Так считает актер Юрий Назаров, сыгравший в кино 140 ролей
Россию на 32-м Московском международном кинофестивале в основном конкурсе представлял фильм Воробей режиссера Юрия Шиллера.
Один из героев его фильма говорит, что живет он словно в чужой стране родился в одной, а умирает в другой. Эти слова произносит известный актер Юрий Назаров, сыгравший за свою жизнь 140 ролей, создавая масштабные психологические характеры: от князя в Андрее Рублеве Андрея Тарковского до мятущегося отца героини фильма Маленькая Вера Василия Пичула. Но больше всего режиссеры любят его снимать в военных ролях. Перед премьерой Юрий Назаров дал интервью СОЮЗу.
Юрий Владимирович, где вы сегодня снимаетесь?
Без работы не остаюсь. Только что по НТВ прошел фильм Егорушка, а фильм Воробей, представленный на московском фестивале, снимался до него. Еще в работе картина Кони и дети.
В фильме Воробей, знаю, режиссер в вашего героя вложил свои личные мысли.
Мы с Юрой Шиллером близкие люди. Фильм этот о наболевшем, о том, что так жить нельзя.
На бунт отваживается маленький мальчик, который преградил дорогу, по которой на бойню везли лошадей. Подобных фильмов, апеллирующих к сознанию, к долгу перед родной землей на последнем Московском кинофестивале было немало.
Вы часто выступаете с сольными концертами, они начинаются с песни Есть только миг между прошлым и будущим из кинофильма Земля Санникова, которую вы исполняете под гитару. Как подбираете репертуар?
Мы спасли мир наши отцы и деды, наша великая страна, которую мы теперь разрушили. С 1 мая я держу вахту Победы побывал на кинофестивалях в Нальчике, выступал в Ханты-Мансийске, Сургуте, Майкопе, Апшеронске, Мурманске, на Золотом витязе в Москве. Сегодня итоги войны извращаются. А ложь страшнее вранья.
Я была свидетелем, как вас тепло встречает зритель.
Мы с женой сделали несколько музыкально-просветительских программ, с которыми объездили Россию, Беларусь, все зарубежье. За 15 лет работы сложился репертуар это формула общения со зрителем. Зрителя своего люблю. Он меня поддерживает в борьбе с рынком, который убивает духовность. Когда губится культура, мы, сколько силы позволяют, поддерживаем ее. Мировую, советскую, русскую культуру одним словом, великую культуру. По телевизору идут сплошные шоу. Вот, например, Школа секса у нас есть, а народонаселение в стране убывает? Мы выходцы из великой актерской школы, за нами опыт, которым надо делиться. Поэтому цель моих поездок донести те знания, которыми я владею.
Кто ваш любимый режиссер, вы ведь снимались у многих великих?
Каждый любим по-своему. Андрей Тарковский, у которого я снялся в двух фильмах, знал, что делает. Глупостей я от Андрея Арсеньевича никогда не слышал. Он знал, что делал. И Бог сопутствовал ему. А уж сколько он перетерпел, перемучался, ведь ему не давали снимать.
Избирательны ли вы в ролях?
Я не все роли принимал. На главную роль попал еще студентом, а после Щукинского училища уехал поднимать целину, строил мосты в Казахстане, обивал пороги военкоматов, чтобы в армию забрали.
Однажды вы встретились с Шолоховым. Как это произошло?
Новосибирский театр ехал в Москву, и я устроился рабочим сцены, чтобы встретиться с Михаилом Шолоховым. Он жил тогда в Москве. Я прорвался к нему, говорю: как жить дальше?
И что посоветовал писатель?
Он посоветовал учиться.
У актера материал это 90 процентов успеха, а у вас много фильмов построены на добротном материале.
Я попал сразу в хорошую литературу на фильм по сценарию Юрия Бондарева Горячий снег, которая стала одной из лучших киноработ. Классическая литература сопровождает меня в течение всей жизни, мой лучший друг писатель Виктор Лихоносов, с которым мы учились в одной школе мы родом из Новосибирска. Писать он начал еще в Сибири.
Принимали ли раньше участие в благотворительных фестивалях, подобных Обереги будущее?
Есть цифра, что сегодня беспризорников больше, чем после войны. Нам доводилось и раньше бывать в детских домах, интернатах, но в Адыгее мы столкнулись с беззаветным служением персонала детям, они всю душу вкладывают. Как-то нас пригласили в пункт реабилитации, где ты пытаешься погладить ребенка, а он от тебя шарахается. Я начал им читать Песню о купце Калашникове. И, оказывается, русский язык имеет такое же воздействие, как иконы. Звучание русской речи имеет релаксирующее воздействие. Вот каким чудом мы владеем. И я считаю, что спасет нас и оставит людьми только культура. Народ без культуры, истории стадо!
Что вам дает участие в подобных фестивалях?
Вдохновение. Мы же с женой во ВГИКе преподаем, работаем со студентами. Поэтому надо чувствовать мир живой! И ощущать этот мир необходимо. Возможность общения дают фестивали. В Адыгее нас пригласил на ТВ Олег Дудаев, и вдруг выясняется, что он продюсер одного из лучших фильмов Прорыв, которому я давал Гран-при на фестивале военного кино в Санкт-Петербурге. Там блистательный ансамбль играет.
Вы оставили свой след не только в искусстве, но и на земле проложили туристическую тропу, участвуя в экологической акции по защите природы.
В Адыгее сохранилась уникальная первозданность. Здесь сохранена вековая мудрость. Местное население не потеряло своей самобытности, здесь тонко чувствуют красоту, дружбу, творческое начало, спайку, которая пропитывает людей, и мудрость веков чувствуется через народ. Эта земля откровения.
Мы утратили такие отношения .
Татьяна Хорошилова
Российская газета