Фильм «Брестская крепость» получил «Золотого витязя» на ХХ МКФ в Курске, проходившем с 14 по 23 июня.
Гран-при фестиваля вручили фильму Сергея Зайцева «Союзники. Верой и правдой!» (Россия). Спецпризы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – документальным фильмам «Знак судьбы» Сергея Катьера (Беларусь) и «О любви» Татьяны Донской (Россия). Золотая медаль им. С.Ф. Бондарчука за выдающийся вклад в мировой кинематограф была вручена режиссерам Горану Паскалевичу (Сербия) и Евгению Ташкову (Россия).
Фестиваль проходил в Киноцентре духовной культуры «Содружество» им. М.С. Щепкина, на Курской земле, где летом 1943-го «не прошла» немецкая операция «Цитадель» и тем самым был намечен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Призы лауреатам вручались 22 июня – в День памяти и скорби, и эти даты, конечно, наполнили глубокими чувствами дни форума. А поскольку на фестивале прошла конференция «Культурная политика государства. Духовные традиции кинематографа славянского мира», где участники посмотрели на видео взрывное выступление Никиты Михалкова на Всемирном Русском Соборе и обсудили текст не менее «взрывного» Обращения деятелей культуры к руководству страны с просьбой об изменении культурной политики России, камертоном юбилейного кинофорума стала мысль о том, что и ему следует стать переломным.
Церемонии открытия и закрытия фестиваля почтил вниманием архиепископ Курский и Рыльский Герман. В своем слове на церемонии закрытия архиепископ сказал, что «на долю славянского мира с древних времен выпало немало испытаний, и очень важно, что фестиваль показывает пример единения наших народов. Мы должны укреплять славянское единство, чтобы сохранить то, что лежит в основе, – православную веру, традиции, язык, который дали нам равноапостольные и святые братья Кирилл и Мефодий». Архиепископ пожелал всем, а особенно сербским братьям, «мужества в преодолении испытаний» и сказал, что русское священство «молится за Сербию».
Глава администрации Курска Николай Овчаров подчеркнул, что в большинстве школ Курска преподают «Основы православной культуры», а Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» стала «Одигитрией Зарубежной церкви, и ниточка объединения (двух ветвей Русской церкви. – Ред.) проходит через Курск». Овчаров напомнил, что во время битвы на Курской дуге штаб Рокоссовского находился вблизи источника, где в древности была обретена икона «Знамение».
На сцене здания Киноцентра, где проходил фестиваль, когда-то блистал Михаил Щепкин, уроженец Курской губернии. Родом из Фатежа, куда выезжали участники «Золотого витязя», был великий композитор Георгий Свиридов. В Мармыжах родился выдающийся скульптор Вячеслав Клыков, десятки монументов которого, включая Кирилла и Мефодия на Китай-городе, маршала Жукова на Красной площади, Сергия Радонежского в Радонеже, по России знают соотечественники. Президент фестиваля Николай Бурляев отметил, что Георгий Свиридов «очень любил «Золотой витязь», а скульптор Вячеслав Клыков, будучи в оргкомитете Дней славянской письменности и культуры, «пробил дорогу кинофоруму».
В конкурсе в 7 номинациях было показано более 150 фильмов из 25 стран. Кроме России, Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговины, Республики Сербской в форуме участвовали Молдова, Узбекистан, Китай, Германия, США, Венгрия, Швеция и другие страны. И что важно, наряду с игровым и документальным кино, анимацией и дебютами, на фестивале вновь представили кино для детей. В этом году детское жюри присудило призы фильмам «Золотая рыбка в городе» Степана Пучиняна (серебро) и «Приключения в Тридесятом царстве» Валерии Ивановской (бронза). В игровом кино победила «Брестская крепость», и живая реакция зрительного зала была подтверждением верной оценки жюри. «Медовый месяц» Горана Паскалевича (Сербия, серебро) рассказывает о том, как балканская молодежь расплачивается за ошибки своих отцов. Из-за инцидента в Косове двум парам молодоженов – сербской и албанской – портят медовый месяц. Мужей, однозначно невинных, арестовывают «до выяснения обстоятельств».
Документальная программа, как всегда, была содержательной. Золото, серебро и бронзу взяли российские документалисты – с самыми больными темами: «Георгий» Валерия Тимощенко и Натальи Шуваловой – о моряке, прошедшем всю войну от Кавказа до Японии, «Под говор пьяных мужичков» Ирины Бессарабовой – портрет Андрея Смирнова, снимающего фильм «Жила-была баба» по закрытой теме тамбовского восстания крестьян, «Остров Лемнос. Русская Голгофа» Галины Огурной – название говорит за себя.
Среди приоритетных и программа белорусов. Спецдиплом жюри был вручен фильму «Знак судьбы» Сергея Катьера. «Михаил Пташук был одним из настоящих национальных художников, – сказал Сергей Катьер. – Родом он из белорусской «вёскі». И с молоком матери, как сам говорил, впитал всю трагедию и боль белорусского народа. Пташук мощно начал, за первый студенческий фильм, худруком которого был Георгий Данелия, стал лауреатом премии Ленинского комсомола. И с каждым новым фильмом поднимался на новые ступени мастерства. В 70–80-е годы, как вы помните, «Беларусьфильм» была одной из самых мощных студий Советского Союза, потому что у нас работали самобытные художники – Валерий Рыбарев, Валерий Рубинчик, Вячеслав Никифоров, Виктор Туров, работал и Михаил Пташук. Все помнят последний его фильм «В августе 44-го». А потом была еще американская картина «Песня Розы», и Голливуд так распростер перед ним свои объятия, такие песни пел и дивиденды обещал, что, честно говоря, мы боялись потерять мастера. К сожалению, внезапная смерть прервала его взлет. И сегодня можно сказать, что лучшие фильмы Михаила Пташука – а он пытался делать комедии, снимал детское кино – посвящены Великой Отечественной войне». Сергея Катьера считают летописцем «Золотого витязя». В течение 20 лет в передачах Белтелерадиокомпании, где работает с начала 80-х, режиссер освещает деятельность фестиваля, благодаря чему в Беларуси о нем знают больше, чем в других странах мира.
Фильм Татьяны Донской «О Любви» (Россия) рассказывает о Свято-Алексеевской пустыни – это образец того, как по-русски, в соответствии с православными обычаями, можно сегодня обустроить жизнь людей и зверей. Вручая авторам спецпризы – замечательные ноутбуки, депутат Парламентского Собрания Анатолий Локоть отметил, что деятельность депутатского корпуса и «Золотого витязя», по сути, близки. Политики России и Беларуси в течение 15 лет занимаются строительством Союзного государства, а форум посредством кино утверждает нравственные идеалы и способствует единению славянских народов. Отметив подвижническую деятельность Николая Бурляева, Анатолий Локоть предложил поставить вопрос о бюджетной поддержке фестиваля на уровне Союзного государства.
Очень своевременное заявление. Этот фестиваль дался особенно трудно Бурляеву. Если бы не помощь руководства и духовенства Курска, а также не активное участие директора Киноцентра духовной культуры Сергея Локтионова, вряд ли бы он состоялся.