В рамках форума «Золотой Витязь» завершился 24-й международный фестиваль православной музыки в России. В гала-концерте приняли участие лучшие хоры и исполнители духовной музыки. В программе были исполнены фрагменты русско-грузинской литургии, песнопения славянских народов. Рассказывают «Новости культуры».
Неповторимый исполнительский стиль ансамбля «Сирин» шлифуется на каждой репетиции. В этой программе они поют, если так можно сказать, хиты древнерусской духовной музыки, то, что любая публика принимает на ура. Но за этим огромная исследовательская и поисковая работа. Репертуар постоянно пополняется новыми сочинениями древнейших времен.
«Огромное количество находок, – говорит художественный руководитель ансамбля «Сирин» Андрей Котов. – Сейчас плотно работаем с музеем Ростова Великого, сделали фестиваль древнецерковной музыки Посвящено истокам духовной музыки – византийской, сербской, грузинской традиции, древнерусской. До середины XVIII века».
В этот вечер ансамбль «Сирин» получил очередную и заслуженную награду – статуэтку «Золотого Витязя», своего рода «Оскара» русской духовной культуры. Это стало эпиграфом концерта, открылся который выступлением хора «Иваново-Вознесенск».
Свое выступление коллектив посвятил памяти композитора Николая Лебедева. В этом году ему исполнилось бы 65. Композитора и этот хор связывала 10-летняя творческая дружба. Они познакомились на этом фестивале в 90-м.
«Это был удивительный человек – интеллигентный, воспитания питерского настоящего, – вспоминает художественный руководитель камерного хора «Иваново-Вознесенск» Евгений Бобров. – В Москве он оказался благодаря Свиридову. Последние 20 лет прожил здесь. Свиридов очень ценил его, считал своим дух сподвижником и продолжателем».
Николай Лебедев в начале творчества тяготел к русской исторической теме. И позже нашел себя в духовной музыке.
Непременный участник фестивалей православной музыки, Праздничный хор Данилова монастыря приготовил необычную премьеру. Музыканты исполнили фрагменты русско-грузинской литургии Томаса Джорджиана. В ней молитвы звучат на русском и грузинском языках, и используется русская и грузинская мелодика.
«Грузины издревле и до сего дня почти без изменений сохранили свой церковный язык, – рассказывает худрук Праздничного хора Данилова монастыря Георгий Сафонов. – И даже разговорный почти без изменения. Они очень любят свои распевы. И сохранили их без изменений, в отличие от нас, кот увлеклись модернизмом и ушли далеко».
Эта премьера могла состояться несколько лет назад в Грузии, куда хор Данилова монастыря не однократно собирался на гастроли, но всякий раз из-за политических моментов все отменялось. И таким образом эта премьера украсила закрытие фестиваля православной музыки в России.