С 23 по 27 марта 2016 года в рамках Года российского кинематографа прошел фестиваль духовно-нравственного кино «Золотой Витязь в Перми». Об итогах фестиваля и о ситуации, сложившейся сегодня в российском кинематографе, корреспондент «Русской Планеты» Евгения Воробьёва побеседовала с народным артистом России, президентом Международного Форума «Золотой Витязь» Николаем Петровичем Бурляевым.
Мы привезли в Пермь, начал Николай Петрович, игровые и документальные фильмы, премированные на Международном Кинофоруме «Золотой Витязь». В этом году МКФ «Золотой Витязь» отмечает 25-летний юбилей. С самого начала мы провозгласили его девиз: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». В начале 90-х это было удивительно для коллег, начавших «перестройку» кино на рельсы коммерческой вседозволенности, пошлости и «мутации духа» нашего народа. Но прошло 25 лет, и девиз, и идеи, которые мы озвучивали в 92-м году, легли в основу новой Государственной культурной политики. Мы не ждали, пока государство развернется в сторону просветления Отечественной культуры, — мы терпеливо служили этому просветлению. 25 лет собирали свой кинофонд, в котором на сегодняшний день насчитывается 7700 фильмов.
Мы начали создавать свой альтернативный кинопрокат позитивного кино. Открыли 100 киноклубов «Золотой Витязь» от Дальнего Востока до Косово, от Калининграда до Северного Кавказа. Именно с позитивным кинематографом мы сегодня приходим в Пермь, которая, как и вся Россия, нуждается в обновленной культурной политике. Ведь и сюда «лукавый» протягивал щупальца современного псевдоискусства, уродуя пермское культурное пространство.
Конечно же, какие-то фильмы-лауреаты «Золотого Витязя» попадали на большой экран — о фильмы Михалкова, Хотиненко, «Страсти Христовы» Мэла Гибсона Но большинство замечательных фильмов, премированных на «Золотом Витязе», произведений, возвышающих душу человека, не были приняты российским кинопрокатом, превратившемся в «отделение американского кинопроката», считающего высокие по духу фильмы «неформатом».
«Золотой Витязь», не оглядываясь на заокеанские установки прокатчиков, показывал и собирал фильмы всех жанров: художественные, документальные, анимационные, студенческие, детские. Российский детский кинематограф был практически уничтожен при правлении Швыдкого, который расформировал Киностудию детских и юношеских фильмов им. Горького. Им же уничтожена летописная кузница страны — Киностудия документальных фильмов.
Я абсолютно уверен в том, что можно изменить экранную политику страны кардинально — углубить её, возвысить и просветлить, вспомнить то ценное, что было в нашем прежнем великом кинематографе, которым восторгался весь мир. И удивлялся, что в Советском Союзе кинематограф — вторая статья дохода госбюджета.
Приведу пример из своей практики. Мне передали кинотеатр «Эльбрус» на 1200 мест на окраине Москвы, в котором до моего присутствия украли кинопроектор и огромнейший киноэкран — едва ли не самый большой в Москве. Я арендовал экран поменьше и видеотехнику и стал показывать то, что считалось непопулярным, «нерейтинговым», «неформатным», документальное кино. На первом же сеансе был полный зал. На третий показ к нам стали приезжать люди даже из области. И они спрашивали: «Откуда у вас такие фильмы? Продолжайте, пожалуйста, показывать их». Людям нужно говорить о том, что есть другое кино, которое позволяет возрастать духовно, а не падать в бездну.
На кинофестивале в Перми я покажу свой авторский фильм «Лермонтов». В этом году исполняется 30 лет с момента его выхода на экран. На примере Лермонтова я хотел представить образ подлинного героя нашего времени, героя на все времена: патриота, подвижника, пророка, бесстрашного офицера первого российского спецназа, показать пример, которому захотят подражать молодые люди.
Я приветствую появление фильмов о наших классиках, только если они не тенденциозны, хотя в искусстве, конечно, все тенденциозно. Главное, какой тенденции художник придерживается. Но я против девальвации образов наших классиков, как, например, в фильме о Бунине «Дневник его жены», где Иван Бунин показан психопатом, где вывернуто наизнанку все его грязное белье. Я за то, чтобы создавались такие фильмы, как «Пушкин», «Лермонтов», «Есенин», «Гоголь. Ближайший», «Любовь и правда Фёдора Тютчева», — это духовная пища для народа, для подрастающего поколения. Нужно быть бережными в отношении к нашей истории, к нашим классикам.
Если сравнивать по сложности съемки документальных и игровых фильмов — они несоизмеримы. На создание художественного фильма «Лермонтов» ушло шесть лет моей жизни. В работе над ним участвовало до 5000 человек. Строились декорации, в петербургских дворцах снимались балы, были задействованы большие массовки, армия Северо-Кавказского округа. Это огромный труд и большие затраты. Документальный фильм создать проще, но сегодня это путь подвижников. Режиссеры-документалисты неизвестны сейчас нашему народу. Хотя лично я могу назвать десятки имен замечательных мастеров. Они стоически продолжают работу на пределе своих сил, и я считаю, что документальное русское кино сегодня во многом выше, чем игровое.
На фестиваль в Перми приехало много замечательных артистов: Алексей Петренко, Зинаида Кириенко, Владимир Гостюхин, Сергей Шакуров, Лариса Голубкина, Борис Щербаков, Валерий Баринов, Инга Шатова, Ольга Кабо. Мы вспоминали и наших выдающихся кинематографистов, уже покинувших этот мир. Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Андрея Миронова, чей 75-летний юбилей мы отмечаем в этом году. Андрей Миронов мне был известен, так как мы с ним почти одного возраста и мы часто «пересекались» в общих компаниях. Тогда, когда он был просто Андрюшей и еще не был известным актером – делал только первые шаги. Я считаю, что Андрею повезло в том, что он жил в то время, когда ему предлагались столь разноплановые роли, в которых он мог проявить свой незаурядный талант. Сейчас мне жалко актеров, которым негде себя показать. Есть несколько имен, заслуживающих уважения, не разменивающихся на «эффектную пустоту». У большинства же актеров в сегодняшнем «рыночном кинопотоке» просто нет той питательной почвы, на которой они могут как актеры проявиться и «потрясти» зрителя .
По материалам «Русской Планеты»