Подлинное искусство сейчас не в чести, – на экране и в телеэфире царят пошлость и безвкусица. Не лучше обстоят дела и в современном театре: вместо классических постановок – полубезумный бред, выдаваемый за авангард, где от первоисточника не остаётся практически ничего, кроме названия. Подобные спектакли больше напоминают шабаш тёмных сил. А число театров, оставшихся верными высоким идеалам искусства и своим зрителям, неизменно сокращается. Противостоять, по образному выражению Николая Бурляева, «вползанию беса в театр», призван Международный театральный форум «Золотой витязь», проходивший в седьмой раз.
В конкурсе театра большой формы безоговорочным победителем стал Иркутский Академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, показавший столичным зрителям «Последний срок» Валентина Распутина. По признанию самих членов жюри, эту работу можно без преувеличения назвать шедевром. Актёры театра, который совершенно не хочется называть «провинциальным», затронули крайне важные нравственные проблемы: утрата родственных связей, разобщённость, отрыв от родных корней, – Валентин Распутин не раз поднимал эти вопросы в своих произведениях. Но даже он сам был удивлён тем, как пьеса, написанная ещё в 70-е годы, зазвучала актуально в наши дни. Иркутские актёры, которые даже и не играли, а, по сути, проживали жизнь своих героев, смогли донести до зрителей что-то важное, глубинное, не оставившее равнодушным никого в зале. Хотя фабула пьесы проста: у постели умирающей матери собрались её взрослые дети. И за обсуждением своих проблем забыли о главном, – уходит самый дорогой для них человек, и этот уход омрачён осознанием того, что дети, добившиеся успехов в своей новой «городской жизни», потеряли связь с родной землёй, друг с другом. И только младший сын Михаил, в доме которого и живёт мать, работающий на земле, хоть и кажется порой простоватым и грубоватым, сумел сохранить природную доброту, щедрость души. Степан Догадин, сыгравший эту роль, был отмечен жюри как лучший исполнитель мужской роли. Не остались без высших наград и исполнительница роли матери Наталья Королёва, и Людмила Слабунова за роль старухи Миронихи. Эти две актрисы создали на сцене удивительный дуэт. Они вспоминали прожитую жизнь, подтрунивали друг над другом. И зал живо реагировал на их бесхитростные диалоги, то смеясь, то плача вместе с героинями. В судьбах этих женщин словно отразилась история страны, – ушли на фронт и не вернулись три сына старухи Анны, довелось семье пережить голод, послевоенную разруху. Женщинам пришлось на своих плечах вынести столько бед и невзгод, поднимать страну, растить детей. И сейчас, на склоне лет, они вновь вспоминают о выпавших на их долю испытаниях. Актрисы так искренне доносили до нас переживания этих женщин, что равнодушных в зале не было. Спектакль погружает в атмосферу деревенской жизни, воссозданной с филигранной точностью.
Другим открытием форума стал питерский актёр Владимир Борисов, получивший сразу несколько высших наград: «Золотого Витязя», награду за лучшую мужскую роль в категории «Малая форма», диплом за лучший спектакль. Хотя сам Борисов, по его собственному признанию, не рассчитывал на подобный успех. У Владимира нет даже актёрского образования, по специальности он – инженер, жил и работал в Выборге, где впервые вышел на сцену, участвуя в постановках Народного театра. Пытался поступить в театральный вуз, но там его «забраковали» – и ростом не вышел, и внешность явно не артистическая. Но талант его был настолько очевиден, что спектакль «Пять рассказов Шукшина» стал настоящим откровением. Зрители, которым посчастливилось быть на этом представлении, долго не отпускали актёра со сцены, аплодируя ему стоя. Борисов мастерски перевоплощался в шукшинских героев, таких разных, но и похожих, страдающих, мятущихся, ищущих смысл жизни. И вместе с его героями зал плакал и смеялся. А баянист Эльдар Абдураимов органично дополнял своим аккомпанементом исповедальные монологи актёра.
Хочется выразить огромную благодарность организаторам «Витязя» за подвижнический труд, за верность высоким нравственным идеалам. Жаль только, что проходил фестиваль на малых сценических площадках, не всегда вмещавших всех желающих.