В здании Общественной палаты Российской Федерации прошло первое заседание Всероссийского совета отцов. Новое общественное объединение, основная цель которого формирование общероссийского движения отцов, развитие института наставничества и помощь в решении сложных вопросов, связанных с благополучием семьи и детей, приветствовала уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.
Участники заседания авторитетные и уважаемые в российском обществе люди: специалисты по вопросам социальной защиты и правоохранительной деятельности, видные представители культуры и спорта, известные политические и общественные деятели. На обсуждение были представлены инициативы объединений из более чем 60 регионов страны, такие, например, как: «Совет отцов при администрации города Хабаровска», «Совет отцов Астраханской области», «Супер ПАПА» из города Новосибирск, и др.
Открывая заседание, Анна Кузнецова рассказала историю выпускника детского дома, которому повезло в жизни встретить неравнодушного человека. Тренер спортивной секции, где занимался парень, взял шефство над молодым человеком и, выступив в роли наставника, сумел повлиять на дальнейшую жизнь воспитанника, изменив ее в лучшую сторону.
«Мне бы хотелось, чтобы другие ребята, имеющие сложные судьбы, смогли встретить в своей жизни такого наставника, который стал бы для них отцом, положительным жизненным ориентиром. Ведь все дети, которые ходят сегодня на тренировки, учатся в школах, – это тоже будущие родители, и для них крайне важен ваш достойный пример», подчеркнула детский омбудсмен.
В рамках состоявшейся встречи, участники обсудили множество вопросов. Говорили о проблемах поддержки семьи, лишившейся одного из родителей, о помощи детям, попавшим в неблагоприятную среду, об угрозах, которые могут представлять для формирования личности ребенка телевидение и интернет, о здоровье и демографической политике, и о многом другом.
С программным докладом на заседании выступил известный общественный деятель, президент Международного форума «Золотой Витязь», директор Института культуры МЧС, народный артист России Николай Бурляев.
Отцы в России «выходят из подполья», начал свое выступление Николай Петрович Бурляев, это значит, что общество понимает, что ответственность за воспитание и судьбу подрастающего поколения в равной степени лежит на женщинах, матерях, и на отцах, мужчинах. Я завидую уважаемой Анне Юрьевне: она сегодня обрела много соратников, стала еще крепче.
Тема отцов и детей в семье, в культуре нашего государства, в том числе, и в кинематографе, ключевая тема, транслирующая на уровне художественных образов фактор преемственности: родовой, цивилизационной, историко-культурной и социально-политической – любой! Угроза утраты данной преемственности, а мы ее утрачиваем, является для государства сигналом sos! требующим немедленного реагирования.
Кинематограф – наиболее массовое манипулятивное искусство, исподволь воздействующее на общественное сознание, активно формирующее поведенческие стереотипы, образы будущего.
Шекспир характеризовал острую проблему отцов и детей как «разрыв связи времен», когда распадается не только горизонтальная связь поколений, но и вертикальная – связь человека с Богом.
Голливуд еще за два года до последних президентских выборов в США начал системно выпускать серии фильмов, затрагивающих тему отцов, детей, семьи, общим у них был политический аспект: в финале каждого фильма разъединенные событиями жизни отец и сын, как правило, объединяются в стремлении вернуть находящемуся в кризисе государству былое величие. К сожалению, в России, например, такая киностратегия полностью отсутствует.
Тема отцов и детей, тема семьи, и позитивный образ отца являются центральными в китайском, индийском, иранском кинематографе, в образе отца выражаются позитивные характеристики главы семьи, соединяющие черты человека – гражданина, гордящегося своей страной и творящего добро, готового на самопожертвование. Кстати, модель такого кино китайцы позаимствовали в советском кинематографе. Сегодня российское кино, как и весь мировой кинематограф, последовательно утверждает негативный образ отца и девальвирует образ семьи. Наше кино показывает тотальную деградацию личность, разрушает связи отца и сына, а о Святом Духе в российском кино и говорить не приходится: понятие того, что над нами есть Господь, вообще выветрилось из сознания. В 90 % российских фильмов зритель наблюдает распад семьи, образ отца гипертрофирован и демонизирован: из 150 фильмов, созданных при поддержке Российского фонда кино, лишь несколько не «опускают» образ отца: «Цитадель», «Брестская крепость», «Экипаж», «Легенда 17», «Время первых», «Салют7». Полностью уничтожен детский кинематограф. Ликвидация Министерством культуры Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького и всей индустрии детского кино, мягко говоря, – бездумна, а говоря прямо – преступна!
Свято место пусто не бывает, российский экран заполнило «чужебесие» шреки, монстры, герои-пауки и прочие чудовища. Героями экрана стали дурные отцы и наглые дети, презирающие отца и мать, тех, кого заповедано почитать. Российские психологи констатируют невиданный прежде градус «экранного внутрисемейного отчуждения». Например, фильм «Нелюбовь» Звягинцева утверждает тему отчуждения отцов от детей, семьи от государства, жена и муж ненавидят друг друга, а заодно и собственного сына-подростка. В этом фильме, как и в «Левиафане», автор последовательно декларирует распад семьи, деградацию отцов семейства. Кинематограф и театр «соревнуются» друг с другом в степени девальвации образов отца -главы семьи, и Минкультуры выдает на это деньги. Миллиарды рублей выделены, как сказал наш Президент, «на патологию и гомосексуальные темы» в театре Гоголь-центр. Многие режиссеры устремлены не к поиску идеала и гармонизации человеческих отношений, а к эпатажу, дисгармонии, пошлости и патологии, и руководители культуры безответственно выделяют на это миллиарды рублей. Почему это происходит? Минкультуры было лишено всякого влияния на культурную политику приказом Ельцина от 1992 года, оставившим взамен культуры только обеспечение прав и свобод, чем оно и занимается. На чем формировалось подрастающее поколение? На культуре вседозволенности, на лукавом кинематографе, раскрепощающем в юном человеке зло и низменные инстинкты, ведь основной аудиторией в кинотеатрах являются дети, подростки, молодежь.
Настало время восстановить разорванную связь времен, положить предел «культурной вседозволенности» в России. 24 октября 2014 года наш Президент принял исторический Указ «О государственной культурной политике» указ планетарного уровня, который, как говорит министр культуры, «стал конституцией для Минкультуры». Это очень хорошо на первых порах.
Для того, чтобы начал действовать этот Указ, чтобы передавались наши исконные традиции грядущим поколениям, необходим и второй указ, и с этим я за поддержкой обращаюсь к Анне Юрьевне, указ о выведении культуры, поддерживаемой государством, из сферы рыночных отношений: культура и рынок – понятия несовместимые. Рыночный кинематограф никогда не примет заявки на кино, пропагандирующее образ отца-героя. Необходимо установить ответственность Минкультуры РФ за выполнение государственной культурной политики, воссоздать киностудию детских и юношеских фильмов, ввести госзаказ на создание фильмов и других произведений искусства, утверждающих высокий образ отца, учителя, героя нашего времени, способного стать примером для подрастающего поколения. Нужно исключить присутствие на российских теле- и киноэкранах фильмов, наносящих вред традиционным духовно-нравственном критериям отечественной культуры.
Необходимо поддержать разработанный Общественного палатой Союзного государства (которая была создана в августе прошлого года и очень успешно и активно действует сегодня) проект Кодекса чести творческих работников Союзного государства.
Спасение России – есть спасение мира, гибель России – есть гибель мира. Сегодня у России появился шанс, и она может, в том числе благодаря появлению нашего Совета отцов, не погибнуть сама и даже стать примером для запутавшейся западной цивилизации. Самый главный бой – бой за душу человека, мы с вами отцы России не должны проиграть!
Депутат Государственной Думы, российский спортсмен Александр Карелин также отметил в своём выступлении, что работа Совета отцов должна строиться не по формальному признаку: «Мы должны ориентироваться на современные вызовы и опираться на наши исконные традиции».
«Проблем, требующих пристального внимания и решения, достаточно много. У нас есть над чем работать, но, главное, – есть кому работать», подчеркнул Герой Советского Союза, основатель спецподразделения ФСБ России «Альфа» Геннадий Зайцев.
«Совет отцов – это огромное движение. Это новое слово в защите семьи и детства. Сейчас пишутся только самые первые страницы этой всероссийской структуры. Она соберет в себе практики советов отцов со всех регионов, будут выстроены конкретные программы. Уже сейчас понятно, что главными направлениями деятельности Совета станут вопросы наставничества, пропаганды спорта и здорового образа жизни, защита нравственности, института семьи и отцовства», – подвел итоги заседания председатель Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка Андрей Коченов.