В подмосковных «Белых столбах» прошёл VIII внеочередной съезд Союза кинематографистов. Вопрос был только один – новая редакция устава. Действующий, за девять лет устаревший, не соответствовал реалиям. Новый приняли, большинством голосов.
Проголосовали, в частности, за то, что председатель Союза сможет избираться на четыре года, но не более двух сроков подряд, а для его заместителей этого ограничения не будет. В новый устав включен пункт, который объявляет проявления экстремизма несовместимыми с членством в Союзе. Была дискуссия, а не стоит ли исключить эту статью из устава, но в конечной его редакции этот пункт решено было оставить.
На внеочередной съезд Никита Михалков прибыл в настроении, судя по всему, хорошем. С коллегами – почти с каждым, поздоровался, с журналистами – пошутил, сразу у входа, еще у вешалки: «Во-первых, театр начинается с вешалки, а во-вторых, кто-то подумает, что я в гардеробе, и уже получит удовольствие».
Когда стало понятно, что кворум есть, и новый устав наконец-то должны рассмотреть, оказалось, устава-то нет, застрял: типография сломалась. Президиум призывал к конструктивности и спокойствию, призыву, конечно, не внимали, режиссер Вадим Абдрашитов спрашивал, почему собрались так далеко от Москвы.
«Мне кажется, дорогие друзья, это собрание – наш последний шанс на сохранение Союза, его выздоровление и омоложение», говорит Абдрашитов.
Пока ждали устав, Михалкову все же пришлось докладывать о встречах союза во Владивостоке и на Кавказе, в который раз о доме кино, где не удобно это кино смотреть (нет кондиционеров), но все равно возвращался к главному.
«Я не предполагаю, что будут происходить споры, которые в результате приведут к тому, что мы не примем устав. Это исключено, я лично приму любую точку зрения, если она поддержана квалифицированным большинством, все, это и есть наша задача», сказал Никита Михалков.
Над новой редакцией уставная комиссия работала даже не днями, трое суток. 39 страниц, 12 пунктов. В начале дня, кинематографисты, еще полные сил, решили голосовать по каждой из 300 статей. Уже на двенадцатой застряли: вызвало несогласие полное наименование союза: общероссийская общественная организация, сокращенно ООО.
Режиссер Марлен Хуциев сказал, что это «четко ассоциируется с коммерческими организациями» и предложил просто «убрать это и все».
Проект хоть и был опубликован, и его уже видели, но спорили много, чуть ли не по каждой статье. Ну, кто, к примеру, из иностранных граждан может стать членами союза, в новой редакции сказано – те, что внесли значительный вклад в российское кино. Съезд решил вклад оставить, а слово значительный заменить все же на творческий. Или если союз свою деятельность осуществляет на основе российских законов и норм международного права, то как быть с 12-часовым рабочим днем?
Актер Александр Пашутин отметил, что его коллеги из Франции, с которыми ему довелось недавно сниматься в кино, искренне недоумевали, как можно так много работать.
За неуплату членских взносов в течение двух лет из союза теперь будут исключать. Таких должников уже сейчас 911. Но исключать, и это один из принципиальных моментов, будут глаза в глаза, только тогда, когда на кворуме есть действительно все, а не по доверенности. Впрочем, эти пункты, кажется, еще только разминка, самые острые моменты – например, те, что касаются гильдий, все-таки решили рассмотреть после обеда.
Заявление Съезда Союза кинематографистов России
Сегодня мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией. На фоне бесконечных поводов к беспокойству и множественных проблемных ситуаций в обществе и экономике страны отечественная пресса с упорством, достойным лучшего применения, участвует или по факту поддерживает информационную атаку на Союз кинематографистов России. И это происходит тогда, когда Союз ведет тяжелейшую работу по юридическому и организационному обустройству сообщества, занимается привлечением средств для поддержки наших патриархов, работает над программами возрождения отечественного кинематографа.
В качестве очевидного примера хотим обратить внимание коллег из журналистского цеха на принципы профессиональной этики, закрепленные в документах ЮНЕСКО еще в 1983 году. Наряду с правом граждан на достоверную информацию, эти принципы закрепляют долг журналиста в объективном освещении событий, принципы социальной ответственности и профессиональной честности, необходимость уважения частной жизни и достоинства граждан, уважение общественных интересов, всеобщих ценностей и многообразия культур. К сожалению, эти общепризнанные нормы сплошь и рядом нарушаются людьми и изданиями, для которых нормой стали бестактность, неуважение к правам личности и пренебрежение общественными интересами.
Против некоторых наших коллег ведется настоящая травля. Вспомним информационную войну, которую вела пресса против Алексея Сахарова, режиссера фильма Барышня-крестьянка. А атака против актера Василия Ливанова? Наших коллег беззастенчиво выставляют перед публикой в самом неприглядном виде, оболганными, обвешанными ярлыками. Объектом постоянного и спланированного информационного давления остается Председатель Союза Никита Михалков.
Господа журналисты! Вы требуете разработки специальных мер по вашей физической защите от расправы и преследования за публикации, но при этом сами сплошь и рядом демонстрируете свое безответственное отношение к обществу, к людям и их судьбам, нарушая нормы профессиональной этики, не соблюдая презумпцию невиновности.
Союз кинематографистов России является общественной организацией и ведет свою деятельность публично и открыто. Пресс-служба СК РФ сообщает журналистам о событиях в Союзе и может предоставить любую информацию о его деятельности. Документы Союза размещаются в открытом доступе на информационно-аналитическом портале Polit.ru. Мы поддерживаем открытое информационное поле, на которое может попасть любой журналист.
Но при этом мы вправе требовать от журналистов и средств массовой информации, которые они представляют, как минимум объективности и взвешенности оценок. Союз всегда открыт для сотрудничества и диалога. Более того, мы уверены, что только совместная работа с профессиональной частью журналистского сообщества и ответственными изданиями поможет избавиться от унизительной для всех нас информационной пены.
Cоюз кинематографистов России заявляет о своем решении создать постоянно действующий открытый пресс-форум, целью которого будет объединение усилий кинематографистов и журналистов для объективного освещения событий, происходящих в отрасли. В рамках пресс-форума будет проведено независимое расследование с целью выявления побудительных мотивов и источников финансирования информационных кампаний, нацеленных на диффамацию и компрометацию наших коллег. Информация об изданиях и лицах, причастных к коррупционным информационным акциям, будет опубликована в открытых источниках.