Предлагаем Вашему вниманию интервью Президента МФ Золотой Витязь Николая Петровича Бурляева бизнес-порталу K2Капитал, вышедшему в праздник Рождества Христова
В великий для всех православных день Рождества Христова K2KNews публикует интервью с известным режиссером, актером, просто верующим человеком Николаем Бурляевым. В рамках серии интервью Религия спасение души или спасение церковных институтов? он заявляет, что Россия – православная страна, в православии которой не хватает радикализма. Мудрым малым народам в нашей стране не на что опираться.
K2KNews: Как вы пришли к вере? Почему именно к православной вере? В стране действителенстереотип: коли ты русский, значит, православный.
Н.Б.: К вере я еще иду. И я хочу быть православным, я крещен был во младенчестве. Мама и бабушка были женщинами верующими – они и начали приводить меня в храм. Но тогда это были тайные разовые приходы, потому что я был пионер – креста на мне не было до 18 лет. Тогда на фильме Андрей Рублев Андрей Тарковский надел мне на шею мой первый крест – оловянный реквизитный крестик. И с этим крестом я не только играл роль Бориски, но и жил, оправдывая это тем, что я актер – мне можно.
А дальше шаг за шагом началось познание того, что такое православная вера, наши иконы В этом мне помогали мои друзья: и Тарковский, и покойный Савва Ямщиков мой близкий друг, человек, организовавший в СССР первые выставки икон, древнерусской живописи. В то атеистическое время это было необыкновенно. Именно с Саввой я попал в свой первый монастырь он туда приехал по делам Псково-Печерский. Там подружился с наместником архимандритом Алипием, который и стал моим первым духовником. Все происходило ненавящиво, неназидательно, по-дружески. Я часто оставался там на два-три дня – жил в келье – погружался в этот особый мир покоя и веры.
Потом рука атеиста-пионера приучалась класть крестное знамение. Поначалу было очень трудно поднять руку ко лбу будто гири висели на руках. Все было непривычно. Далее уже более осознанные шаги и понимание того, что прав был Достоевский, который говорил Быть русским – значит быть православным.
Я пытаюсь, я хочу быть православным и удивляюсь, когда люди говорят: я православный – а сами грешат направо и налево, пьют, блудят и прочее.
K2KNews: Есть мнение, что человек публичный не может быть верующим в истинном смысле этого слова: не грешить, не блудить, как Вы сказали.
Н.Б.: Это примитивный подход: если ты человек медийный – тебе трудно быть верующим. Если ты встаешь на осознанный путь веры и жизни по законам наших предков, то, будь ты хоть президент, -выбор сделан. Все просто: не отступаться от лица, даже на экране. И роли выбирать соответственно. До того, как я был воцерковлен, я мог играть все, что угодно, то теперь я годами отказываюсь от тех пошлостей, которые мне предлагают. Я не понимаю тех актеров, которые говорят: а как же, у нас семьи-дети, их надо кормить. У меня тоже семья и пятеро детей, но я после роли Иешуа Ганоцри в фильме Юрия Кары Мастер и Маргарита почти 14 лет не был на экране – отказывался ото всех практически предложений, считая их недостойными тому, чтобы я брался за них.
K2KNews: Вернемся к Достоевскому. Быть русским – значит быть православным – Россия многонациональная страна.
Н.Б.: У него есть еще одна фраза: У России есть две всемирно исторические задачи – это славянство и православие. Как тут уживаться? В этом плане я консервативен: я понимаю слова Библии Государство разделившееся в себе погибнет. На законодательном уровне наша православная вера в обществе должна быть принята, так, как произошло в Белоруссии, государствообразующей основой нашей страны.
И не нужно думать о том, как будут реагировать малые народы и малые конфессии. Если они мудры, они это примут, понимая, что православие – стержень государства. Не будет православия на Руси или рухнет оно – рухнет и государство. Поскольку вера – это последнее, что удерживает нас от полного распада. Раньше таким стержнем была коммунистическая идея. Но когда выдернули этот штырь, государство не рухнуло. Потому что в нем тайно жила вера православная – она удержала народ от распада. Нужно принимать этот закон, понимая, что речь идет о будущем государства. Всем будет хорошо.
В этом плане мне близко то, что сказали мне люди иной крови на кладбище. Я был там по грустной обязанности. Я встал в очередь сзади были две пожилые женщины еврейской национальности. Мы очень долго находились рядом, потом одна меня тронула за руку и говорит: Вы Бурляев? Я говорю: Да. И хотя я мог ожидать всего, чего угодно, вопроса о кинофоруме Всеславянский Золотой Витязь, потому что удивление со стороны малых народов есть но она мне вдруг говорит: Спасибо Вам за то, что Вы делаете. Потому что пока есть Россия, есть все мы.
Так же я понимаю то, что говорил Иван Грозный в ответ на запрос папы римского Допусти, Державные Владыка, строить в Руси католические храмы и отдавать в учение юношей русских. Он ответил как и положено державному Владыке, понимающему, что государство разделившееся в себе погибнет: Не допущу ереси на Руси, ибо вы присели пред Господом, а мы стояли и будем стоять, и в этом наша вера. Тут вроде бы жесткое отношение, хотя я естественно допускаю, что должны быть другие церкви в том количестве, в коем они есть сейчас. Но я знаю, сколько построили в Сербии и Черногории мусульманских мечетей, и какие там проблемы. Косовские албанцы потихоньку отняли у сербов их кровную территорию. Косово – это территория сербов.
K2KNews: Россия по Конституции сейчас многонациональное светское государство, не так ли?
Н.Б.: Она мононациональная страна! Даже по этим мировым категориям: если в обществе больше примерно 60% одного народа, то это мононациональная страна. У нас 85%! Вот многоконфессиональная – это да.
K2KNews: А насколько тогда представителям другой веры комфортно в нашей стране?
Н.Б.: Очень комфортно тем, кто мудр и понимает, что православие и русский народ – это державообразующее начало.
K2KNews: Не все же настолько мудры.
Н.Б.: Не все! Очень многие мечтают о двойном гражданстве и невольно расшатывают устои государства им все равно где жить. Но их очень мало – просто их много в СМИ. А так всего несколько процентов, но они мешают движению России в правильном направлении.
K2KNews: Есть такой феномен, как православные радикальные националисты. Они пользуются верой для манипуляции верующими…
Н.Б.: Не видел таких! Радикальности мало в православии, я бы прибавил и консервативности, и радикальности, и воинственности, как это не странно. Когда-то наши предки говорили, что православие должно быть воинственным. Дух воинов должен быть, как у Сергия Радонежского, отправившего на Куликово поле двух монахов, понимая, что речь идет о единении государства. Не надо этого бояться. Пусть будет хорошо православию в России. А мы, русские люди обо всех подумаем, как делали всегда, в ущерб себе.
K2KNews: В современном российском обществе есть такие организации, как РНЕ, которые пользуются воинствующим православием не во благо российскому народу.
Н.Б.: Наше общество не дает воли радикализму – это правильно. Это маленькая группа, появившаяся не просто так. Надо задуматься, почему подобные течения появляются.
K2KNews: Так почему, как Вы думаете?
Н.Б.: Потому что плохо русскому народу! Геноцид русского народа. Сейчас говорить, что ты русский – несколько экстремально. Почему так пригнули голову русского народа? Естественно, он будет поднимать ее то там, то тут. Нужно не допускать до этого.
K2KNews: Правомерно ли преподавание православия в школах?
Н.Б.: Те, кто принимает эти законы, ведут речь не только об основах православной культуры. Если есть другие народы, пожалуйста, изучайте свою историю.
K2KNews: К подобному выводу пришли в итоге…
Н.Б.: Но пришли же. А поначалу отстаивали то, что необходимо вводить основы православной культуры. И не только в школе. Я поднял этот вопрос в нашей кинематографической газете СК-новости, когда писал о 90-летии нашего дорогого ВГИКа. Как же наши режиссеры? Появится ли среди них будущий Тарковский, если они будут темными людьми среди веры, завещанной им нашими предками? Общество должно быть образованным. С православием будут прививаться правильные законы, которые не позволят увеличивать преступность, патологию, предательство и так далее. За все грехи придется платить и отвечать.
K2KNews: Все это верно. Николай Петрович, так как агентство у нас финансовое, хотелось бы поговорить с Вами немного о пожертвованиях и денежном аспекте конфессий. РПЦ не публикует доходы. И есть утверждения, что неблачестивые монахи этим пользуются.
Н.Б.: Доходов у церкви как таковых нет. Есть пожертвования. То, сколько им будут жертвовать, это внутреннее дело церкви. Ни одно духовное лицо не присваивает все эти деньги себе. Они строят на эти деньги храмы, которые останутся после их ухода людям, России. Это самая праведная экономика, не основанная на личной выгоде. Ну пожертвовали батюшке какую-то машину – и прекрасно, надо пользоваться мирскими благами. Батюшкам надо много ездить на требы. Это нормально. Ну делают сейчас такие машины.
K2KNews: А вообще традиция пожертвований в православии отличается от традиций в других религий?
Н.Б.: Я не изучал этот вопрос, но понимаю, что пожертвование в православии – это жизнь нашего народа, церкви.
K2KNews: Вы сами жертвуете?
Н.Б.: Я – да. Чем могу. Я не такой богатый, еле прокармливаю пятерых детей. Но отдаю, что могу.
K2KNews: Церкви или благотворительным организациям?
Н.Б.: В церкви, в храмы.
K2KNews: В протестантизме существует этика бизнеса. На современное российское предпринимательство как-то влияют православные догматы?
Н.Б.: Влияние это должно быть. Недаром Всемирный русский народный собор под предводительством патриарха Алексия и тогда еще митрополита Кирилла провел один из соборов именно на эту тему. Вера и бизнес. Они говорили о необходимости прививания православной этики в бизнесе. Тогда он будет чистым, достойным. Тогда одного да, данного купцом, будет достаточно для того, чтобы ему верили.
K2KNews: А на данный момент Вы замечаете это влияние?
Н.Б.: Да, уже существует Российский клуб православных меценатов и прочие православные общественные организации бизнесменов. Они понимают, что богатства, которые они обрели, не унесут туда с собой. Все останется тут. Поэтому надо жить по заповедям.
Беседовала Динара Сетдикова