26 ноября в Новом московском драматическом театре на суд зрителей и членов экспертного совета XIV Международного театрального форума «Золотой Витязь» – вице-президентов форума, профессора Национальной академии кино и театра им. Сарафова Маргарита Николова (Болгария) и заслуженного артиста Украины Алексея Колесника (Украина) и литературного и театрального критика, доктора филологических наук Капитолины Кокшенёвой – был представлен премьерный спектакль «Три мешка сорной пшеницы», по повести Василия Тендрякова. Режиссер-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств России Вячеслав Долгачёв.
Пьеса о драматических событиях периода последних лет Великой Отечественной войны, развернувшихся в небольшом районном центре, жители которого, сами умирая от голода, должны собрать для Красной Армии хлеб. Любой ценой. Так какую же цену готов заплатить каждый участник трагического действия, развернувшегося на просторной сцене театра на два с половиной часа?
В спектакле участвуют более двадцати актеров. В главных ролях – Евгений Тулупов, Михаил Калиничев, Алексей Михайлов, Тимур Пшуков, Дарья Бутакова, заслуженные артисты России Олег Бурыгин и Анатолий Сутягин. Фактурно выраженные характеры персонажей пьесы, продуманные, точно соответствующие описываемому времени и месту костюмы, оригинальные подвижные декорации, и главное – стойкое ощущение, что именно здесь, в этом высоком противостоянии чести, любви, достоинства, сострадания, самопожертвования против жестокости, махрового угодничества и предательства решается судьба страны, судьба народа.
Грозящая каторга, а возможно и смерть за три мешка сорной пшеницы, надвигающийся голод, казалось бы, что может быть страшнее? Может. Судьба изгоя, вернувшегося в родное село через 20 лет Митрофана, убийцы двоих своих односельчан, который «имя свое потерял, облик божий потерял, все потерял…»
Какую цену может отдать человек ради справедливости? Любую. Даже жизнь. Перед такой ценой торопеют и отступают даже слишком много о себе возомнившие «государственные люди», которые принимают по сути преступные решения, прикрываясь мандатом, выданным им, якобы, «всей страной», а на деле прячущие за надменностью и хамством свой собственный позорный страх перед вышестоящим начальством. Но и это село, и этот район, и люди, живущие в нем, – это тоже страна – воюющая, страдающая. Но не сломленная.
Обращенный к зрительному залу тихий свет иконы в финале пьесы, и падающий снег – святой покров на могилу чудом выжившего на фронте под пулями, но погибшего от осознания человеческой подлости и собственного бессилия солдата – священной жертвы трагических событий… На сцене полная тишина, чтобы осознать и принять глубокую, непостижимую сущность человеческого бытия…
На такие спектакли нужно приходить семьями, причем всем поколением – от дедов-прадедов до внуков-правнуков, и обязательно говорить потом. Говорить не только о спектакле, но и о собственной жизни, о собственных непростых решениях, и не только друг с другом, а хотя бы с собственной совестью
Думается, спектакль «Три мешка сорной пшеницы» ждет долгая и так всем нам нужная истинная творческая жизнь, созвучная девизу «Золотого Витязя»: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».
Елена Шеметова
Фото Алексея Давыдова