В этом выпуске разговор пойдёт о живописи, живописи подлинной, а не мнимой. Потому что есть такое понятие, как подлинная живопись, когда художник умеет писать кистью, и живопись мнимая, о которой часто говорят, что это современное искусство, что вы, мол, ничего не понимаете, вам нужно дорасти до этих чёрточек, параллелепипедов, квадратов, кругов, этого уродства, вы, люди, ещё не доросли. И почему-то именно такое «искусство» называют «современным искусством». Но это – не искусство, это – мазня бездарей, которая поднимается на щит чиновниками, робеющими перед «инноваторами от живописи». А сами псевдохудожники кричат о том, что их душат и не дают развиваться современному искусству, вы, мол, не понимаете нас, вам ещё надо до этого дорасти. И чиновник думает: «я действительно не понимаю, как это «гениально», поэтому надо им построить отдельную галерею, нужно им дать пространство в нашем обществе».
Итак, мы, зрители, чаще всего видим «эффектную пустоту», а ещё чаще – не эффектную, а беспомощную. И теперь это даже стало показываться в центральных музеях России – Третьяковской галерее, Музее им. Пушкина, Эрмитаже Рядом с полотнами величайших гениев, мастеров, которые умели владеть кистью, вдруг висят эти квадраты, параллелепипеды. И так называемые «современные» художники горды тем, что их картинки рядом с Рафаэлем в Эрмитаже или рядом с Александром Ивановым в Третьяковке. Да если бы Третьяков узнал, что сейчас творится в созданной им галерее, о девальвации того, что он начал, собирая подлинную реалистическую живопись, тех художников, которые действительно владели кистью и которые могли реально отобразить жизнь России, то Павел Михайлович перевернулся бы в гробу.
Однако и сейчас, в наше время, есть художники – наши подлинные современники, которые жизнь свою кладут на совершенствование своего мастерства, те художники, которые умеют рисовать. Многие из них живы, Слава Богу, есть эти примеры: Александр Шилов, Сергей Андрияка, Дмитрий Белюкин, и наконец, Павел Рыженко.
Павел Рыженко сравнительно недавно покинул этот мир, в 2014 году. Он был выпускником Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. А из этой академии вышло очень много талантливых живописцев, которые понимают, что такое традиции, понимают, что нужно работать постоянно, для того чтобы быть достойными преемниками наших великих художников.
Выпуск этой программы посвящён памяти выдающегося художника современности, заслуженного художника России Павла Рыженко.
Автор программы Николай Бурляев говорит, что когда он бывает на Афоне, то часто видит копии полотен Павла Рыженко во многих русских монастырях этой автономной монашеской республики. Это портреты Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, русских царей и героев – Пересвета на Поле Куликовом… В марте 2018 года в рамках IX Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» прошла выставка подлинных полотен Павла Рыженко в г. Ставрополе. За неполный месяц через эту галерею прошли десятки тысяч посетителей. Они оставили столько добрых слов в отзывах об этой выставке! И так происходит практически на каждой выставке, где выставляются работы Павла Рыженко. Люди часами стоят возле полотен и напитываются энергией непобедимости русского духа, мощью русского характера, бесстрашием воинов.
В этом выпуске программы «Культура с Николаем Бурляевым» зрители смогут посмотреть фильм о выдающемся живописце нашего времени Павле Викторовиче Рыженко.
С 6-го августа на телеканале «Союз» идет еженедельная трансляция цикла программ «Культура с Николаем Бурляевым».
В течение 50 минут народный артист России Николай Петрович Бурляев в беседах с известными деятелями отечественного и мирового искусства поднимает актуальные проблемы современной культуры и искусства.
В первых программах цикла зрителю были представлены диалоги Н.П.Бурляева с главным дирижёром Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского В.И. Федосеевым, с известным писателем В.Н. Крупиным, с народным художником СССР, академиком РАХ, А.М. Шиловым.
Цикл продолжается.
…Почему сегодня в российском и, особенно, в зарубежном искусстве произошёл болезненный, трагический разрыв религиозных и светских традиций? Что означает для наших современников утрата духовных основ и преобладание постмодернистских тенденций в культуре? Каково будущее нашей культуры: с возрождением тысячелетних православных традиций, или же при их забвении, отчуждении от святоотеческого наследия?