XVIII Международный Кинофорум «Золотой Витязь» стартовал в городе Липецке 22 мая. Фестиваль продлится до 31 мая 2009 года. Есть “неудобные” вопросы к организаторам, составителям кинопрограмм. Например: если мы считаем, что полнометражное неигровое кино начинается с 50 или 52 минут, почему тогда в конкурсе полнометражного неигрового кино наличествуют картины явно короткометражные (“Сараевская окровавленная рубашка” длится немногим более получаса)?
Не очень повезло и студенческим работам: так, анимационный конкурс буквально пестрит лентами начинающих. Не проще ли было бы накануне фестиваля переверстать программу ради чистоты стиля? Но не будем брюзжать, поскольку форум подарил наконец-то несколько прекрасных часов соприкосновения с тёплым, трепетным, живым и настоящим.
Всё вышеперечисленное воплотилось в изящной анимации, преимущественно российской. Отметим “Солдатскую песню” Елены Черновой, “Про Василия Блаженного” Натальи Березовой, “Балладу” Игоря Якищёнка, “Дочки-матери” Александры Лукиной, “Про зверей и людей” Алексея Зайцева. Небо в этих лентах неразрывно связано с землёй, и вертикаль эта ощущается постоянно. Так, в “Солдатской песне” по сказке Саши Чёрного ангелы помогают героям нести службу в уездном городке, а в фильме Алексея Зайцева ангел, оказавшись в странном городе, где люди мучают зверей, освобождает братьев наших меньших из заточения.
В неигровом кино поразили дети (как ни банально это звучит, сущие ангелы). Казалось бы, что нового можно узнать о жизни слепых, глухих и немых из фильма “Мир на кончиках пальцев” Вячеслава Орехова (Россия, конкурс короткометражного документального кино)? Такое кино мы видели на “Сталкере”, и не один раз. Оно бывает жёстким, бывает сентиментальным, и “Мир…” как раз из второго разряда. Лично меня сентиментальный подход несколько раздражает, и фильмы, выбивающие слезу, быстро выветриваются из памяти. Но вот слепого мальчика со страшными провалами вместо глаз, непосредственного и общительного, любящего всех, кто находится с ним рядом, я вряд ли забуду. Как не забуду и мальчишку из далёкой поморской деревни – самостоятельного, любознательного, привязанного к морю и лошадям (“Почтовая лошадь”, режиссёр Андрей Головнёв, Россия). Надо сказать, “Почтовая лошадь”, снятая в лучших традициях этнографического кино (именно кино, а не пресловутого телеформата), резко выделяется на фоне остальных короткометражек. Картин, где действительно “русским духом пахнет”, очень мало, и “Почтовая лошадь” – удачная в этом плане находка, требующая не фестивального, а какого-то даже личного подхода, вдали от сиюминутности и суеты.
Фильмы, о которых шла речь, идеально вписываются в формулу “Золотого Витязя”, доставляя эстетическое наслаждение, возвышая душу и ненавязчиво направляя на путь истинный. Посмотрим, что будет впереди. Обещают быть интересными и внеконкурсные показы полнометражных картин. Но об этом – в следующих репортажах.