В Липецке прошел 18-й международный кинофорум «Золотой витязь».
На вопросы «РВ» ответил его президент, народный артист России, секретарь Союза кинематографистов России Николай Бурляев.
Николай Петрович, расскажите, пожалуйста, о вашем кинофоруме и о его сегодняшних победителях.
Девиз нашего фестиваля: «За нравственные идеалы. За возвышение души человека». Именно этим критерием мы руководствовались при отборе фильмов. На конкурс было представлено более 200 фильмов из 24 стран, которые за 10 дней посетило около 40 тысяч человек.
Мне из года в год журналисты задают один и тот же вопрос: чем отличается нынешний фестиваль от предыдущих? Каждый форум становится закономерным этапом поступательного движения «Золотого витязя». Но нынешний действительно отличался от других. Проведение кинофорума в Липецке, помимо того, что мы открыли для себя этот замечательный край и его людей, ознаменовано практически историческим событием- проведением «круглого стола» «Российский кинематограф сегодня и завтра». В его работе приняли участие народный артист, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, советник Президента России Юрий Лаптев, советник председателя Совета Федерации Александр Щипков, губернатор Липецкой области Олег Королев, депутат Госдумы РФ Владимир Мединский, ректор театрального института имени Щепкина Борис Любимов, ректор ВГИКа Владимир Малышев, народные артисты Инна Макарова, Александр Михайлов, Сергей Никоненко, Юрий Назаров, Владимир Гостюхин и другие.
Вспоминаются слова, сказанные много лет назад Николаем Гоголем: «Сейчас идет бой! Самый главный бой! Бой за душу человека». Сегодня действительно настало время выйти на передовую и вступить в бой за душу человека. Думаю, что фильмы, получившие награды в этом году (как, впрочем, и в предыдущие годы), это действительно витязи, участвующие в данной борьбе. Так, Гран-при получил «Тарас Бульба» Владимира Бортко, главными призами отмечены картины «Гоголь. Ближайший» Натальи Бондарчук. Ее фильм о Гоголе, помимо того, что обладает высокими художественными достоинствами, снимает все вопросы о том, чей Гоголь писатель – украинский или русский.
Призов удостоены также фильмы Александра Прошкина «Живи и помни» и «Кадет» белорусского режиссера Виталия Дудина.
Жюри присудило дипломы «За лучшую главную женскую роль» актрисе Дарье Мороз («Живи и помни») и Богдану Ступке «За лучшую главную мужскую роль» («Тарас Бульба»). Медалью имени Сергея Бондарчука награждены отметивший во время фестиваля свое 88-летие народный артист режиссер Георгий Натансон и выдающийся польский актер Ян Новицкий. На форуме отмечались 80-летие со дня рождения Василия Шукшина и 70-летие выдающегося польского режиссера Кшиштофа Занусси, прошли десятки встреч деятелей кино со зрителями.
На заседании «круглого стола» вы дали оценку не только российскому кинематографу сегодня и завтра, но и напомнили, каким был отечественный кинематограф вчера.
Советский кинематограф был поистине могучим. Великие режиссеры мира завидовали нам. Федерико Феллини в разговоре с Тарковским высказывал свое удивление тем, как функционирует кинематограф в России. Стопроцентное финансирование, единая мощная система кинопроката, предоставляющая возможность мгновенного показа твоего фильма по всей великой державе. А самое главное, какого высокого не только творческого, но и нравственного уровня достигали высшие творения наших кинематографистов, приносивших всемирную славу нашей стране! Достаточно назвать имена Эйзенштейна, Довженко, Чухрая, Герасимова, Ростоцкого, Бондарчука, Тарковского, Шукшина, Михалкова, Панфилова, Тодоровского. Подавляющее большинство режиссеров носили в кармане партийные билеты. Но при этом снимали поистине христианские фильмы, ставшие источником живой воды для миллионов людей на планете. Источником, к которому припадали и будут припадать грядущие поколения.
Но грянула перестройка, обозначив собою наступление новой, то есть сегодняшней кинематографической эры. На заре перестройки кинематографисты потребовали полной воли. Мол, надоела цензура! Дайте нам самоокупаемость, самофинансирование, мы будем сами делать все, и зарабатывать деньги тоже!
И государство предоставило нам эту долгожданную свободу. Мы не разбогатели, увы! Но начали заигрывать с молодежью, не понимая того, что когда-то очень точно подметил Константин Победоносцев, что с молодежью нельзя заигрывать, ее надо вести за собой! Но повели ее другие.
Невольно еще и еще раз вспомнишь откровения радио «Свобода», изреченные в эфире в самом начале перестройки: «Цель перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, в том, чтобы произошла мутация русского духа».
То есть что мы имеем сегодня? Почти до основания разрушенный и разрозненный государственный кинопрокат, царство торгующих во храме новоявленных частных прокатных дельцов. Киноведы – апологеты рыночного кинематографа, приторговывающие искусством кино, в эйфории сообщают народу о том, что все идет прекрасно. Построено около полутора тысяч кинотеатров с долби, стерео и попкорном «в койку». Говорят, что в скором времени подобное количество супер-кинотеатров возрастет вдвое. Вроде все красиво! А радости нет.
Невольно задаешься тревожными вопросами, а на чьи деньги построены все эти кинотеатры? Оказывается, преимущественно на иностранные. А что там показывают? Заглянул как-то в один из них. Во всех залах кино достаточно примитивного, пошлого содержания или российский продукт, откровенно подражающий американскому. Обратите внимание: произведения киноискусства с легкой руки лукавых телевизионщиков и кинокритиков-рыночников стали упорно называться «продуктом».
Действительно, посмотреть хороший отечественный фильм, особенно из золотого фонда нашего кино, не представляется возможным. Я не говорю о так называемых блокбастерах, которые напрямую копируют голливудский стиль и утверждают те же идеалы. Впрочем, последнее касается и телевидения, и эстрады…
О кривом зеркале, насилующем зрителей примитивной эстрадой, и сериальных продуктах российского телевидения и говорить не хочется! Щелкаешь пультом и на любом канале натыкаешься на низкопробные, мягко говоря, двусмысленные шоу, где разговаривают о том, о чем, в общем-то, не принято говорить в приличных домах и в приличном обществе. Под видом толерантности внедряется грех и терпимость ко всему, что за гранью порядочности и нравственности.
Россию Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Бондарчука, Тарковского год за годом, как говорится, step by step, опускают все ниже и ниже. Кинокритики, увенчанные степенями и солидным возрастом, уже отказываются серьезно относиться к фильмам, говорящим о высоких нравственных идеалах.
Ведется разлагающая лукавая работа по внедрению чужебесия в сознание наших детей. Хочется напомнить всем нам евангельское изречение, которым я пытаюсь в жизни руководствоваться. Цитирую: «Невозможно не прийти в мир соблазнам, они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». На протяжении последних двух десятилетий идет последовательная вестернизация российского кино и телеэкрана, подмена традиционной духовно-нравственной сердцевины русского народа и культуры, мутирование сознаний новых поколений, нарождающихся на Святой Руси. Впрочем, вряд ли Русь станет Святой при такой «обработке».
Но многие современные ленты, в том числе, и представленные на вашем фестивале, оставляют надежду на перемены к лучшему.
Да, очаги сопротивления этому злу существуют и в нашем перестроечном сегодня. С великим трудом удерживают высоты, продолжают творить лучшие российские режиссеры Михалков, Сакуров, Панфилов, Тодоровский, Лунгин, Прошкин, Бортко, Хотиненко и т.д. В документальном кино, несмотря на ликвидацию студии научных документальных фильмов и агонию Леннаучфильма, не сдаются подвижники-одиночки Мирошниченко, Гуркаленко, Лизнев, Матвеева, Шиллер и десятки других замечательных режиссеров.
Страшно сказать, но практически умерщвлен детский кинематограф. Российским детям приходится жить по Гарри Поттеру, Шварценеггеру и заокеанским анимационным монстрам. Не мудрено, что на уроках рисования они рисуют не витязей, не Илью Муромца или Ивана-царевича, а бэтменов, монстров, вампиров и одноглазых инопланетян.
Что будет завтра во многом зависит от всех нас. Пора осознать и кинематографистам, и руководству государства, что экранное искусство есть духовно-стратегическое оружие, которое не должно служить массовому духовному поражению народа.
Каковы конкретные пути выхода из сложившейся ситуации?
Необходимо кардинальное изменение российской культурной политики и ее составной части – национального кинематографа. Нужно рекомендовать высшей государственной власти задуматься об утверждении нового национального проекта в области культуры и духовного развития нашего народа.
Необходимо на порядок увеличить федеральные средства на культуру и кинематограф. Они не должны жить по законам рынка, ставя главной целью извлечение прибыли любыми способами, дозволенными и недозволенными. Российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на традиционные духовно-нравственные ценности.
Кроме того, необходимо введение государственного заказа со стопроцентным финансированием кинопроизводства фильмов, способствующих духовному возрождению и укреплению нашей культуры и нашей страны. Пора задуматься о возрождении государственного кинопроката и разбазаренных киностудий, в первую очередь, таких, как киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького. Я считаю, что кинематографическая политика Министерства культуры должна определяться в творческом содружестве с Союзом кинематографистов Российской Федерации.
«Манифест кинематографистов», принятый на основании нашего «круглого стола» в Липецке, свидетельствует о том, что российские кинематографисты прошли свой переломный период. Они консолидировали позитивные силы нашего сообщества и продемонстрировали стране сплоченность подавляющего большинства вокруг вновь избранного руководителя Союза кинематографистов – Никиты Михалкова. Он является безусловным лидером российского и мирового кинематографа, своим творчеством и жизнью доказавшим преданность Отечеству и российской культуре.
Из пяти тысяч членов СК России более четырех тысяч поддерживают эту консолидацию. Действительно, это был рубеж, преодоление которого рождает надежду на перемены к лучшему в российском кинематографе и в судьбе Отечества в целом.