«Горящие письма» по пьесе П.П. Гнедича, «Метаморфозы-2: жены артистов» по произведениям И.А.Бунина и А.П.Чехова и «Дракон» по пьесе Е.Л.Шварца – сразу три пьесы за один вечер были показаны на сценических площадках театрального фестиваля «Золотой Витязь». Свои работы представили Русский духовный театр «Глас», Академия кинематографического и театрального искусства Н.С.Михалкова и Санкт-Петербургский театр комедии им. Н.П.Акимова.
«Золотой Витязь» – это история, многолетняя, полезная, пробившаяся сквозь тернии к звездам, – отметил в интервью для СМИ перед началом спектакля на сцене учебного театра ГИТИСа известный кинорежиссер и продюсер Н.С. Михалков. – Фестиваль завоевал большое уважение и любовь зрителей, и все это очень важно для нас, людей художественных профессий. Идея «Золотого Витязя» – Русский человек, Русское искусство – это понятие, которое обязательно должно быть, но его не надо употреблять в ущерб кому-либо. Шовинизм – это когда говорят: я лучше вас, а патриотизм: я люблю мое и предлагаю вам полюбить его так, как я готов полюбить ваше, если таковое у вас есть. В этом нет ничего предосудительного».
Объединяет все три спектакля обращение к традициям русского психологического театра при открытии новых драматургических решений.
Постановка Т.С.Казаковой «Дракон», это не спектакль «на злобу дня», а попытка выйти к общечеловеческим обобщениям, показать, как велико искушение властью, и как легко прорастают семена зла в душах людей, а волшебный антураж не скрывает, а только подчеркивает острый социальный подтекст, размышления о природе власти и человеческой природе, изуродованной страхом, привыкшей ко лжи и не готовой принять свободу.
Молодые герои пьесы «Горящие письма» в постановке режиссера Кирилла Белевича – гости хозяйки московского салона, в котором царит атмосфера музыки и поэзии. Они не могут быть вместе, и только письма становятся связующей нитью между ними. На наших глазах разворачивается история их жизней, идущих параллельно и, тем не менее, неразрывно между собою связанных…
Над постановкой спектакля «Метаморфозы», художественный руководитель Н.С. Михалков, работала целая команда режиссеров: Вера Камышникова, Александр Коручеков, Игорь Яцко.
«Каждый год мы обращаемся к И.А.Бунину и к А.П.Чехову, пытаясь выразить атмосферную глубину, столь присущую их творчеству. Нам интересно как бы из воздуха, из ниоткуда материализовать и инсценировать тончайшие струны взаимоотношений характеров и характера взаимоотношений, – рассказал о работе над спектаклем Никита Сергеевич. – Атмосфера – это самое главное. М.Чехов говорил: «Прекрасные актеры в прекрасной пьесе, помещенные в неправильную атмосферу, – это гибель спектакля, они ничего не вынут из него. Мы занимаемся созданием атмосферы на литературной основе. Перед спектаклем я всегда говорю об этом зрителям (спектакль идет в формате т.н. «открытой репетиции»).
Но вот ведь в чем дело: зритель уже настолько привык к провокативному искусству, что когда ему играют, как написано драматургом, и с любовью, понимая, что говорят, получается уже «новое слово», и это печально. Значит, люди просто потеряли много времени на том, что им показывали…
М.Чехов говорил: «Ставьте «Гамлета», как хотите, но так, чтобы не обиделся Шекспир». Это самый главный принцип, на мой взгляд. Есть режиссеры, которые ставят спектакли великих классических писателей-драматургов, но которые, я думаю, не хотели бы встретиться с авторами, если бы имели возможность это сделать.
Я не люблю провокаций вообще и в искусстве – в первую очередь. Это вещь, что несет в себе зло. Если режиссер изначально планирует провокацию, чтобы поднять себе рейтинг, – это приводит лишь к тому, что в каком-то узком куругу это воспринимается как «новое слово»… Разумеется, художник имеет право защищать свое художетсвенно-эстетическое кредо, но и большинство зрителей тоже имеют право защищать свое кредо. И поэтому, когда ты защищаешь свое кредо за деньги тех, кому оно неблизко, хотя, можешь это делать за собственный счет или за счет спонсорской помощи, – это неправильно.
Я много репетирую и работаю с театральными актерами, знаю, что, как правило, любой киноактер должен и может работать в театре. Конечно, есть специальные навыки работы в кадре, но они быстро развиваются.
Академия возникла из желания помочь артистам защититься от плохой режиссуры. Это возможность вооружить актера теми методами и средствами, которые позволят ему быть на высоте, не предавая профессию, не рассчитывая на ту «помощь», которую режиссер может ему оказать. Сегодня актерская профессия намного выше, чем режиссура.
Людям художественных профессий нужен стимул, и для наших актеров участие в «Золотом Витязе» – это большой импульс для работы. Главное, чтобы награды были заслужены».
«Горящие письма», фото с сайта http://www.theatreglas.ru
«Метаморфозы-2», фото Михаил Макаров