Мастера сцены из Болгарии, Сербии, Белоруссии, Украины и России показывают свои спектакли на VIII театральном фестивале Золотой витязь, который в конце октября (22 октября 1 ноября) проходит в Москве.
Форум Золотой витязь, появившись на свет еще в 1991 году как кинематографический смотр, очень разросся и сейчас объединяет разные виды искусств. Но девиз и задача его остались неизменны: За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека вот за что ратуют своим творчеством его участники. И, естественно, стремятся к укреплению и расширению межславянского культурного пространства.
Каково место театра в этом пространстве, и существует ли такое явление как славянский театр? Размышляя над этими вопросами, главный редактор журнала Театральная жизнь, член жюри фестиваля Олег Пивоваров в интервью Голосу России заметил: В любом случае славянский театр это не какой-то анклав, где играют, скажем, только пьесы классика русской драматургии Александра Островского.
Безусловно, существуют единые корни как европейского, так и славянского искусства. Между ними не пролегает какая-то китайская стена. И если говорить о славянском театре, то тут нет ни шовинизма, ни национализма, ни панславизма. А есть вопрос: кто мы, откуда мы, и куда мы идем? Иначе говоря: каковы ценности, в том числе и театральные, тех, кто называет себя славянами? Я, например, вспоминаю замечательный спектакль Идиот по Достоевскому, к сожалению, ушедшего великого сербского режиссера Стево Жигана. Там было это соединение загадочной славянской души и европейской техники, европейского театрального мышления. Очень интересно проследить, как развивается славянский театр, в какую сторону он движется. Я думаю, что это важная миссия фестиваля Золотой витязь. Есть еще одна особенность этого форума: он собирает театр, построенный на понимании того, зачем он нужен человеку, что он хочет сказать человеку. Жизнь меняется, и это влечет за собой изменения и в искусстве сцены, потому что театр не работает в безвоздушном пространстве, он реагирует на то, что происходит в мире, что происходит с человеком, сказал Олег Пивоваров.
А с человеком порою происходят загадочные, труднообъяснимые события как, например, в спектакле Помните о нас. Его представляет на фестивале Российский Молодежный театр. А постановку осуществил режиссер Владимир Богатырев по пьесе Евгения Клюева известного российского лингвиста и драматурга, который живет в Дании. Из-за этого его даже прозвали русским Андерсеном. Хотя пьеса Помните о нас, скорее, ближе к фантастике Льюиса Керрола.
В подмосковном лесу заблудились некий начальник и его секретарша. Главное, с чем они должны освоиться в новой реальности, это необъяснимость бытия. Молодая девушка справляется с этим лучше, чем ее шеф. Режиссер Владимир Богатырев рассказал в интервью Голосу России, какой смысл видит в этой истории:
Это, в общем-то, драматическая ситуация, потому что нам хотелось бы, чтобы мир фантазии, воображения и творчества мог соединяться с действительностью, которая требует от нас лишь какого-то практицизма. Хотя на самом деле реальный мир гораздо богаче, удивительнее и чудеснее, чем мы его ощущаем. И в спектакле речь идет о духовной свободе, о том, чтобы мы были открыты.
Открытость разным идеям, разным традициям демонстрирует в целом театральный форум Золотой витязь, в афише которого от русской классики до европейского абсурда.