юрия Холдина фонда «Фрески Руси»
Севастополь Государственный историко-археологический музей Херсонес Таврический, 10 октября 11 ноября 2018 года, Луганск (октябрь-ноябрь 2018 года).
Выставки также пройдут с октября по декабрь в Севастополе и Светлогорске (Калининградская обл.).
Выставка «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона» греческого фотохудожника Костаса Асимиса
Севастополь «Балаклавский Дворец культуры» (г. Севастополь, Балаклавский район, улица Калича, 21) 11 октября – 11 ноября 2018 года.
Мероприятия Форума изобразительных искусств «Золотой Витязь» в городе Москве и в Московской области:
проведение мастер-классов педагогами Академии акварели и изящных искусств С. Андрияки и Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова для курсантов Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и Академии гражданской защиты МЧС России с октября по декабрь.
выставка «Грузия в нашем сердце» фотохудожника Сватикова (Грузия) и выставка «Преображение» Милены Велчевой (Болгария) пройдут в октябре-ноябре 2018 года в Центральном доме кино в Москве.
выставка иконописи монастырей Жича (Сербия) пройдёт в ноябре 2018 года в Галерее народного художника России Дмитрия Белюкина (Москва, Комсомольская площадь, 2)
Контакт:
Полукарова Наталия Николаевна – директор проектов Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
+7(925)8417880, +7(966)1243490
ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ IX МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ФОРУМА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
ВГТРК |
|
Телеканал «Культура» |
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЁРЫ IX МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО ФОРУМА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
Телеканал «Союз» |
|
МЧС-Медиа |
|
Телеканал «ВЕСТИ «Севастополь» |
|
Радио «ВЕСТИ-ФМ «Севастополь» г. Севастополь — 90,8 FM |
|
Телеканал «Первый Севастопольский» |
|
Информационный канал Севастополя (ИКС) |