В рамках II Славянского форума Золотой Витязь состоялся первый фестиваль для детей и юношества «Право и правда. Литература на экране». О том, что кино для детей и юношества нужно возрождать говорилось давно, и, надо сказать, кинематографистами и литераторами постепенно делаются некоторые шаги в этом направлении. В отечественном кино очень мощная традиция, яркая историческая база для создания качественных и успешных фильмов для детей.
Вспомнить хотя бы, таких бесспорных киносказочников как Александр Роу и Александр Птушко. Тогда много снималось фильмов и для очень узкой возрастной категории (5-7 лет), что конечно финансово не выгодно (вспомнить хотя бы фильм «Дружок» режиссера Виктора Эйсымонта). Эта практика, вероятно, больше не повториться и такие рискованные киноэксперименты едва ли можно вспомнить в истории всего мирового кино.
В стране массово снималось огромное количество фильмов для школьников и про школьников. Яркими примерами фильмов этого направления можно считать «Чудак из 5 «Б» и «Вам и не снилось» Ильи Фреза или «Розыгрыш» Владимира Меньшова…Можно еще и еще перечислять фамилии режиссеров, посвятивших свою жизнь кинематографу для детей. Кстати, любопытный факт в кино для детей наиболее успешно работали женщины-режиссеры, которых в советское время было не очень много. Это Надежда Кошеверова, прославившаяся сказкой «Золушка», и снявшая позже знаменитую «Старую, старую сказку» на основе произведений Андерсона. Или же Татьяна Лукашевич, поставившая знаменитый фильм, растасканный на цитаты «Подкидыш». Позже в кино блеснула Динара Асанова с фильмов «Не болит голова у дятла»… И это только самое начало длинного списка советских фильмов для детей и школьников.
Стоит особо упомянуть Ролана Быкова, поставившего блистательные фильмы «Внимание, черепаха!», «Семь нянек» и, конечно же, сказки – еще одно завоевание нашего кинематографа, увы, в далеком прошлом.
Сказки в кино – этот жанр так же ушел в небытие, их заменили фэнтези, которым, как правило, присуще западноевропейские архитипы и замысловатый сюжет. А между тем, сказка в кино – это уникальное явление, и этот «кирпичик» в градации детского кино невозможно заменить тем же фэнтези или отказаться от этого жанра вовсе.
Еще одно направление детского кино – экранизация. Здесь уместно вспомнить и Леонида Нечаева, поставившего до сих пор актуальный фильм «Приключение Буратино» и Леонида Квинихидзе, снявшего «Мери Попинс, до свидания!» или же Алексея Баталова и Иосифа Шапирова, экранизировавших «Три толстяка» Алексея Толстого.
Кино для детей очень сложный вид экранного творчества хотя бы потому, что его снимают взрослые, зачастую ориентируясь на свои детские вкусы. Здесь нужно заинтересовать формой и при этом аккуратно и органично увлечь тем содержанием, которое бы формировало эстетический вкус у молодых ребят и ориентировало их в нужном направлении.
Сегодняшний юный зритель очень изменился: они взрослых разбираются в компьютерах, днюют и ночуют в интернете, да и в целом многое знают о различных не детских сферах жизни с самого детства. Поэтому и подход к современному ребенку должен быть особенным. С одной стороны нужно его заинтересовать, с другой стороны научить (а иногда и переучить) простым общечеловеческим ценностям (ибо о сложных ценностях ребята знают не хуже нашего).
Именно поэтому фестиваль «Право и правда. Литература на экране» очень полезное и необходимое дело. Особенно важно то, что фестиваль проходил не в Москве, а в Калуге. Вероятно, расширение фестивально й географии российского кино – направление правильное. Чтобы ребята из разных уголков России могли увидеть современное российское кино, которое снимается специально для них.
25 мая в Калуге прошло закрытие кинофестиваля в кинотеатре «Центральный». Состоялась встреча с продюсером Владленом Арсеньевым, который представил юным калужанам фильм «Лето индиго». Решением жюри этой картине режиссера Александра Павловского присужден Гран-при фестиваля. Лучшей в номинации «Кино» стала картина Сергея Винокурова «Августейший посол». Фильм рассказывает о полной приключений неофициальной поездке Петра Первого в страны Европы в 1697–1698 гг. Второе место занял фильм Юнкера режиссера Игоря Черницкого, в основе сценария которого положен одноименный роман, повести «Поединок», «На переломе», многие рассказы Куприна и эпизоды из его биографии. Третье место заняла лента Константина Одегова Наследники.
Первое место за лучший сценарий было присуждено Александру Сегеню за сценарий «Флавиан» и Елизавете Трусевич за сценарий «Лида», который также был признан лучшим на кинофестивале «Лучезарный ангел». Приз за лучшую дебютную работу получил историк Петр Новиков. Калужане также не остались без наград: были отмечены молодые поэты Е.Лапшина, В.Сигеева, Н.Мамедова и Р.Наговицына.
Одним из наиболее ярких моментов церемонии закрытия стало выступление народного артиста России Юрия Назарова, выразившего надежду, что российский кинематограф для детей и юношества прочно встанет на ноги и будет востребован, а новый фестиваль станет традиционным.
Популяризация детского кино совершенно необходима, т.к. на сегодняшний момент растет новое поколение зрителей, которое вообще не воспринимает отечественную кинопродукцию. И такие фестивали как «Право и правда. Литература на экране» вносят значимую лепту в то, чтобы положение коренным образом изменилось.