Организация и регулярное проведение фестивалей, которые можно назвать авторскими, то есть заявившими о себе благодаря настойчивости не чиновников от культуры, а режиссеров и актеров, непосредственно находящихся в творческом процессе, можно считать показательным примером настоящей инициативы К одному из таких фестивалей (причем, по меркам сегодняшнего дня, фестивалей-долгожителей) можно причислить форум «Золотой Витязь». Примечательно то, что его основатель, актер и режиссер Николай Бурляев как частное лицо отстаивает не частные, а именно государственные подходы к культуре. Об экономической составляющей форума с ним побеседовал корреспондент интернет-издания ««Инвест-Форсайт». Деловой журнал» Алексей Голяков.
– Финансовая поддержка фестиваля «Золотой Витязь», который вы бессменно возглавляете с 1992 года, в чем выражается? И как вы строите отношения с действующими или потенциальными партнерами, спонсорами, попечителями?
– Отношения «Золотого Витязя» с теми, кто нам помогает или способен реально помочь, весьма спонтанны. И это, признаюсь, один из самых трудных и болезненных вопросов на протяжении всех 26-ти лет жизни нашего форума. Вроде бы наш основной попечитель – с самого отсчета его истории – Министерство культуры Российской Федерации. Но поддержка от ведомства настолько мала, что средств, которые оно нам отводит каждый год (причем урезая, ссылаясь на кризис), совершенно недостаточно не то что для развития, а даже для выживания такого представительного форума, каковым наш проект стал за свою четвертьвековую историю. С 2010 года «Золотой Витязь» охватывает практически все виды искусств. Хотя первоначально форум задумывался как чисто кинематографический. При этом в качестве приоритета было выбрано сохранение традиционных нравственных ориентиров в отечественном киноискусстве, как противовес волне агрессии, пошлости и просто откровенного непрофессионализма, что захлестнула российскую культуру в 90-е годы.
– На данный момент по каким видам искусства объявляете конкурсы работ?
– Мы проводим форумы кино, театра, музыки, литературы, изобразительного искусства, а также искусств боевых. Были у нас и конкурсы экологических, антитеррористических фильмов. Осенью 2017 года прошёл XV театральный форум «Золотой Витязь», вызвавший немалый резонанс. Среди его победителей – Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова, Театр «Мастерская Петра Фоменко», Московский драматический театр «Сфера», Государственный Академический Малый театр. Немало победителей театрального конкурса «Золотой Витязь» было из российских регионов – Нижнего Новгорода, Ростова, Владимира, Якутии, Уссурийска, среди зарубежных участников отметились гости из Республики Сербской (Боснии и Герцеговины), Белоруссии, а также Луганского музыкального театра.
– Прохладное отношение нынешнего главы федерального Минкульта (в плане выделения средств) к вашим начинаниям выглядит немного странно, если иметь в виду, что вы с ним считаетесь идеологическими единомышленниками…
– Я прямо говорил Владимиру Мединскому: «Мне было трудно при всех министрах культуры за эти 26 лет, и при вас мне нисколько легче не стало. Почему вы оказываете столь мизерную поддержку форуму, являющемуся реальной альтернативой всем тем негативным проявлениям в нашем искусстве, вылившимся в культурную вседозволенность, против чего лично вы постоянно выступаете?» К сожалению, эта позиция выглядит несколько декларативной. Ведь то, что творит «Золотой Витязь», полностью совпадает с идеями провозглашенной президентом Владимиром Путиным новой государственной культурной политики – да, собственно, «Золотой Витязь» и явился её инициатором и проводником! То, что сейчас озвучивается главой государства, мы еще пятнадцать лет назад формулировали и предлагали для незамедлительного исполнения. Но нас тогда никто не слушал.
На сегодняшние же мои вопросы от Мединского ответа не последовало. Ответ – в реальных делах человека. Как сказано в Евангелии, «по делам их узнаете их». Поэтому чего удивляться, если на сомнительные, с моей точки зрения, сценические упражнения Кирилла Серебренникова за 3 года (о чем говорил Владимир Путин) был выделен миллиард рублей. Это, заметьте, не частные, спонсорские, а государственные деньги. И на этом фоне на Международный театральный форум «Золотой Витязь» – за тот же период – Минкульт направил всего шесть миллионов рублей. Это ли не явные перекосы в финансировании социально значимых проектов со стороны специалистов профильного ведомства?..
А ведь к нашему форуму всё активнее присматриваются уже не только в России и соседних государствах, но и в европейских странах. Известный писатель и публицист, во многом наш идейный оппонент Дмитрий Быков отдал «Золотому Витязю» дань, сказав, что он – едва ли не единственный на сегодня в России культурный форум, имеющий свои лицо и идею.
– Материальная поддержка вашего проекта не должна, наверное, ограничиваться лишь федеральными структурами, и без того испытывающими на себе тяжесть от давней, но, видимо, пока неискоренимой методики «остаточного принципа» для культуры. С какой частью властной вертикали вы в этом плане еще контактируете?
– Могу назвать бывшего губернатора Тамбовской области Олега Бетина, губернаторов Белгородской области Евгения Савченко, Ставропольского края Владимира Владимирова, главу администрации Липецкой области Олега Королёва. Нам помогают православные предприниматели Дмитрий Васильчук и Игорь Найвальт. Кроме того, в течение последних трех лет «Золотой Витязь» плодотворно осуществляет реализацию «Соглашения о сотрудничестве» с федеральным Министерством по чрезвычайным ситуациям.
– Получается, МЧС оказалось для вас более эффективным партнёром, чем профильный Минкульт?
– МЧС – наш надёжный партнер. Заключив Соглашение, мы почувствовали твердую опору под ногами, на практике убедились, что МЧС на деле оправдывает свое гордое наименование: в любой момент может прийти на помощь.
– Представители частного бизнеса – сужу по последнему, за ноябрь 2017, буклету «Золотого Витязя» – также к вам присматриваются: среди спонсоров значится инвестиционно-строительная фирма «Балтийская строительная компания».
– Да, руководитель компании – замечательный зодчий Святой Руси Игорь Найвальт, построивший по всей стране около 70-ти православных храмов, наш партнёр.
– Вы заключаете договора со спонсорами или полагаетесь на какие-то другие формы поддержки?
– Я назвал двух наших попечителей, с которыми у нас не договора, а чисто дружеские отношения. Жаль, что ни законодательством, ни практикой регулирования бизнеса подобное пока никак не поддерживается.
– Николай Петрович, а что бы здесь предложили лично вы, если стали бы, например, депутатом Госдумы?
– Я сказал бы так: на Думу и меценатов надейся, а сам не плошай. Хотя государству давно пора заняться более ощутимой поддержкой культуры и благоволением к меценатам. Я бы порекомендовал и парламентскому сообществу, и высшему руководству страны вслед за долгожданным Указом Президента «Об основах государственной политики в России» подумать о разработке следующего столь же важнейшего указа – о выведении культуры из рыночной системы, поскольку в фундаментальном значении «культура» и «рынок» – понятия не совместимые. У них разные задачи. И дело государства, если оно не только на словах заботится о будущих поколениях, незамедлительно заняться этой проблематикой. Бюджет Министерства культуры должен быть равнозначен бюджету Министерства обороны. Культура – главная оборона: оборона души человека.
– Председатель СТД Александр Калягин 21 декабря прошлого года на встрече творческой интеллигенции с Владимиром Путиным невольно предвосхитил – хотя и очень приблизительно – ваше предложение, упомянув о необходимости выведения культуры из сферы услуг.
– Это был робкий голос интеллигента. Я бы поставил вопрос более серьёзно – о выведении культуры из рынка, после чего само приравнивание культуры к каким бы то ни было услугам отпадёт сам собой.
4 февраля 2018г.