25 сентября 2020 года в Париже ушёл из жизни выдающийся сербский режиссер, сценарист, продюсер и художник, лауреат престижных европейских международных кинофестивалей, Горан Паскалевич.
Оргкомитет Международного Кинофорума «Золотой Витязь» выражает глубокие соболезнования родным и близким нашего коллеги и большого друга.
«Внезапное известие о кончине выдающегося Сербского режиссёра Горана Паскалевича, глубоко потрясло всех Российских друзей и почитателей его таланта. Утрата на земле Горана – невосполнимая утрата для Сербского кинематографа, Сербского народа и всего Славянского мира.
Все пронзительные, человечные кино-творения Паскалевича, созданы его добрым сербским, славянским сердцем.
Международный Кинофорум «Золотой Витязь» не раз награждал Горана Паскалевича высокими наградами, среди которых Золотая медаль имени Сергея Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф».
Я открыл для себя нового талантливого режиссёра фильмом «Танго Аргентино». В холодном кинозале блокадного Белграда мне было тепло от встречи с нежным и трепетным сердцем создателя этого фильма.
В тяжелейшие для сербского народа времена блокады, эмбарго, санкций и оголтелых бомбардировок, он пел песню своей свободной и щедрой души, прославляя Сербский кинематограф в мире.
На фильмах Горана Паскалевича, ставших при жизни киноклассикой, воспитывалось не одно поколение сербских кинематографистов.
Фильмы Горана Паскалевича – художественный и исторический портрет эпохи. За полвека этот необыкновенный труженик создал три десятка фильмов, ставшие гордостью и достоянием Сербского кинематографа.
«Золотой Витязь» и все Русские друзья Горана Паскалевича навсегда сохранят память о своём лучистом и добром друге».
26 сентября 2020 года
Президент МКФ «Золотой Витязь»
Николай Бурляев
Фото: Алексей Петраш
PrimaMedia
Горан Паскалевич родился в Югославии, в Белграде, но провёл детство в городе Ниш у бабушки и дедушки, к которым был отправлен после развода родителей. Четырнадцать лет спустя он вернулся в Белград, где вместе с отчимом работал в югославском киноархиве.
Паскалевич принадлежал к группе нескольких югославских кинематографистов, которые учились за границей и окончили престижную школу кино и телевидения академии исполнительских искусств в Праге (FAMU). С 1967 по 1971 он учился в знаменитой Пражской киношколе под руководством Эльмара Клоса и Милана Кундеры.
Вернувшись в Югославию, он снял около 30 документальных и 16 художественных фильмов, которые были показаны на многих международных кинофестивалях (таких как Канны, Берлин, Венеция, Торонто и Сан-Себастьян) и получили признание критиков.
В 1976 году вышел дебютный полнометражный фильм Паскалевича «Сторож пляжа в зимний сезон», принятый в конкурс Берлинского фестиваля.
Принимал участие в основных программах многих крупнейших кинофестивалей, включая три самых престижных в Европе Каннский (в 1980 с фильмом «Специальное лечение»), Берлинский (1976 и 1977) и Венецианский (1992, 1998, 2001) и неоднократно завоёвывал на них награды. Рост национализма в Югославии вынудил его покинуть страну в 1992 году. Вернулся в Белград после падения режима Милошевича.
За ленту «Пороховая бочка» (1998) он был удостоен приза ФИПРЕССИ European Film Awards.
В 2001 году Variety International Film Guide отметил его как одного из пяти лучших режиссеров года в мире. Музей современного искусства в Нью-Йорке (Мома) представил полную ретроспективу его работ в январе 2008 года.
Независимый кинотеатр Лондона “BFI Southbank” организовал в июле 2010 года полную ретроспективу его 16 художественных фильмов, а также публикацию монографии (на английском языке) о его творчестве.
Председатель жюри Кинофестиваля в Сан-Себастьяне в 2010 году и
XXVII Международного Кинофорума «Золотой Витязь» в Севастополе – в 2018 году, где была показана полная ретроспектива фильмов сербско-французского режиссёра.
Паскалевич жил между Белградом и Парижем, и имел как югославское/сербское, так и французское гражданство.
С 2008 года он был назначен офицером французского Ордена Искусств и литературы во Франции.
Сын режиссёр и сценарист Владимир Паскалевич.
Вашему вниманию прелагается одно из последних интервью Горана Паскалевича, которое он дал во время пребывания на XXVII Международном Кинофоруме «Золотой Витязь» в Севастополе в 2018 году.
«Вести Севастополь»