Номинирован на Награду Европейской Киноакадемии 2007
Фильм Аделы Пеевой
Полнометражный документальный фильм 59/66 мин.
Совместное производство Болгарии, Германии, Польши
Снят в Албании, России и Польше
Это история о любви и разлуке, которая происходит в сюрреалистической действительности коммунистической Албании 60-х годов 20-го века. Фильм рассказывает о переживаниях этих семьей глазами выживших. „Развод по- албански” раскрывает переживания тысячи семьей, которые насильно были разлучены тоталитарным режимом Энвера Ходжи – диктатора, управляющего самое долгое время в Европе в 20-м веке.
В 1961г., достигая пика своей мании, Энвер Ходжа перерывает дипломатические отношения с Советским союзом. Албанские мужчины, женатые на иностранках, были насильно принуждены к разлуке со своими супругами – женщинами из восточно-европейских государств русские, полячки и другие которых впоследствии выдворяют из страны. Официальная причина – обвинения в шпионаже. Ходжа быстро создает механизм, с помощью которого справляется с теми, которые не захотели подчиняться. Тайная полиция, обученная КГБ, занимается сбором „доказательств”, мелкие чиновники превращались в „следователей”, плотники становились прокурорами, а число трудовых лагерей вырастало.
Женщины, которые не уезжают и их супруги проводят долгие годы по тюрьмам. Последние из них были освобождены лишь в 1987 г. „Развод по – албански” рассказывает историю трех таких семьей и о служителях тайной полиции и бюрократических лицах системы, которые безвозвратно изменяют их жизнь.
Автобиография
Адела Пеева — режиссер и продюссер
До 1990 г.: Работает режиссером на телевизионных каналах в бывшей Югославии, в Студии документальных фильмов и в Студии для художественных фильмов „Бояна” в Софии.
После 1991 г.: Учреждает свою собственную компанию „Адела Медия”. Создает более 30 документальных фильмов совместно с международными партнерами из Германии, Голландии, Швейцарии, Финляндии, Дании, Бельгии и Турции: : ZDF/ARTE, RBB/ARTE, RTBF, WDR, Periskope Productions N.V., YLE/TV1, TV-Facta, Synevizion Film и при поддержки специализированных фондов как: Eurimages, Media Plus Programme, Фондация KulturKonatakt Austria, фонд Jan Vrijman и фонда СОРОС для документального кино.
Ее фильмы участвовали в одних из самых престижных фестивалей и были удостоены многих национальных и международных наград.
Другие виды деятельности:
Член Европейской киноакадемии
Член борта Европейской сети документального кино EDN – (до 2004)
Член Союза болгарских кинематографистов
Член жюри Европейской киноакадемии приза за самый лучший документальный фильм “Prix Arte”
Член Ассоциации болгарских продюссеров
Член жюри Mеждународного кинофестиваля в Каламате, Греция 2001
Эксперт рабочего семинара Европейской Ассоциации по производству Аудивизуалных Произведений (EAVE) в Оулу, Финляндия и форума “Запад встречает Восток” в Утрехте, Голландия 2004
Гость-панелист на семинаре Независимое кинопроизводство конференции INPUT 2005 Сан-Франциско
Председатель жюри документального кино на Кинофестивале в Сараево
Гость-участник в международном конгрессе продюссеров исторических фильмов, Торонто 2004 г.
Национальный координатор программы INPUT в Болгарии
Председатель жюри документальных фильмов София Фильм Фестиваль
Гость-преподаватель в Университете Оклахомы и Лойола университет, Ню Орлеанс, США 2009
РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЛЬМА:
Сценарий и режиссура: Адела Пеева
Голос за кадром: Бен Крос
Оператор: Жоро Неделков
Монтаж: Жельо Желев, Диана Захариева
Звук: Ивайло Янев, Михал Пруски, Цветелина Цветкова
Продюссеры: Адела Пеева, Слободан Милованович
Адела Медия
Кино и ТВ компания
В сотрудничестве с Вестдойчер рундфунк Болгарским Национальным Телевидением Киностудией „Калейдоскоп”
С участием Финского телевидения „ИЛЕ ФСТ” и фонда „Йан Врайман”
При поддержке Болгарского национального киноцентра
В сотрудничестве с Албанским национальным киноцентром
Награды и участия в фестивалях
Номинация Европейской киноакадемии на награду Prix ARTE ЛУЧШИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ 2007-го ГОДА Prix Arte
Специальная награда жюри Международного телевизионного фестиваля “Золотая ракла”, 2007
Специальная награда жюри Национального кинофестиваля “Золотой ритон”, 2007
Награда Национального киноцентра для лучшего болгарского документального фильма, 2007
Награды Союза Болгарских кинематографистов,2007:
Лучший болгарский документальный фильм,
Лучший режиссер документального фильма – Адела Пеева,
Лучший оператор – Жоро Неделков
Награда Корпорации Швейцарского Телевидения, SRG SSR Idée Suisse, 2008
Награда защиты прав человека Международный кинофестиваль в Сараево, 2008
Награда кинокритиков и приз публики „Лучший документальный фильм” Международный кинофестиваль в Лос-Анджелесе 2009
Фестиваль искусств Аполония Созополь, 2007
Межународный Кинофестиваль Фестиваль Астра Румыния, 2007
Международный Фестиваль Киномания София, 2007
Международный Фестиваль документального кино Амстердам, 2007
21 Кинофестиваль Фестиваль ФИПА Бираиц, Франция 2008
Международный Кинофестиваль Фестиваль Майами 2008
Международний Кинофестиваль Фестиваль Мумбай, Индия 2008
Международний Кинофестиваль ONE WORLD – Прага, 2008
Международный Фестиваль документальных фильмов – Салонники, 2008
Международный Кинофестиваль Бухарест 2008
Международный Кинофестиваль СОФИЯ ФИЛЬМ ФЕСТ – 2008
Международный Кинофестиваль HUESCA, Испания 2008
Международный Кинофестиваль GOLDEN APRICOT, Ереван 2008
Международный Кинофестиваль совместного производства, София 2008
Международный Этнографический Кинофестиваль, Сардиния – 2008
Международный ТВ Кинофестиваль PRIX EUROPE, Берлин 2008
Международный Кинофестиваль Монтпелье, Франция 2008
Международный Кинофестиваль DOCLISBOA, Португалия 2008
Международный Кинофестиваль 1001 DOCUMENTARY, Стамбул 2008
Международный Этнографский Кинофестиваль, Рио де Жанеиро 2008
Международный Кинофестиваль EASTERN NEIGHBOURS, Утрехт 2008
Международный Кинофестиваль MEMORIMAGE, Барселона 2008
Международный Кинофестиваль Фестиваль Тренто, Италия, 2008
Международный Фестиваль BELDOCS, Белград 2009
Международный Кинофестиваль Фестиваль SEE, Лос Анжелес 2009
Международная ТВ Конференция INPUT, Варшава 2009
Международный Кинофестиваль Фестиваль Мельбурн 2009
Международный Кинофестиваль Фестиваль Дортмунд-Кельн 2010
Награда Корпорации Швейцарского Телевидения, Basel Karlsruhe Forum 2008
Jury Motivation
„Divorce Albanian Style” reveals an extraordinary insight of 1960s Communist Albania. The audience embarks on the journey of three couples who have struggled and still pay the cruel cost for the painful decade of the Totalitarian regime of Enver Hodja.
We follow the story lines of Albanian men married to foreign women – this being the only reason for accusing them to be the spies, betrayers and “enemies of the Nation.”
The film is accompanied by a careful historical back up and research. The audience is pleased to enjoy 66 minutes of highly professional documentary filmmaking taking a concise, thought-through and analytical path, which sets up a deeply emotional environment, yet never sentimental for even a second.
The main characters and their lives are presented with respect and understanding. More over, even protagonists of the totalitarian system are introduced in the most natural and transparent way – making the audience reflect about the set up and think of bridges between the past, present and future.
The cruel history of the period is shown without any judgement by the director, which the adds up value to her professional approach. The only judgment of the film is highest esteem for the victims of a totalitarian system. The biggest achievement of the director is the combination of cruel historical reality and the outstanding theme of love. The last uniting people irrespective of country borders, and demanding sensibility and understanding.
LA Film Examiner
Jim Luksic
The title “Divorce Albanian Style” may appear to be an overseas spin on the television series “Love, American Style”. But the movie a documentary set to unspool in Los Angeles during the annual South East Europe Film Festival slated for April 30-May 4 is all business. Poignant and disturbing, to boot.
A 66-minute true chronicle, “Divorce” follows the modern-day path of three couples whose lives were thrown into disarray in post-World War II Albania. The long and short of it: A stalemate between the USSR and Albanian dictator Enver Hodja triggered an evacuation of foreign women in the 1950s and 60s.
How could that be? The president believed any married pairs wherein the mans spouse wasnt Albanian must be spies in a word, undependable. Subsequently, as the films dulcet narrator Ben Cross surmises, Hard days came for the couples with foreign wives.
The wed locked trios highlighted here found the experience particularly painful: These folks werent only separated from their loves ones, but ordered behind bars in the process.
At once profound and compelling, the movie conveys the lingering pain in their weary eyes. (Most touching: One wife who was escorted past her house en route to prison recalls seeing her laundry hanging out to dry, while recalling the anecdote, she laughs so as not to cry.)
In what proves to be an economical but sweeping history lesson, “Divorce” contains token flashbacks replete with stark and scratchy archival footage. When meshed with talking heads, such sequences tend to stall the production. But the primary participants interviews are shrewdly offset by two ominous figures: A former member of Albanias secret police and a prosecutor who never studied law.
Clearly, Bulgarian director Adela Peeva knows precisely what shes doing.
The spare, soft interludes by Fatos Qerimaj are neither manipulative nor intrusive. And the immaculate present-day cinematography is rife with vivid imagery. “Divorce Albanian Style” may not be the most inviting name, but youd be hard-pressed to find a more worthwhile selection at the upcoming SEE Festival.
ФИЛЬМ БУДЕТ ПОКАЗАН В ДОМЕ КИНО 26. 05. 2010, 14:00ч.