Десять дней, прошедшие в Липецкой области под знаком XVIII Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», конечно, не перевернули мир. В нём не стало меньше трагедий и слёз. Но этот фестиваль смело можно сравнить с глотком благодатной родниковой воды, которую повсюду ищут люди и не могут найти, «томимые духовной жаждой»…
Особенно откликнулись сердца липчан на два фильма, имеющих отношение к судьбе великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Это – «Тарас Бульба», завоевавший гран-при фестиваля (режиссёр Владимир Бортко) и «Гоголь. Ближайший», получивший «Золотого Витязя» (режиссёр Наталья Бондарчук).
Первый фильм, по словам президента кинофестиваля, народного артиста СССР Николая Бурляева, вызвал далеко не однозначную реакцию как в России, так и в Украине. «Тарас Бульба» разделил наше общество на два лагеря, – рассказал Николай Петрович. – Одни восприняли фильм восторженно. Другие чуть ли не обвинили режиссёра в национализме. Но из текста, как из песни, слов не выкинешь. Гоголь – великий, неделимый русский писатель. И заслуга Владимира Бортко в том, что он максимально использовал в фильме оригинальный авторский текст».
Тарас Бульба
В том, как можно интерпретировать авторское произведение «на свой лад», легко убедиться. Благо, в домашних библиотеках сохранились ещё старые издания «Тараса Бульбы». В них повесть значительно короче оригинала, и там действительно недостаёт «русско-христианской направленности», которая вносит в повесть совсем другую интонацию. Вот одна из цитат в настоящем, несокращённом, тексте Николая Васильевича: «Отыскался след Тарасов. Сто двадцать тысяч казацкого войска показалось на границах Украйны. Это уже не была какая-нибудь малая часть или отряд, выступивший на добычу или на угон за татарами. Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялась отомстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле – за всё, что копило и сугубило с давних времён суровую ненависть казаков». Или сцена прощания Тараса с товарищами перед гибелью: «…Что, взяли, чёртовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»
Впрочем, к чести режиссёра, взявшегося экранизировать такое непростое классическое произведение, каждый герой фильма несёт зрителю свою правду. У Тараса и казаков – она одна, у поляков – другая (впечатляет сцена, где польский гетман заносит саблю над внуком своим и Тараса и… опускает руку, не смея убить невинного ребёнка). Своя правда, вызывающая некое сочувствие, есть и у еврея Янкеля. О технических «плюсах» и «минусах» картины распространяться не хочется (о них и так сказано немало), поскольку это чисто идеологический фильм.
Но результат говорит сам за себя. После массового проката в кинотеатрах 29 мая в ККЗ «Октябрь» яблоку было негде упасть. Зрители сидели даже в проходах, на ступеньках. Было много молодёжи, некоторые посмотрели фильм повторно. А по окончании овации зрителей длились несколько минут…
Ближайший
Не меньшее потрясение испытали киноманы и на следующий день, 30 мая. В Липецке состоялась мировая премьера фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Помимо режиссёра, наш город посетили известные – и совсем ещё молодые – актёры: Валентина Теличкина (играет мать Гоголя), Инга Шатова (играет жену Толстого), Анастасия Заворотнюк (играет Александру Смирнову-Рассет), Мария Бурляева (играет Анну Виельгорскую, к которой сватался Гоголь). Исполнитель главной роли – самого Николая Васильевича – замечательный артист Евгений Редько, к сожалению, приехать на премьеру не смог.
О чем же фильм? О последних годах жизни великого писателя, которые, по мнению Натальи Бондарчук, «не были поняты и во многом оболганы». Она написала семь вариантов сценария. Седьмой – воплотился в картине.
«Это страница из жизни Гоголя в Италии, Ницце, Париже, где Николай Васильевич встречается с дорогими ему людьми, сыгравшими важную роль в его судьбе, – рассказала в интервью знаменитая актриса и кинорежиссёр. – Это самый трудный, трагический период жизни писателя, который, предвидя свой близкий уход, пытается стать истинным христианином, чтобы очищенным предстать перед Божиим Судом. Это время, когда Гоголь осознал ответственность художника перед Богом и людьми, отвечающего за каждое своё слово».
Что касается названия фильма, то оно, по словам режиссёра, навеяно знаменитой картиной художника Иванова «Явление Христа народу».
«Дело в том, что Гоголь и Иванов были в одно время в Риме, – рассказала Бондарчук. – Именно тогда художник и создавал своё великое полотно «Явление Миссии» – так оно первоначально называлось. И однажды он предложил Гоголю попозировать для этой картины, где изобразил фигуру писателя, ближайшую ко Христу. Отсюда и название «Гоголь. Ближайший».
Знаки
Наталья Бондарчук рассказала, что более года картину снимали в Оптиной Пустыни по благословению патриарха Алексия Второго. «У нас была уникальная возможность – нам разрешено было снимать в скиту, куда вообще нет доступа никому, кроме монахов», – сказала она.
А Евгений Редько, исполнивший роль Гоголя, по мнению режиссёра, вовсе уникальный актёр, которому подвластно проникновение в самые глубины человеческой трагедии, что видно как в сцене сжигания Гоголем своей рукописи, так и в комедийных сценах, которых в фильме тоже немало.
Народный артист России Николай Бурляев сыграл Александра Толстого, в чьём доме Гоголь жил последние четыре года. Александр Толстой был единомышленником Гоголя, буквально содержал писателя, создавая все условия для того, чтобы тот продолжал активно работать. Последнее произведение Гоголя «Божественная литургия» увидело свет после смерти писателя именно благодаря Толстому.
Настоящим открытием в фильме стала молодая актриса Маша Бурляева, трогательно сыгравшая «любимого ангела» писателя Анну Виельгорскую. Раскрыла зрителям свой драматический талант и Настя Заворотнюк, перевоплотившаяся в черноокую Рассет, в которую были влюблены и Пушкин, и Жуковский. В фильме также занят известный по лентам Сокурова артист из Санкт-Петербурга Леонид Мозговой, сыгравший личного врача Гоголя.
«Никогда не забуду тот день, когда мы снимали в Преображенской церкви, где крестили писателя, – вспоминает Наталья Сергеевна. – Тогда не обошлось без мистики, которая всю жизнь сопровождала Николая Васильевича. Съёмки пришлись на праздник Казанской иконы Божией Матери. Батюшка предупредил, что снимать в праздник – грех. Но съёмочный процесс остановить трудно. И вот в самый разгар работы у нас сломался генератор, повсюду погас свет. В съёмках принимал участие малыш, которому от роду был месяц. Как быть? Помощи в Украине ждать неоткуда. Мы всей группой прямо в храме встали на молитву. Просили прощения и помощи Божией. И на помощь пришла местная служба МЧС. Они подключили свой генератор. Через несколько часов работа была продолжена. Сцена, когда Гоголь участвует в крещении младенца – своего крестника, была снята на одном дыхании. Малыш не заплакал на руках у Евгения Редько, даже когда его окунали в купель! Напротив, «агукал» и улыбался актёру. Это было потрясающе!».
Подобные знаки Бондарчук и её группа ловили не раз. Священник отец Андрей, благословлявший актёров на съёмку, так прямо и сказал: «Не думайте, что Гоголь умер. Он продолжает жить в духовном мире! И ему не всё равно, кто и что снимает…».
«Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства, – обращается с экрана писатель к своему народу. – Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придёт в порядок и земное гражданство».
Сильных сцен в картине действительно немало: и крещение младенца, и эпизод с крестьянской девочкой, умирающей от гангрены, и сцена сжигания второго тома «Мёртвых душ», и, безусловно, сам момент смерти великого писателя. По-православному смиренной смерти…
Перед кончиной Николай Васильевич исповедовался, причастился Святых Таин, соборовался. Последними его словами были: «Как сладко умирать!» А накануне он громко произнёс: «Лестницу, поскорее давай лестницу!». Кстати, подобные же слова о лестнице произнёс перед смертью и святитель Тихон Задонский, один из любимых духовных писателей Николая Васильевича Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно…
По словам Натальи Бондарчук, картина «Гоголь. Ближайший» создавалась многим «вопреки». Во время съёмок «украинских» сцен из министерства культуры Украины последовал отказ в помощи и содействии. И только студия имени Довженко безвозмездно предоставила свои павильоны для работы съёмочной группе (а в фильме снимались и украинские актёры – Алексей Богданович и Радмила Щёголева). О бюджете классического драматического фильма и вовсе говорить неудобно. Он составил чуть больше одного миллиона долларов (29 миллионов рублей выделило российское государство). Наталья Бондарчук призналась: денег хватило на то, чтобы сделать только треть от задуманного сценария. Она кругом должна – художнику, оператору, актёрской группе. «Будьте снисходительны к нашему младенцу, – обратилась перед просмотром Наталья Сергеевна к липецким зрителям, называя «младенцем» свой новый фильм. – Ему от роду несколько дней. Я сама его видела только в монтажной».
Режиссёр заметила, что когда работа над картиной была окончена, то в ближайшей церкви забили колокола, а откуда-то сверху неожиданно раздался гром.
Поразительно! Когда уже в Липецке фильм подошёл к своему завершению (он длился ровно 1 час 45 минут), в зале зажгли свет и восхищённые поклонники побежали брать автографы у столичных звёзд, над киноконцертным залом «Октябрь» нависла огромная туча. Раздался оглушительный гром, блеснула молния. И хляби небесные выбросили на грешную землю тонны воды. Многие, побывавшие на премьере, промокли до нитки, не имея возможности спрятаться от стихии.
Так Николай Васильевич Гоголь «благословил» новый фильм. Такое не забывается…