24 января 2017 года состоялось заседание рабочей группы Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации по вопросам литературы, искусства и народного творчества. В нём приняли участие председатель ОС П.А. Пожигайло, заместитель председателя ОС народный артист России Н.П. Бурляев, руководитель рабочей группы по искусству К.П. Ковалёв-Случевский, заместитель министра культуры Российской Федерации А.В. Журавский, первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации Е.Г. Драпеко, член комитета по культуре Госдумы С.М. Боярский, председатель комитета по культуре Мосгордумы Е.А. Герасимов, народные артисты СССР В.В. Васильев и А.И. Полетаев, главный редактор «Литературной газеты» Ю.М. Поляков, народные артисты России А.В. Галибин, А.М. Вилькин, П.С. Глубокий, экс-министр культуры Пермского края И.А. Гладнев, ведущие российские режиссёры театра и кино, руководители театров, театроведы, критики, актёры, общественные деятели, политики.
Участники заседания обсудили вопросы развития современного российского театра и сохранения традиционного Русского реалистического, репертуарного театра, перспективы восстановления руководящей роли главных дирижеров, режиссеров и художественных руководителей творческих коллективов, а также роль и ответственность Министерства культуры России в осуществлении Государственной культурной политики.
Телеканал «Культура»: На заседании Общественного совета Минкультуры обсудили современное состояние театра
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА:
Решили:
2. О восстановлении руководящей роли главных дирижёров, режиссёров и художественных руководителей творческих коллективов. (О ситуации в Государственном Академическом Русском концертном оркестре «Боян»).
2.1 Восстановить в Уставе ФГАРК оркестра «Боян» должность Художественного руководителя – Главного дирижёра оркестра с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива.
2.2 Рекомендовать руководству Минкультуры РФ содействовать сохранению и укреплению статуса художественных руководителей театра, оркестра и других творческих коллективов.
3. Разное.
3.1 Посвятить очередное заседание Общественного Совета вопросу восстановления ответственности Министерства культуры Российской Федерации и Общественного Совета при Минкультуры в осуществлении Государственной культурной политики.
3.2 Рекомендовать руководству Минкультуры обязательное присутствие профильных Заместителей министра и глав департаментов на собраниях Общественного Совета.
3.3 Создать Конфликтную комиссию Общественного Совета по вопросам искусства и культуры.
3.4 Рассмотреть на очередном заседании Общественного Совета вопрос о принципах и критериях, определяющих объемы бюджетного финансирования театров.
3.5 Рассмотреть на очередном заседании Общественного Совета вопрос о выведении культуры из рынка,
3.6. Рассмотреть на очередном заседании Общественного совета вопрос о создании Фонда Общественного Совета по поддержки культуры.
ИЗ ДОКЛАДОВ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ РФ НАРОДНОГО АРТИСТА РОССИИ Н.П. БУРЛЯЕВА:
О состоянии современного российского театра.
* О сохранении традиционного Русского реалистического, репертуарного театра. Анализ положения дел в театрах Москвы.
9 октября 1992 года тогдашний руководитель государства Борис Ельцин подписал Закон, согласно которому Министерство культуры Российской Федерации было лишено какого бы то ни было влияния на Государственную культурную политику и освобождено от всякой ответственности за духовно-нравственное состояние культуры в стране. Основной задачей Минкультуры стало «обеспечение прав и свобод человека в области культуры», чем четверть века Министерство исправно и занималось. Ответственность за состояние культуры была полностью размыта, рассеяна по сегментам, по субъектам Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Омск и другие города, каждый по своему, вершили свою культурную политику, что не могло не привести к морально-этическим перекосам.
Безответственность чиновников и «творческих деятелей» способствовала утверждению в культуре принципа вседозволенности, появлению инсталляций вроде «фаллоса на Санкт-Петербургском мосту», нашествию на Пермь «красных человечков», провокационной антихристианской постановке «Тангейзера» в Новосибирске, «перепрошиванию» московских театров, наступлению на традиции великого Русского реалистического, психологического, репертуарного театра, процветанию на российских подмостках грязи, патологии, извращения, искажения Русской классики.
24 апреля 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», призванный способствовать культурному, духовному возрождению России. Этот Указ и «Стратегия государственной культурной политики» могут быть воплощены в жизнь только при условии консолидированных усилий всего культурного сообщества нашей страны, направляемых единым головным федеральным органом – Министерством культуры Российской Федерации, и Общественным Советом Министерства культуры, которым по определению отведена центральная роль в реализации Государственной культурной политики.
Во времена «собирания камней» нашей державы, сплачиваемой централизованной, ответственной волей Президента страны, само развитие событий на всех фронтах возрождаемого государства диктует необходимость централизации управления культурой.
Этот важнейший вопрос мы рассмотрим на заседании ближайшего Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации.
Разбалансировка отечественной культуры не могла не сказаться и на духовно-нравственном состоянии всего общества и современного театра. Великий Русский артист Михаил Щепкин говорил: «Театр, это – храм. Священнодействуй или убирайся вон». Его мысли разделяли великие Островский, Гоголь, Станиславский, называвшие театр кафедрой, просвещающей и возвышающей души зрителей. Традиции великого Русского театра продолжали развивать, каждый по своему, великие Немирович-Данченко, Михаил Чехов, Вахтангов, Завадский, Товстоногов, Охлопков, Эфрос, Любимов…
Сегодня можно констатировать забвение традиций и заветов великих зодчих нашего национального театра. Наблюдается активное разрушение традиций великого Русского реалистического, психологического, репертуарного театра, ставшего визитной карточкой, мировым брендом России. Это происходит по воле новоявленных эпатажных «режиссёров-инноваторов» по всей стране, при попустительстве, руководителей театров и отрасли в целом, полностью устранившихся от какого бы то ни было влияния на эти деструктивные процессы.
Три года назад в нашей столице началось реформирование, «оптимизация» театральной инфраструктуры, якобы отстающей от европейских показателей. Мы действительно отстаём от Европы. Москва, по числу театров на один миллион жителей, уступает Берлину – в 16 раз, Праге – в 22 раза, Риму в 48 раз. Примерно та же статистика по музеям и библиотекам. Несмотря на это, в числе объектов, подвергнутых «реформированию», (образно названному бывшим руководителем культуры столицы «перепрошиванием»), оказались старейшие коллективы, чья история исчисляется многими десятилетиями.
Театр Гоголя был «перепрошит» в Гоголь-центр, Драматический театр им. Станиславского в год своего 70-летия прекратил своё существование, став «Электротеатром Станиславский».
«Перепрошивание» и «оптимизация» коснулись и других театров Москвы.
Театр на Таганке, являющийся гбразцом для театров всего мира, мировым брендом, был лишен художественного руководства и «перепрошит» в некий «директорский театр». Спешно, негласно, без консультаций с труппой и профессиональным сообществом, бывший «культурный руководитель» Москвы, за несколько дней до своего увольнения, успел внедрить в театр на Таганке (на главную роль «директора театра»), бывшую танцовщицу кордебалета Одесской оперетты, не имеющую никакого отношения к школе основоположников театра на Таганке, первым делом ликвидировавшую Художественный совет театра. Нужно заметить что институт «художественных советов» в театральных коллективах страны уничтожается повсеместно, что полностью развязывает руки самостийным руководителям театров Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
О том, что творится сейчас в Театре на Таганке, могут нам рассказать его старейшие сотрудники.
С момента начала московских «реформ» прошло 3 года. Стали отчётливо видны результаты насильственных «перепрошиваний». Прокурорские проверки деятельности Театра на Таганке и Гоголь-центра выявили многочисленные нарушения и многомиллионные долги.
Департамент культуры Москвы обнародовал список театров столицы, которых реформы не коснулись, т.н. эффективных театров. В него вошли театры: Сатиры, Оперетты, Современник, Маяковского, Ленком, Пушкина, Моссовета, Мастерская Петра Фоменко, Театр на Юго-Западе, Музыкальный театр Станиславского, Новая Опера, Театриум на Серпуховке. Заметим, всё это – репертуарные театры. «Гоголь-центр», «директорская» «Таганка», «Электротеатр Станиславский» и другие «перепрошитые» театральные коллективы в этот список не попали. Казалось бы, департамент культуры, находящийся в ручном руководстве Вице-мэра Москвы, должен был сделать соответствующие выводы и принять срочные меры к пересмотру своих деструктивных действий. Однако все вышеперечисленные театры, плоды провальной московской «реформы», по-прежнему финансируются из государственного бюджета. Вопрос бюджетного финансирования театров в нашей стране весьма важен и не может остаться вне поля зрения Общественного совета.
Недавние заявления Вице-мэра Москвы, высказанные на страницах «МК», вызывают серьёзные опасения за судьбу всех учреждений культуры, особенно находящихся в центре Москвы.
Вице-мэр Москвы, курирующий эту «реформу», признавался, что он не является профессионалом в театральной сфере и поэтому просит поддержки у театральной общественности столицы. Реформы поддержали уважаемые руководители вышеперечисленных эффективных московских театров. Прочие столичные театры, ожидающие своей очереди на «перепрошивание», не в силах противостоять воле «реформаторов» московской культуры и внедрённых в театры «менеджеров»: театральная Москва целиком зависит от их идейной и финансовой политики. Руководители театров понимают, что вряд ли останутся на своих местах, если выскажут руководству свои возражения по проводимой ими реформе.
Общественный саовет при Министерстве культуры Российской Федерации, являющемся основным федеральным исполнителем культурной политики государства, должен признать, что столичные театральные «реформы» идут вразрез с Указом Президента страны об «Основах государственной культурной политики», направленной не на разрушение, а на сохранение традиций и культурного наследия страны, на утверждение в обществе духовно-нравственных ценностей.
Целесообразно записать в Протокол нашего заседания следующие рекомендации руководству Минкультуры:
- Содействовать сохранению традиционного репертуарного театра на всей территории Российской Федерации.
- Содействовать восстановлению и укреплению в театрах института художественных советов и очередных режиссеров.
- Назначать на руководящие должности в театрах, оркестрах и отрасли в целом специалистов с высшим профильным образованием и опытом работы.
О восстановлении руководящей роли главных дирижёров, режиссёров и художественных руководителей творческих коллективов.
* О состоянии дел в Государственном Академическом Русском концертном оркестре «Боян» (Создатель оркестра и главный дирижёр народный артист СССР, профессор А.И. Полетаев. (Распоряжение Президента РФ В.В. Путина о сохранении и поддержке ГАРК оркестра «Боян» прилагается).
Почти пятьдесят лет назад был создан Государственный Академический Русский концертный оркестр «Боян». За полвека создатель и художественный руководитель оркестра, выдающийся музыкант, дирижёр, композитор, член Союза композиторов России, лауреат Золотой медали имени Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру», профессор Анатолий Иванович Полетаев смог вырастить и возвысить свой оркестр от оркестра народных инструментов до высокого симфонического звучания, которое восхищало и продолжает восхищать зрителей и слушателей России и многих стран мира.
Маэстро Полетаев – не только выдающийся аранжировщик, но и уникальный интерпретатор классики, мыслитель, философ и, самое главное, гражданин своего Отечества, понимающий высокую воспитательную миссию подлинного искусства. Невольно возникает вопрос: почему на протяжении последних десятилетий, несмотря на распоряжение Президента страны В.В. Путина о сохранении и поддержке этого коллектива идёт уничтожение этого оркестра, через административное и моральное вытеснение из коллектива его создателя.
Бывшее руководство Минкультуры формально не уничтожило оркестр, но о поддержке его никогда не было и речи. Напротив, в оркестр стали внедрять безграмотных в музыкальном отношении «менеджеров-директоров». Из Устава оркестра был изъят пункт о руководящей роли создателя оркестра, Художественного руководителя, главного дирижёра. Сегодня власть в оркестре принадлежит внедрённому «менеджеру», не имеющему музыкального образования, бывшему заместителю директора (исполнявшему в прошлом роль шофёра и носильщика), настраивающему коллектив против его создателя. На многочисленные тревожные обращения, поступающие в адрес руководства Министерства культуры, Государственной Думы и других высоких инстанций, приходят неизменно успокаивающие ответы из музыкального отдела Минкультуры – мол, «оркестр благополучно существует». Настало время сказать правду: ни о каком благополучии Государственного Академического Русского оркестра «Боян» не может быть и речи. Оркестр сократили с 102 до 35 человек. Оркестр лишен своего помещения, лишён грантов, получаемых другими Государственными Академическими оркестрами страны. Продолжается процесс уничтожения создателя оркестра, выдающегося музыканта Анатолия Ивановича Полетаева.
Каждому из нас понятно, что любой творческий коллектив – будь это оркестр это или театр – может полноценно развиваться только при наличии руководящей творческой воли его создателя, высокого профессионала, педагога, идейного и морального вдохновителя.
Предлагаю внести в Протокол следующее: «Рекомендовать руководству Министерства культуры восстановить в Уставе Государственного Академического Русского концертного оркестра «Боян» должность Художественного руководителя – Главного дирижёра с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива».
Поскольку это положение нарушается не только в данном оркестре, но во многих театрах и других творческих коллективах, целесообразно «Рекомендовать руководству Минкультуры Российской Федерации восстановить руководящую роль главных дирижёров, режиссёров и художественных руководителей творческих коллективов с правом первого лица. Приостановить деструктивную практику внедрения в творческие коллективы администраторов с правом решающего голоса».
Выражая общее мнение Общественного совета, мы выражаем пожелание руководству Минкультуры об обязательном присутствии на заседаниях Общественного Совета профильных заместителей Министра и глав департаментов Минкультуры, которых касаются поднимаемые на заседаниях вопросы.
В Москве прошло заседание рабочей группы по искусству Общественного совета при Министерстве культуры РФ