8 октября 2018 года исполнилось бы 80 лет со дня рождения удивительного человека заслуженного деятеля искусств России, действительного члена Российской академии естественных наук, энциклопедиста, выдающегося русского историка искусства, реставратора, публициста, журналиста, теле- и радиоведущего Савелия Васильевича Ямщикова.
Поминают его все, кому дорога культура России и кто борется в «последние времена» за её сохранение, за утверждение её традиций.
Ведущему программы, народному артисту России Николаю Бурляеву выпало счастье быть долгие годы ближайшим другом Саввы Ямщикова.
Знакомство двух выдающихся представителей русской культуры состоялось в 1963 году в Суздале. Николай Бурляев приехал в этот город для съёмок в фильме «Метель», режиссёра Басова, а Савва Ямщиков приезжал туда по вопросам реставрации в местном музее. Они познакомились в гостинице «Владимир». Первым представился Савва Ямщиков. Тогда Николай Бурляев ещё о нём ничего не слышал. Но дружба между ними завязалась мгновенно и на долгие годы, ибо Савва Ямщиков был человеком контактным, простым, остроумным, энергичным… и он уже тогда видел фильм «Иваново детство». Как оказалось, в тот момент он приступил к работе над фильмом «Андрей Рублёв» вместе с Андреем Тарковским. Именно в это время Андрей Тарковский предложил Николаю Бурляеву роль Фомы, ученика Андрея Рублёва, но тогда актёру понравилась другая роль – роль Бориски, сына литейщика колоколов. И после безуспешных попыток уговорить режиссёра взять на эту роль Бурляева, а даже великий оператор Вадим Юсов тоже не смог уговорить Тарковского сделать пробу, помог Савва Ямщиков. Выбрал он нетрадиционный метод – поспорил с Андреем Тарковским на ящик шампанского, последний – спор проиграл и Николай Бурляев таким образом получил желаемую для него роль Бориски.
10 лет подряд Николай Бурляев и Савва Ямщиков общались практически каждый день. Савва Ямщиков, как магнит, притягивал очень многих людей в друзья. Среди них – режиссёр Андрей Тарковский, кинооператор Вадим Юсов, выдающиеся танцоры Большого театра Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Лев Гумилёв, олимпийские чемпионы Вячеслав Старшинов, Алексей Уланов, дирижёры Максим Шостакович и Альгис Жюрайтис, а также Никита Михалков, Анастасия Вертинская, Марианна Вертинская, Джузеппе де Сантис.
В доме Саввы Ямщикова всегда кипела жизнь. И даже при такой насыщенной жизни он умудрялся выпускать по одной, а иногда и по три книги в год. И поскольку Николай Бурляев, несмотря на разницу в возрасте в 8 лет, был ближайшим другом Ямщикова, первый экземпляр Савва всегда дарил ему. У Ямщикова была поразительная работоспособность, и в то же время он умел отдохнуть – и всегда был душой компании. Когда все садились за стол – говорил один Савва, и как говорил!.. Он был энциклопедистом, во всём сведущ и мог говорить буквально обо всём.
Он был бескомпромиссен. Если ему что-то не нравилось, он называл это прямым русским словом… Но если ему что-то нравилось, он мог описать это «что-то» необыкновенно. По воспоминаниям Николая Бурляева, именно Савва Ямщиков приобщил его к истинной русской культуре, к древнерусской живописи, открыл ему и России Андрея Рублёва, это был 1964 год.
Поразительно, но во времена атеизма, Савва Ямщиков провёл около 300 выставок древнерусской живописи, он их устраивал в центре Москвы, и туда сояли километровые очереди. И это было в то время, когда Хрущёв обещал нам «показать последнего попа». Для зрителей, которые икон вообще никогда не видели, эти выставки стали настоящим откровением.
Этот выпуск авторской программы «Культура с Николаем Бурляевым» посвящён памяти Савелия Васильевича Ямщикова.
С 6-го августа на телеканале «Союз» идет еженедельная трансляция цикла программ «Культура с Николаем Бурляевым».
В течение 50 минут народный артист России Николай Петрович Бурляев в беседах с известными деятелями отечественного и мирового искусства поднимает актуальные проблемы современной культуры и искусства.
В первых программах цикла зрителю были представлены диалоги Н.П.Бурляева с главным дирижёром Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского В.И. Федосеевым, с известным писателем В.Н. Крупиным, с народным художником СССР, академиком РАХ, А.М. Шиловым.
Цикл продолжается.
…Почему сегодня в российском и, особенно, в зарубежном искусстве произошёл болезненный, трагический разрыв религиозных и светских традиций? Что означает для наших современников утрата духовных основ и преобладание постмодернистских тенденций в культуре? Каково будущее нашей культуры: с возрождением тысячелетних православных традиций, или же при их забвении, отчуждении от святоотеческого наследия?