Выступление Николая Петровича Бурляева на «круглом столе» «Будущее российского государства и текущие задачи национального кинематографа».
Липецк
Много лет тому назад великий русский писатель Гоголь говорил: “Сейчас идет бой! Самый главный бой! Бой за душу человека”. Прошло полтора столетия, и в этом зале в Липецке мы тоже вышли на передовую, идем в бой за душу человека. Но прежде чем говорить о российском кинематографе сегодня и завтра, вспомним, каким был отечественный кинематограф вчера. Вчера, то есть до так называемой перестройки!
Советский кинематограф был поистине могучим. Великие режиссеры мира завидовали нам. Федерико Феллини в разговоре с Тарковским высказывал свое удивление тем, как функционирует кинематограф в России. Стопроцентное финансирование, единая мощная система кинопроката, предоставляющая возможность мгновенного показа твоего фильма по всей великой державе. А самое главное, какого высокого не только творческого, но и нравственного уровня достигали высшие творения наших кинематографистов, приносивших всемирную славу нашей стране: Эйзенштейн, Довженко, Чухрай, Герасимов, Ростоцкий, Бондарчук, Тарковский, Шукшин, Михалков, Панфилов, Тодоровский. Подавляющее большинство режиссеров носили в кармане партийные билеты. Но при этом снимали поистине христианские фильмы, ставшие источником живой воды для миллионов людей на планете. Источник, к которому припадали и будут припадать грядущие поколения.
Но это было светлое вчера. Грянула перестройка, обозначив собою наступление новой, то есть сегодняшней кинематографической эры. То есть что мы имеем сегодня? Почти до основания разрушенный и разрозненный государственный кинопрокат, царство торгующих во храме новоявленных частных прокатных дельцов. Киноведы – апологеты рыночного кинематографа, приторговывающие искусством кино, в эйфории сообщают народу о том, что все идет прекрасно. Построено около полутора тысяч кинотеатров с долби, стерео и попкорном в койку. Говорят, что в скором времени подобное количество супер-кинотеатров возрастет вдвое. Вроде все красиво! А радости нет.
Невольно задаешься тревожными вопросами, а на чьи деньги построены все эти кинотеатры? Оказывается, преимущественно на иностранные. А что показывают эти кинотеатры? Заглянул как-то в один из них, в “Атриум”. Во всех залах достаточно примитивное кино, достаточно примитивного, пошлого содержания или российский продукт, подражающий продукту американскому. Заметьте, киноискусство с легкой руки лукавых телевизионных топ-менеждеров и обслуживающих кинокритиков-рыночников стали упорно называться “продуктом”.
О кривом зеркале, насилующем зрителей примитивной эстрадой, и сериальных продуктах российского телевидения и говорить не хочется! Россию Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Бондарчука, Тарковского год за годом, как говориться, steep by steep, опускают все ниже и ниже. Кинокритики, увенчанные степенями и солидным возрастом, уже отказываются серьезно относиться к фильмам, говорящим о высоких нравственных идеалах. “А где же в ваших фильмах гомосексуалисты, спрашивают они. – Где любовь девочек друг к другу или, на худой конец, инцест? Это не рейтингово, не формат и неинтересно”. Имена этих критиков не буду называть. Те, кому надо, поймут, что это относится и к ним.
При вашем содействии, коллеги, ведется разлагающая лукавая работа по внедрению чужебесия в сознание наших детей. Хочется напомнить всем нам евангельское изречение, которым я пытаюсь в жизни руководствоваться. Цитирую: “Невозможно не прийти в мир соблазнам, они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит”. На протяжении последних двух десятилетий идет последовательная вестернизация российского кино и телеэкрана, вытеснение, подмена традиционной духовно-нравственной сердцевины русского народа и культуры, мутирование сознаний новых поколений, нарождающихся на Святой Руси. Впрочем, вряд ли Русь станет Святой при такой обработке. Невольно еще и еще раз вспомнишь откровения радио “Свобода”, изреченное в эфире в самом начале перестройки. Я это выписал и цитирую: “Цель перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, в том, чтобы произошла мутация русского духа”.
Очаги сопротивления этому злу существуют и в нашем перестроечном сегодня. С великим трудом удерживают высоты, продолжают творить лучшие российские режиссеры Михалков, Сакуров, Панфилов, Тодоровский, Лунгин, Прошкин, Бортко, Хотиненко и.т.д. В документальном кино, несмотря на ликвидацию студии научных документальных фильмов и агонию Леннаучфильма, не сдаются подвижники-одиночки Мирошниченко, Гуркаленко, Лизнев, Матвеева, Шиллер и десятки других замечательных подвижников.
Детский кинематограф практически умерщвлен. Российским детям приходится ориентироваться и жить по Гарри Поттеру, Шварценеггеру и заокеанским анимационным монстрам. Не мудрено, что на уроках рисования сегодняшние дети рисуют не витязей, ни Илью Муромца, ни Ивана-царевича, а бэтменов, монстров, вампиров и одноглазых инопланетян.
Что будет завтра? Во многом это зависит от всех нас. Пора осознать и нам, кинематографистам, и руководству государства, что экранное искусство есть духовно-стратегическое оружие государства. И оружие это не должно служить массовому духовному поражению народа. Необходимо кардинальное изменение российской культурной политики и ее составной части – национального кинематографа. Нужно рекомендовать высшей государственной власти задуматься об утверждении нового национального проекта в области культуры и духовного развития нашего народа. Возродим культуру и кинематограф преобразим жизнь нашего Отечества.
Необходимо на порядок увеличить федеральные средства на культуру и кинематограф. Культура и государственный кинематограф России не должны жить по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли любыми способами, дозволенными и недозволенными. Российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на традиционные духовно-нравственные ценности.
Необходимо введение государственного заказа со стопроцентным финансированием кинопроизводства фильмов, способствующих духовному возрождению и укреплению нашей культуры и нашей страны. Пора задуматься о возрождении государственного кинопроката и разбазаренных киностудий, в первую очередь, киностудий детских и юношеских фильмов имени Горького. Детское жюри прошлогоднего кинофорума “Золотой Витязь”, не увидев в конкурсной программе фестиваля ни одного российского детского фильма, в виду полного отсутствия в России новых фильмов для детей, сделали наказ присутствовавшему тогда Министру культуры Александру Алексеевичу Авдееву возродить в России производство фильмов для детей.
Кинематографическая политика Министерства культуры должна определяться в творческом содружестве с Союзом кинематографистов Российской Федерации. Российские кинематографисты прошли свой переломный период. Консолидировали позитивные силы нашего сообщества. Продемонстрировали стране сплоченность подавляющего большинства кинематографистов вокруг созидательной миссии вновь избранного руководителя Союза кинематографистов, безусловного лидера российского и мирового кинематографа, творчеством своим и жизнью своею доказавшего преданность Отечеству и российской культуре.
Хочется действительно, первый раз за 23 перестроечных года, поговорить наконец-то на русском языке с единомышленниками, которых большинство. Из пяти тысяч членов СК России более четырех тысяч поддерживают ту консолидацию, которая произошла. За всех нас, за тех, кто был в зале Гостиного двора, молились тысячи батюшек по всей Великой Руси. Вчера мы узнали, что в Липецке в трамваях и автобусах рабочие обсуждали, что если проиграет Михалков – погибнет Россия. Все очень, очень серьезно! Действительно, это был рубеж. Действительно, это был выход воина Пересвета перед всей Россией с тем, чтобы она жила прекрасно, и чтобы наше кино было достойным. Спасибо!