Завершился 19-й Международный кинофорум Золотой Витязь. Международное жюри в составе Александра Аскольдова (Россия), Геннадия Давыдько (Беларусь), Раисы Недашковской (Украина), Йована Марковича (Сербия), Маргарит Николов (Болгария) присудили Гран-при фильму режиссера Владимира Хотиненко Поп, который снимался в Беларуси. Золотого Витязя удостоен фильм Верую Лидии Бобровой (Россия) и Святой Георгий убивает змия Сржана Драгоевича из Сербии. Лучшим актером признан Сергей Маковецкий (Поп), лучшей актрисой Гражина Болецка-Кольская (Афониа и пчелы) из Польши.
Разнообразной оказалась программа полнометражных документальных фильмов. Здесь первую премию получил фильм Развод по-албански режиссера Адела Пеева из Болгарии, вторую картина Вадима Цаликова Беслан. Надежда.
В конкурсе детских фильмов Бронзовый Витязь достался американскому фильму Принцесса и лягушка.
Диплом и приз Парламентского собрания Союза Беларуси и России присужден белорусскому фильму Волки режиссера Александра Колбышева и оператору Илье Демину за фильм Поп.
В фильме Волки снялись народный артист Беларуси, заслуженный артист РСФСР Владимир Гостюхин и заслуженный артист России Андрей Панин.
После премьеры фильма в Москве известный и в России, и в Беларуси актер и режиссер Владимир Гостюхин дал интервью корреспонденту СОЮЗа.
Где проходили съемки фильма Волки?
На Беларусьфильме и в деревушке на севере Беларуси.
Вы ежегодно участвуете в кинофестивале Золотой Витязь. В этом году он расширил формат и прошел в рамках международного форума славянских народов.
В нынешнем году Золотой Витязь проходил в самых лучших залах столицы, но освещение было недостаточным в СМИ, нет обсуждений хороших фильмов по ТВ. Фестиваль это хорошая грамотная реклама картинам. Я имею в виду хорошие картины, так как серьезные картины ни прокатчиками, ни рекламщиками хорошо не рекламируются.
С чем это, на ваш взгляд, связано?
Производство существует отдельно, прокат отдельно. В свое время, когда были единое производство фильмов и прокат, такая реклама, как всесоюзная премьера, привлекала миллионы зрителей. После 90-х годов был сломлен отечественный прокат, и сейчас, если фильмы хорошие есть, они не рекламируются. Прокат заинтересован в прокате зарубежного кино.
Зрители старшего поколения, которые воспитывались на хорошем советском кино, имеют иммунитет. А как вернуть в залы современную молодежь?
Этим должно заниматься государство, чтобы прокатчики были заинтересованы в распространении отечественных фильмов.
А серьезный вдумчивый зритель остался?
Думаю, такого зрителя мало. Кинозритель сильно испорчен. Сегодня многое зависит от информации. Коммерческие подделки лихо сделаны и по этому собирают зрителя, но их можно смотреть один раз. Фильм Геннадия Полоки Око за око был представлен на кинофестивале в Костроме, и после просмотра зрители приветствовали фильм стоя. Он необыкновенно человеческий. Я уверен, что в прокате картина не появится, поскольку скажут, что это не формат. Хотя это высокохудожественная картина в традициях русского кинематографа, мастерски сделанная режиссером.
Почему?
Проблема в режиссуре, драматургии, производстве. Если Сергей Говорухин снимал фильм по полтора года, то сейчас вынужден снимать за полтора месяца. За это время не успеваешь усвоить материал, его объем. Я стараюсь прорабатывать характеры даже в столь жестком режиме.
Раньше у зрителя воспитывался вкус, он разбирался, где пропагандистское кино, где художественное. Раньше было огромное разнообразие жанров, но все-таки через бюро пропаганды проходило воспитание вкуса, а сейчас зрителю просто вбивают в мозги: иди и смотри вот это.
У минского Листопада сменился директор, что бы вы пожелали новому руководителю кинофестиваля?
Я надеюсь, что Листопад будет развиваться и дальше. Я привык работать с прежним руководителем Валентиной Степановой, она высочайшего класса профессионал, подняла этот фестиваль, вывела на международный уровень.
Вы родились в России, живете в Беларуси. Многие считают Беларусь оазисом духовности и душевности. Насколько это соответствует действительности?
Полностью соответствует . Там взяли лучшее, что было в советском опыте, экономике, не разрушая ничего, восстановили сельское хозяйство, экономику, и республика начала развиваться динамично.
Два года назад вы стали лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства: как премия поддержала вас?
Я построил в Беларуси дом, где буду восстанавливать свои силы и поправлять истерзанную душу. Это двести километров от Минска, где Голубые озера, Нарочанский заповедник. Это удивительной красоты места.
И все-таки ваше пожелание вашему зрителю и фестивалю Золотой Витязь?
Желаю, чтобы зритель тянулся к духовному кино с высоким смыслом. Но сам зритель тянуться не будет. Зритель ведомый. Его нужно к духовности приводить. Духовность это работа. Зритель должен научиться отличать, что хорошо, а что плохо. Настоящее искусство заставляет сопереживать. В традиции нашей культуры воспитывать человека. Поэтому я желаю, чтобы творцы и зритель нашли друг друга.