24 марта 2017 года в газете «Московский комсомолец» вышла статья «Сутяги и скандалисты с Таганки стали экспертами Минкультуры» М. Райкиной, где автор в пренебрежительной манере отзывается об уважаемых людях, которые представляют экспертную комиссию по театру Общественного совета при Минкультуры РФ. Пресс-центр экспертного Совета по театру Общественного Совета при Министерстве культуры Российской Федерации подготовил ответ на выпады журналистки, которая не присутствовала на заседаниях экспертной комиссии.
Фото: Пресс-служба Минкультуры России
Автор статьи в «МК» М.Райкина не может скрыть своего негодования, видя состав экспертной комиссии по театру, созданной Общественным Советом при Министерстве культуры РФ: «В нём, как в Ноевом ковчеге, каждого… деятеля по паре» – искаженное не без умысла, знакомое всем библейское выражение «каждой твари по паре».
Неуважительно звучит и сетование критика о том, что в комиссии «широко представлена возрастная группа 75-80+». Разве возраст, опыт и заслуги могут быть вредны для театрального процесса? Опыт и заслуги перед театром и культурой народных артистов СССР и России Т.В.Дорониной, Ю.М.Соломина, О.В.Басилашвили, В.В.Васильева В.И.Талызиной, Р.Д.Фурманова, Н.П.Бурляева… Грешно не признавать роль старейшин в культуре и в жизни народа. Особенное неприятие М.Райкиной вызывает Председатель экспертной комиссии по театру Н.П.Бурляев: «Почему кинодеятель возглавляет комиссию по вопросам театра?.. Ни одного спектакля за г-ном Бурляевым не числится… В театре он не играл…».
Во-первых Народный артист России Н.П.Бурляев является, избранным на альтернативной основе, Заместителем Председателя Общественного Совета, курирующего вопросы театра. Во-вторых нехорошо театроведу не ведать истории Российского театра. Впрочем, это немудрено, ведь Николай Бурляев стал артистом Академического театра имени Моссовета в 1961 году, когда его будущему «критику» было всего 3 года. Уже тогда Николай Бурляев работал в этом прославленном театре под руководством выдающегося режиссёра Ю.А.Завадского, играл во многих спектаклях. Его партнёрами и коллегами по театру были великие артисты Н.Д.Мордвинов. В.П.Марецкая, Л.П.Орлова, Ф.Г.Раневская, Р.Я.Плят, С.Г.Бирман. Напомним «театроведу», что Н.П.Бурляев – выпускник театрального училища имени Б.Щукина по специальности «артист театра и кино», кроме театра им. Моссовета Н.П.Бурляев был артистом театров Ленинского комсомола и ТЮЗа. В 1968 году Н.П.Бурляев стал самым молодым членом Всероссийского Театрального Общества (ныне СТД). Последние 15 лет Н.П.Бурляев является Президентом Международного театрального форума «Золотой Витязь», одного из самых уважаемых театральных фестивалей России, неуклонно борющегося за сохранение Русского реалистического, психологического, репертуарного театра. Может быть, именно чёткая позиция Н.П.Бурляева неприемлема «театроведом»?
Вынуждены поправить заявление автора статьи о том, что «этот Совет… ничего не решает…». Именно Общественный Совет при Министерстве культуры Российской Федерации призван решать те спорные этические вопросы, которые не вправе решать Министерство культуры. Уставной документ вменяет в обязанность Общественному Совету «осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства культуры Российской Федерации, обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов», что Общественный Совет успешно продемонстрировал в случае с прошлогодней провокационной антихристианской постановкой новосибирского «Тангейзера».
Г-жа Райкина особенно сетует на то, что «сутяги и скандалисты с Таганки стали экспертами Минкультуры». В экспертную комиссию Совета по театру вошли представители из двух десятков театров Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Калуги. В её составе есть и представители прославленного Театра на Таганке. Те, кого г-жа Райкина называет «сутягами и скандалистами», – это заслуженные деятели театра, кто – 20 лет, кто – полвека вместе с Любимовым выковывавшие мировую славу «Таганки», те кто и ныне не желает сдавать созданный их трудом и любовью театр внедрённым в их родной коллектив проходимцам от театрального бизнеса и поп-культуры».
«Оговорка, по Фрейду многое значит. Весьма показательна «оговорка» Райкиной, ставящая точку над i. Критик, оказывается, не принимает позицию Председателя комиссии Н.П.Бурляева и его коллег по одной простой причине: потому что все они «…так чётко выражают свою идеологическую позицию, что она до неприличия подозрительно совпадает с идеологической доктриной нашей ведущей партии и власти».
Критик не ошиблась: позиция экспертного Совета по театру действительно полностью совпадает с “позицией власти”, с Указом Президента Российской Федерации об “Основах государственной культурной политики”, укоренённой на морально-этических нормах и традиционно-нравственных ценностях отечественной культуры. Неприятие критиком Государственной культурной политики России оставляем без комментария.
P.S.: Замечание в адрес поторопившихся “согласиться с критикой” представителей Минкультуры. Общественная Палата действительно утверждала каждую кандидатуру в состав Общественного Совета, но при этом формирование состава экспертных советов по всем видам искусства и культуры находится в компетенции Общественного Совета.