На днях в Москве завершился первый экологический кинофорум Золотой витязь. Проходил он под девизом Экология души спасение человечества. Собственно, и сам фестиваль Золотой витязь, существующий уже 18 лет, занят в основном вопросами душевного спасения каким видится оно организаторам и прежде всего президенту Витязя Николаю Бурляеву. Отчаянный пацан Бориска, взявшийся отливать колокол в Андрее Рублеве, влюбленный интеллигент Саша из Военно-полевого романа, сегодня Бурляев для одних патриот и подвижник, для других реакционер и мракобес
С ним хочется спорить, но интересно разговаривать. Потому что кино, театр, дети, Россия любые векторы беседы для Бурляева сводятся в единую точку точку веры. Духоподъемности героя пыталась соответствовать Елена Ямпольская.
Пятеро детей один другого лучше
вопрос: Николай Петрович, хочу начать разговор с того, что нас объединяет. А именно с нашего общего неприятия фильма Павла Лунгина Царь
ответ: Я пришел смотреть Царя, потому что мне была интересна трактовка Павла после Острова. Остров ведь был настоящим поступком Я заставлял себя оставаться в зале полчаса, хотя можно было уйти через пять минут, увидев непрофессиональную работу Петра Мамонова. На экране, извините, беззубый бомж, а не царь Иоанн Васильевич. Но самое главное историческая трактовка неверная, уводящая нас от истинного понимания сути и образа Иоанна Грозного. Я категорически не согласен: и народ как быдло, и царь как упырь все это антиисторично.
в: Абсолютно с вами солидарна. Однако на последнем Золотом витязе, проходившем в Липецке, Гран-при достался Тарасу Бульбе Владимира Бортко. Вам не кажется, что Бульба и Царь в крайностях своих похожи?
о: Ни в коем случае. Победа Бортко на Золотом витязе была единодушным решением руководителей всех шести международных жюри, и я тоже принял этот фильм. Да, он эпический, да, пафосный. Он раздражает нашу элиту, особенно пятую колонну, которая глядит на Запад и мало гордится собственным отечеством. Причем этот фильм примиряет русское и украинское. Хотя и на Украине были крики: Богдан Ступка продался москалям!. Но если подняться над мелкими распрями, то Владимиру Бортко как, кстати, и Наталье Бондарчук с ее новой картиной Гоголь. Ближайший удалось дать единого, неделимого Гоголя. Отпадают все вопросы, кто он есть украинец, русский? В обоих фильмах он сын единой неделимой русской земли. И я рад, что обе ленты отмечены главными наградами нашего фестиваля.
в: По-моему, именно после Бульбы как и после Царя голова сама поворачивается в сторону Запада. Пугает этот кровожадный патриотизм бессмысленный и беспощадный.
о: Понимаю, о чем вы говорите. И я могу придраться к Тарасу Бульбе как профессионал: в чем перебор, без чего можно было бы обойтись, где артисты плохо играют. Но я прощаю малые огрехи, потому что это эпохально важная работа для сегодняшней России. Я счастлив за детей моих, что они увидели этот фильм где говорится о подвиге ради Отчизны, о бесстрашии, о наших предках, потому что моими предками были запорожские казаки
в: У вас ведь много детей?
о: Пятеро.
в: Кому сколько лет? Чем занимаются?
о: Иван композитор, ему 33 года. Маша артистка Театра Маяковского. Я был против, чтобы она пошла по актерской дороге, но Она, кстати, играет в фильме Гоголь. Ближайший и, по-моему, лучше всех играет. Для меня было открытием, что у меня такая дочь. (Режиссер фильма Наталья Бондарчук мама Марии и Ивана Бурляевых. Известия.) Георгию восемнадцать лет, поступил на юридический. Илье четырнадцать, учится в православной школе. Дашеньке двенадцать. Все дети очень хорошие. Один другого лучше.
в: Девочка младшая тоже в православной школе учится?
о: Да.
в: Ребята общаются только со сверстниками своего круга, своих взглядов?
о: Да что вы! Со всеми общаются. Они люди XXI века. Кстати, уже четвертый год работают в детском жюри Золотого витязя. Учатся правильно оценивать искусство. Даже очень строго оценивают. Два года назад Илья был руководителем детского жюри и добился удаления из программы одного словацкого фильма. Говорит: Пап, что вы нам показываете?.
в: А что там было?
о: А там было всё: мат, девочка, у которой мать проститутка, говорит: Я вырасту и буду такая же, и так далее. Я поглядел пришел в ужас. Говорю отборщикам: Как к нам попал этот фильм?. Он на Кинотаврике получил премию. Вы сами-то его видели?. Нет, но мы поверили критикам. Да вы что? Где вы работаете?!. Пришлось изъять из конкурсной программы.
в: Наконец-то одобрено преподавание Основ православной культуры или как этот курс будет называться в средних школах. В каких-то регионах это будет культура мусульманская, иудейская, буддистская Возникает вопрос: не обострятся ли со временем межконфессиональные проблемы в стране?
о: Конечно, нет.
в: Однако неофиты бывают очень агрессивными
о: Если начнем жить согласно вере, никаких столкновений не будет. Ни в одной традиционной религии, ни в одной конфессии злоба не одобряется. Везде главное любовь.
После Иешуа Га-Ноцри нельзя играть подонков
в: Вы сейчас мало снимаетесь. Значит ли это, что вы отказались от профессии, которую выбрали еще в детстве?
о: Начнем с того, что я ее не выбирал. Она меня выбрала. Я не хотел быть актером, потому что з-з-заикался. Потом оказалось, что существуют тайны психики человеческой, и актер может заикаться в жизни Кторов, например, но, играя роль, не заикается вовсе. У меня именно этот случай.
Летом 1959 года я возвращался из школы домой по улице Горького. Вдруг какой-то молодой человек сделал резкий шаг в мою сторону и сказал: Ты мне нужен. Начал объяснять, что он заканчивает ВГИК, ищет для фильма такого мальчика, как я. Кино для меня уже было не ново, брат мой к тому времени снялся в шести картинах, я с ним часто бывал на Мосфильме. Но мне 13 лет. А родители предупреждали, чтобы я на улице ни с какими дядями не разговаривал, они детей воруют. И я спрашиваю: А документы у вас есть?. Парень показал студенческий билет: Андрей Михалков-Кончаловский. Он привел меня на съемочную площадку Иванова детства к Андрею Тарковскому и примерно тогда же привез в дом на Николиной горе. Там я познакомился с моим ровесником Никитой, и он стал моим другом полвека назад
Но и тогда я не говорил, как заявляют многие актеры, что они отдали бы всю жизнь подмосткам и рады умереть на сцене. Такая доля тесна была для меня. Уже играя в первом фильме, я подсознательно устремился к режиссуре. Примерно в сорок лет, сделав свою авторскую картину Лермонтов, я вообще утратил вкус к актерству. Перерос актерские амбиции. После Военно-полевого романа Петра Тодоровского выдался год, когда у меня было 80 предложений. И все на главные роли. Я отказался от всех восьмидесяти. Хотя родственники уговаривали: ты же бедный, у тебя же ничего нет
в: Да, простой вопрос: как семью кормить?
о: У меня есть высшая оценка того, что нужно и не нужно делать в жизни. Этим я обязан Андрею Тарковскому. Он был очень расстроен тем, что после Иванова детства и Андрея Рублева я начал много сниматься по пять-шесть фильмов в год. Говорил: Коля, остановись. Побереги имя свое. Будешь голодать не играй в том, за что потом будет стыдно Были еще Мастер и Маргарита Юрия Кары, но этот фильм вообще поставил передо мной преграду. Потому что после образа Иешуа Га-Ноцри играть подонков, генералов КГБ, продающих родину западным олигархам, неприемлемо. Я говорил: перепишите роль, чтобы этот генерал жертвовал жизнью за Россию, тогда я согласен.
в: А как вы рискнули сыграть Иешуа?
о: Да, риск был большой. Я шел к этому практически всю жизнь, в отдельных ролях пробовал элементы грима Даже думал сам делать фильм как режиссер по Евангелию. Обращался к разным духовным лицам с вопросом: Имеем ли право мы, грешные люди, браться за такие темы?.
в: И что вам отвечали?
о: Как правило, ответ был отрицательный. Но одно духовное лицо, выдающийся русский иконописец мне сказал: Поскольку есть такой вид искусства кинематограф, и вы им занимаетесь, и вам Господь определил этот окоп борьбы за душу человека, то вы просто должны это делать Что касается Мастера и Маргариты, сначала Кара предлагал мне роль Ивана Бездомного. Но я ему прямо заявил, что эту роль играть я не буду, она мне глубоко неинтересна. А то, что я могу, и только я заявил я режиссеру в гордыне своей сейчас к этому готов, Иешуа Га-Ноцри. Кара сделал пробу. Проба была столь убедительна, что он переломил волю худсовета. Я опальным был в те годы
в: Почему?
о: После Лермонтова. Попал под каток, но это отдельная тема. Ко мне приклеили ярлыки мракобеса и черносотенца. В частности, Известия и Неделя приложили руку к травле этого фильма В общем, худсовет объявил: Бурляев утвержден. Мне позвонили, поздравили, а я в ответ отказался от роли. У них был шок. А во мне боролись страстное желание и понимание, что не должно этого касаться На первый просмотр я шел с намерением раскритиковать свою работу в пух и прах. Но не смог придраться ни к чему. На экране был другой человек. Иная пластика, интонации, голос, глаза. Это не я. Я был антенной, проводником Тем не менее сейчас я бы точно не взялся за эту роль
в: Взгляд церкви на актерство меняется?
о: Да. Церковь принимает искусство, творчество как опыт обновленного духовного сознания человека. Дело в тебе самом, с чем ты идешь на каждую роль. Мы на театральном форуме Золотой витязь ставим перед участниками вопрос напрямую: богоугодное ли дело театр и актерство по природе своей? Вот приехала Алиса Фрейндлих, играла спектакль Оскар и Розовая дама. То, что она делала, и было ответом на этот вопрос. Да, богоугодное, если Алиса Фрейндлих играет умирающего мальчика, который обращается к Господу с письмами-посланиями.
в: Многие ли из российских актеров на тему богоугодности своей профессии задумываются и по этому поводу переживают?
о: Трудный вопрос. Но я полагаю, что многие. Как у Державина:
Но сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие,
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! в бессмертие твое
Это ощущение есть у каждого человека. Просто кто-то уже понимает, что он верит, а кто-то еще в процессе
Меня обвиняли, будто я антисемит
в: Вам, человеку, который часто и открыто говорит о принадлежности к православию, о своей русскости, бывает тяжело в общении? Вы упоминали историю с Лермонтовым, однако не секрет, что и сейчас многие держат вас за черносотенца
о: Уже меньше. Очень трудно приклеивать то, что не приклеивается. Меня обвиняли, будто я чуть ли не антисемит. Это оружие, кстати, мощное приклеишь, и всё, русские люди тебя чураются. Господи, да о чем речь?! В нашем фестивале Золотой витязь участвует Израиль, мы уже три года отбираем их лучшие фильмы
Я по сути человек замкнутый, мне бы жить одному где-нибудь в келье. Только почему-то жизнь все время бросает на передовую. Но общаться мне не трудно, нет. Я всех люблю. Правда, к врагам пока отношусь не по-христиански.
в: Кого вы называете врагами?
о: Тех, кто думает, что они мне враги. Я-то понимаю, что мы все находимся в процессе бытия
в: Тогда в чем выражается нехристианское отношение?
о: Есть прекрасное изречение митрополита Филарета: Любите своих врагов, уничтожайте врагов отечества, гнушайтесь врагами Божиими. Здесь очень важный водораздел, понимаете?
в: Надеюсь, вы не причисляете к врагам Божиим всех неправославных?
о: Нет, естественно. Они тоже верят в Бога, проходят свой путь, тут уж что сделаешь? Но спасутся только православные.
в: Откуда у вас такая твердая вера?
о: Ну, извините, мне 63 года. Как всякий интеллигент, я изучал в жизни разные религии. Меня тоже бросало в крайности. Чего только не было: и дзэн-буддизм, и Блаватская, и хатха-йога Все искали. И Тарковский искал
в: Про Тарковского робею вас спрашивать
о: Н-не робейте.
в: Недавно пересматривала Андрея Рублева, и вдруг возникло чувство, что этот фильм снят совершенно неверующим человеком. Вся история исключительно о зависти к большому художнику, о том, как его травят, как ему мешают работать. То есть фильм, по-моему, эгоцентричный, с огромной плотностью личной обиды и личных особенностей характера, которые, увы, стали всеобщим достоянием после публикации дневников Тарковского
о: Вы знаете, я тоже в разные годы по-разному оценивал этот фильм. Первый раз он мне не понравился вообще затянут, зачем эта кровь, зачем режет горло, коровы зачем горят, кони падают Но потом, год за годом Я сейчас попробую вам ответить. Ведь мы все из атеистического времени. Все крещенные в детстве и Андрей, и я, но мы не жили по Закону. Он практически сделал первый шаг столь объемным произведением выводя и себя, и Россию на эту дорогу. Я общался с Бертолуччи, Ангелопулосом, Кустурицей, Вайдой, Занусси. Все говорят об Андрее, что он режиссер номер один. Он стал Андреем Первозванным не только для российского, но для мирового кинематографа. Он первым начал через экран возводить душу и собственную, и всех, кто смотрел его фильмы, к высшим сферам.
Путь Андрея это путь из атеизма к Господу. Я говорил всю жизнь, и когда еще был жив Андрей и когда его не стало, что он человек верующий. Но доказать это не мог. То, что он на съемках Рублева повесил мне на шею крестик первый в моей жизни, так то игровой был крестик, реквизитный. О Боге мы с Андреем никогда не говорили. Это вроде как было неактуально, тема не из нашей атеистической жизни. Но потом я стал по крупицам отыскивать подтверждения. И то, что он, уходя с кладбища, когда похоронил мать, оглянулся и перекрестил могилу Далее, одна из его последних записей в дневнике: Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю всё Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!. Тарковский искал Бога всю жизнь.
Бондарчук сказал: Я знаю, кто убил Шукшина
в: Вы ездили на Алтай праздновать 80-летие Василия Шукшина?
о: Нет, к сожалению. Не получилось. Но мы отметили эту дату в рамках Золотого витязя в мае, провели вечер памяти и удостоили посмертно высшей награды Золотой медали С.Ф. Бондарчука за выдающийся вклад в кинематограф. Ее получала дочь Ольга Васильевна Шукшина. Был потрясающий вечер с оркестром, с участием актеров, которые имели отношение к творчеству нашего классика, удивительной русской личности. Очень важно, чтобы мы помнили апостолов нашей культуры.
в: Насколько мне известно, вы часто говорите о том, что Шукшин не умер естественной смертью, но был убит. И ссылаетесь на Сергея Бондарчука.
о: Когда я делал фильм о Лермонтове, я сказал Бондарчуку: Удивительная закономерность: как только поднимается пророк на Руси, его убивают. Пушкин. Лермонтов Двадцатый век: Есенин, Маяковский. Игорь Тальков, убитый на эстраде. Почему-то только в это сердце стреляли. Вся наша пошлая эстрада тащит страну на дно, а стреляли именно в этого человека, по чьим песням молодежь заново открывала Россию А Высоцкий?! Медик, делавший вскрытие, говорил, что такое могло быть только от яда. И вдруг Сергей Федорович говорит: А Шукшин? Это тоже убийство, и я знаю, кто его убил.
в: И кто же?!
о: Я спросил. Он не ответил.
в: Но зачем могло понадобиться убивать Шукшина? Дважды лауреат Госпремии, орденоносец, он в диссидентах не ходил.
о: Не знаю. Это версия. Не подтвержденная, но об этом многие говорят. Ему не дали сделать Разина фильм по роману Я пришел дать вам волю. Помню, я был у тогдашнего руководителя Госкино Ермаша по поводу моего Лермонтова, но тогда же поднял вопрос о запрещенной им работе Глеба Панфилова Жизнь Жанны дАрк. И нечаянно надавил Ермашу на больную мозоль. Говорю: У Глеба потрясающий сценарий. Не дайте, чтобы получилось, как с Шукшиным. Тот аж поднялся с кресла: Ладно, ты лучше думай о своем Лермонтове! Тоже мне, ходатай!.
Я пришел дать вам волю первая книга в моей жизни, над которой я плакал. Такое у меня было еще только раз когда читал сценарий Военно-полевого романа. Попадание прямо в сердце.
в: Тут мы с вами не совпадаем
о: Так вы не казачка, видать?
в: Видать, нет.
о: А я казак, и мне это близко. Чиновники обокрали Россию, не дав появиться Разину. Ох, какой был бы фильм! Здесь больше, чем конкретный исторический персонаж. Здесь Шукшин дал Русь, ее дух, ее волю. Кстати, я Лермонтова озаглавил первоначально Сын вольности.
в: А что такое для вас воля?
о: То, что чувствуешь от рождения, то, что чувствует твоя душа. Воля как свобода и воля как Божий инструмент для правильной жизни.
в: Говорят, воля опасна в России, она здесь превращается в бесчинство.
о: Добрая воля благо для России.
в: А где ее взять добрую-то? Не у Разина же с Пугачевым.
о: Например, у меня добрая воля
в: Тогда, Николай Петрович, последний вопрос. Он к вам, но и к самой себе в той же степени. Потому что люди мы, как выяснилось, во многом тактически расходящиеся, но стратегически движущиеся в одном направлении. Итак, мы знаем за собой определенную правоту. Знаем или чувствуем, что истина в православии. Мы не станем смотреть фильмы про геев, более того постараемся выкинуть их из любой программы, если, конечно, сможем. У нас есть основания полагать, что в расколе внутри Союза кинематографистов правда на стороне Михалкова. И так далее. Но не получится ли, что благодаря нашим выступлениям, нашей уверенности в собственной правоте кого-то опять начнут сажать за сексуальную ориентацию?.. Или раньше преследовали верующих, а теперь начнут преследовать атеистов?.. Мы с вами вреда не причиним?
о: Мы с вами нет. Правота не должна навредить, она должна помочь.
в: Но мы можем кого-то спровоцировать на резкие действия
о: Что касается голубых, надо ограничить беспредельные права в демонстрации данной патологии по телевидению. Угодно грешить – пожалуйста в подворотню. Зачем втягивать всю страну в этот патологический омут? Зачем нам этим любоваться? Теперь по поводу атеистов. Никто их преследовать не будет, потому что вера православная терпима и терпелива, она гармонична, она принимает всех и вся, она понимает, что все в процессе бытия, что и атеистов в том числе нобелевских лауреатов возможно, осенит озарением Божиим Добро, исполненное любви, не принесет вреда Отечеству. Поэтому не надо пугаться ни Основ православной культуры, ни Михалкова в СК. Он творит благо, он государственник, патриот. Ну, зачем травить его, как Бондарчука? Помню, я однажды приехал к Бондарчуку, он говорит: Ты читал? и показывает мне газетную статью. Я успел ее прочитать. Там прикладывали нас обоих. Но я-то молодой еще, у меня есть время, я понимаю: правда за мной, все равно выиграю. А Сергей Федорович вдруг говорит: Знаешь, я это читал в воздухе, когда летел в Осло на премьеру фильма, и у меня была одна мысль открыть люк и выйти. Затравили. Хотят и Михалкова так же? Мы не дадим!
в: Теперь уже я на правах следующего поколения поддержу: правда за нами, все равно выиграем. Но тем более: не боитесь, что нашей правдой кто-то воспользуется, дабы начать гонения на врагов Михалкова, на врагов православия, на врагов русского народа?..
о: Абсолютно не боюсь. Поправим, если что.
в: Каким образом будем поправлять?
о: А вот так же открыто. Общественное мнение-то есть.