Контакты

Российская Федерация 119334, Москва, Андреевская наб. д. 2, кор. А

Телефон:   +7 495-781-79-08 Электронная почта: info@zolotoyvityaz.ru

Пресс-служба: press@zolotoyvityaz.ru

Соцсети Николая Бурляева

Международный Форум «Золотой Витязь»
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники кинофорума
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Кинофорума
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри юбилейного XX Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
  • Проекты
    • Экологический Кинофорум
      • Лента событий экологического кинофорума
    • Бронзовый Витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша
No Result
View All Result
Вторник, 21 марта, 2023
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники кинофорума
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Кинофорума
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри юбилейного XX Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
  • Проекты
    • Экологический Кинофорум
      • Лента событий экологического кинофорума
    • Бронзовый Витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша
Международный Форум «Золотой Витязь»
No Result
View All Result

“Золотой Витязь”: борьба за русское наследство

Золотой Витязь” — фестиваль для провинции. Не потому, что детище Николая Бурляева — действо “второсортное”. Наоборот! Именно здесь всерьез говорят об идеологии, о государственных задачах, здесь выступают любимые народом артисты, показывают фильмы, достойные самых высоких оценок.

Но страна наша давно уже негласно поделена на Москву и остальную Россию, и в мегаполисе, отравленном ядом вынужденного мультикультурализма и ложно понятой толерантности (в основном к порокам), такое событие, скорее всего, легко бы “утонуло” в болоте относительных ценностей и общественного равнодушия. Не то — провинция. Здесь еще сохранились островки “твердой почвы”, люди все на виду, ценности тяготеют к традиционным. И потому “хождение в народ” государственно мыслящей творческой интеллигенции неизменно оказывается успешным. “Золотой Витязь” в этом году проходил в Липецке, это был уже 18-й кинофорум, и фестиваль, без сомнения, стал реальным культурным событием общероссийского масштаба.

Судите сами: в рамках форума состоялся “круглый стол” “Будущее Российского государства и текущие задачи национального кинематографа”, который вел Никита Михалков и где приняли участие не только режиссеры, сценаристы и актеры, но и советник Президента по культуре Юрий Лаптев, представители Федерального Собрания, глава администрации Липецкой области Олег Королев. Конференция “Духовные традиции. Кинематограф славянского мира” собрала деятелей экрана из России, Украины, Белоруссии, Болгарии и Сербии. Дни славянской письменности и культуры в Липецке проходили при непосредственном участии “Золотого Витязя”, за время кинофорума состоялись десятки выступлений прославленных артистов на концертных площадках, включая города области. И конечно же шли кинопоказы — зрители увидели более двухсот конкурсных лент из 24 стран мира. Но дело даже не в количестве. Девиз фестиваля “За нравственные идеалы, за возвышение души человека” обязывал организаторов к строгому и взыскательному отбору.

Итак, “Золотой Витязь” привез в Липецк политиков и интеллектуалов (на “круглом столе”, например, выступил Сергей Кургинян, и речь его произвела большое впечатление на собравшихся), режиссеров и актеров, знаменитых зарубежных артистов (среди которых особо блистал поляк Ян Новицкий), начинающих кинематографистов и документалистов, а также весьма разнообразную кинопрограмму. А что же именитые гости получили взамен? Прекрасную работу по организации фестиваля, внимание со стороны светских и духовных властей (представители Липецкой епархии были включены в состав жюри), добросердечное гостеприимство и чуткого, внимательного зрителя. Культурный обмен состоялся: “хождение в народ” показало, что, несмотря на массированную телеобработку низкопробными зрелищами, в провинции все еще сохраняется стремление к нравственному идеалу.

* * *

Ну а теперь — о кино. Фестивальную программу открыл документальный фильм Бориса Лизнева “Царское дело”. Картина про Ивана Грозного оказалась весьма своевременной — в эти же дни на телеканале “Россия” шел сериал Андрея Эшпая про первого русского царя. Многосерийная телесага показала нам, как заметил один из зрителей, “приблатненного Василия III, великую княгиню, бегающую в сорочке перед боярами в Думе, речь Ивана о необходимости первого Судебника, поскольку не было на Руси законов со времен “Правды Ярославовой” (это при том, что дедушка Грозного Иван III принял Судебник в 1497 году), и т. п.”. И радикальный вывод: “Я бы предложил создателей фильма показательно пороть на Красной площади. И транслировать это действо по ТВ”.

Остается только гадать, зачем государственному каналу надо было занимать эфирное время сим долгоиграющим уныло-истерическим зрелищем. А вот 52-минутный фильм Бориса Лизнева заслуживает самой широкой аудитории. Картина весьма спорная — в ней нет ни слова о тех деяниях, которые обычно ставятся в вину Ивану Грозному (опричнина, убийство сына, жестокость), но то, что перед нами произведение искусства, сомневаться не приходится.

Весь фильм основан на подлинных посланиях и духовных произведениях Грозного, а также на тех челобитных и письмах, которые направляли царю его противники и единомышленники. Диву даешься — прошли столетия, а мало что меняется в царском деле! Из посланий Грозному: “А что же вельможи твои, которым города и веси отданы в кормление… они думают только о наживе”. И потому: “Нельзя царю без грозы быть! Как конь без узды, так и царство без грозы”. А вот еще одно народное пожелание: “Искорени содомский грех и хмельное питие в царствии твоем”. Прямые аналогии с сегодняшним днем, когда поборники порочных наклонностей требуют себе “равных прав” и преференций. (Кстати, на “Золотом Витязе” один из участников высказал радикальное предложение: гей-парад все-таки разрешить, но только в День десантника.)

Безусловно талантливая содержательная сторона фильма (Иван Грозный был, пожалуй, лучшим писателем своего времени!) дополняется оригинальным видеорядом. Это, конечно, инсценировка, но сделана она с большим вкусом и тактом и вполне передает дух эпохи. У автора есть своя позиция, воля, аргументация, убежденность, и все это, помноженное на мастерство, действительно делает картину заметным явлением нашей документалистики. И в то же время рождает множество вопросов, споров.

Мнение оппонентов фильма широко представлено в современной “популярной” псевдоисторической литературе: де, Грозный был шизоидом, больным человеком, отсюда и его “странности правления”. Но есть один весьма четкий критерий нормальности или девиантности того или иного государственного деятеля. История, в том числе и новейшая, показала: при шизоидах государства не прирастают территориями, они “ужимаются”. (Не хочется приводить свежих примеров, но на ум сразу приходит эксцентричный президент Грузии, жующий галстук.) Первый признак удовлетворительного правления — увеличение численности населения страны, а не убывание его. Но когда в стране бурно “размножаются” чиновники, а деревня вымирает — это не норма, а патология. Об этом и напоминает зрителю фильм Б. Лизнева: главное царское дело — государство содержать в порядке. А оценит или нет тебя история по достоинству — дело второе (вот и Сталин, как считают гуманисты-умники, “шизоид”, поскольку оставил после себя великую державу, а из личных богатств только два френча и шинель, мыслимо ли эдакое для цивилизованного человека?!).

Кинодокументалистика долго, как никакой другой жанр, сопротивлялась давлению “рынка” и конъюнктуры. К сожалению, “Золотой Витязь” показал, что талантливые фильмы с четкой авторской позицией, вроде “Царского дела”, становятся редкостью. Многие ленты демонстрируют упадок жанра — в мастерстве, в отсутствии глубины. Зато появляется излишняя “пластичность” авторского замысла. Вольно или невольно режиссеры ориентируются на современный телеформат, приспосабливаются под его весьма прискорбный уровень. Быть сегодня умным, содержательным, убежденным, честным — значит, сознательно обречь себя на известность в весьма узких кругах. И потому из массовой документалистики уходит живая жизнь, “простой” человек, народ. Большая редкость — научно-познавательное кино отечественного производства. И это при том, что все наши каналы в массовом порядке закупают фильмы производства Би-би-си и Дискавери.

Но… позвольте! Эта ситуация вам ничего не напоминает?! Как-то: массовый завоз сомнительного продовольствия из-за границы и удушение собственного сельского хозяйства?! Или: обрушение легкой промышленности, дабы “помочь” китайским и турецким производителям тряпья?

Вопрос “Кому это выгодно?”, чтобы отечественный крестьянин, рабочий и интеллигент был лишен работы, деградировал и превращался в люмпена, оставим для другой статьи (хотя ответ всем давным-давно известен). Кинорежиссер Валентина Гуркаленко заявила на фестивале, что “наш “Леннаучфильм” — единственная специализированная студия, оставшаяся в живых на всем пространстве бывших стран Варшавского договора. Какой ценой мы ее удерживали — это отдельный рассказ. Мы пережили вторую блокаду, потеряли здоровье. Но мы ее сохранили как ядро, на котором можно восстановить научно-познавательный кинематограф”.

Какое образование нам нужно? Какие профессии будут востребованы в XXI веке? Что будет Россия строить? Над чем работают современные ученые? Это лишь малая часть тем, которые должен поднимать научно-познавательный кинематограф. Ясно же, что Би-би-си тут нам никак не поможет! И что вырастить режиссера научного кино — это совсем не то что подготовить репортера, снимающего сюжеты про маньяков и медийных блудниц. Так чего же мы медлим? Почему находим государственные деньги для безумных биеннале или для бессмысленных шоу, вроде “Евровидения”, а для тех, кто действительно работает на будущее, держим в кармане фигуру из трех пальцев?!

* * *

Признаться, это тоже риторические вопросы. Потому что, как заметил, выступая на “круглом столе” доктор философских наук Виктор Тростников, “демократия есть власть народа, а капитализм есть власть денег. Но властвовать должен кто-то один! Такого не бывает, чтобы одновременно правили и народ, и деньги”.

Тростников своим простодушным комментарием угодил в самую точку. Действительно: либо люди, либо деньги, либо царь, перед Богом ответственный. На “Золотом Витязе” зрители увидели документальный фильм Виктории Фоминой “Пространства жизни”, главный герой которого — академик Борис Раушенбах. Один из основоположников советской космонавтики, человек громадного интеллекта, знаменитый наш современник, личность которого поражает своим масштабом. (А сколько в нем было простодушия, юмора!.. Жена вспоминает, что свое интернирование в годы Великой Отечественной войны (Раушенбах разделил судьбу немцев Поволжья) он воспринял совершенно спокойно и считал не трагедией, а благом, поскольку за время заключения хорошо выучил математику.) Так вот, для Бориса Викторовича главным в жизни были высокие цели. “Вы готовы ради торжества рыночной экономики пожертвовать жизнью?” — спрашивает с экрана Раушенбах и сам же недоуменно пожимает плечами — глупость и мелочность такой цели для него очевидна. Умер академик в марте 2001 года, за четыре дня до затопления орбитальной станции “Мир”… Неужели вместе с такими людьми навсегда ушли в прошлое и великие цели, великие идеи, которые несла миру Россия?!.

Специфика власти денег, власти капитала такова, что его рулевые за торжество рыночной экономики расплачиваются не своими жизнями, а чужими. Очень тяжелое впечатление оставила документальная картина украинского режиссера Юрия Терещенко “Пейзаж после мора”. Фильм не только о голоде начала 30-х годов XX века, но и о современном положении дел в украинском селе. Пейзаж поистине страшный — провинция потонула в водке, в одном только селе Большая Фосня Житомирской области действует 118 точек по торговле горилкой, а за месяц, пока шли съемки, от пьянства скончались шестеро мужчин… Молодежь полностью дезориентирована, пьет, развратничает и совсем не спешит создавать семью.

Украинцам вторят братья-славяне — режиссер Владимир Краев в своей художественной ленте “Разговоры о пустяках” с документальной точностью свидетельствует о современной болгарской провинции, где “на двести верст в округе — ни одного младенца”. Зато есть огромное кладбище и сумасшедший дом… А вот серб Стефан Арсениевич в картине “Любовь и другие преступления” показывает нам до боли знакомые по “лихим девяностым” кадры становления “малого бизнеса” на своей родине. Бизнес малый, а крови человеческой пролито много. Но ради чего?! Чтобы потом, когда страсти улягутся, понять: “бизнес”, то есть жизнь ради денег, даже больших денег, пуста и никчемна, это проигранная и бесплодная жизнь.

А все начиналось с разрушения СССР, с уничтожения идеального и великих целей, и славянские страны, за редким исключением, разделили нашу судьбу. Власть капитала победила власть народа — в планетарном масштабе. Дальнейшее господство капитала, причем капитала транснационального, с роковой неизбежностью ведет страну к экономическому хаосу, социальному коллапсу, культурной деградации, а в перспективе — к развалу России. Сегодня, кажется, этого не видит только слепой.

И тогда встает вопрос: что делать? Потому что помимо тяжелого внутреннего положения у нас непроста и внешнеполитическая ситуация: никогда еще русский народ не сталкивался одновременно с тремя глобальными вызовами — НАТО, Китай и мусульманский мир. Выступая на “круглом столе” “Будущее Российского государства и текущие задачи национального кинематографа”, Сергей Кургинян конкретизировал задачи нынешнего дня: “Когда меня спрашивают “что делать?”, я говорю: а кто все это будет делать? Кто? Люди, заявившие, что “бабки мы делаем здесь, а аэродромы у нас на Западе”? Люди, которые давно разместили свои семьи вне России и для которых “эта территория” — дойная корова, которую надо сначала доить, а потом забить на мясо?! Часть из них чувствуют, что время, когда надо переходить от молока к мясу, близко. Вот он, этот исторический рубеж, рядом”.

Но есть у нас пока и другие люди. Они в Липецке и в Рязани, в Воронеже и во Владивостоке — во всех городах и весях России. Это они ведут ежедневную “партизанскую войну” против власти денег, за сохранение позиций государства — в культуре, в идеологии, в экономике, в армии… И их, этих людей, пока существенно больше, чем тех, кто уже давно решил отказаться от “русского наследства” в пользу своих заокеанских управляющих.

Проблема состоит в объединении под одним знаменем всех здоровых сил общества. И организаторы “Золотого Витязя” такую попытку сделали. На фестивале был принят “Манифест кинематографистов”, который может подписать любой гражданин страны, если разделяет идеи, заложенные в документе.

“Манифест…”, как считают его авторы, должен стать народным референдумом за сохранение русской культуры, за будущее страны, созидательная политическая стратегия которой невозможна без подлинной культурной стратегии. Ну а пока… Если вам хочется и далее пребывать в духовном младенчестве и безмятежности, включите телевизор. У нас все хорошо и если что и плохо, то это не с вами…

www.russia-today.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • СФИ «Золотой Витязь»
  • Президент Форума
  • Международный Кинофорум
  • Международный театральный форум
  • Международный Славянский литературный форум «Золотой Витязь»
  • Международный Славянский музыкальный форум
  • Изобразительное искусство
  • Проекты
  • Летопись
  • Видео
  • Фото
  • Пресс-центр
  • партнёры и инфопартнёры
Телефон: +7 495-781-79-08

© 2021 Международный Форум «Золотой Витязь» © Авторские права принадлежат ООО МКФ «Золотой Витязь»

No Result
View All Result
  • СФИ «Золотой Витязь»
    • О форуме
    • Лента событий СФИ
    • Положение
    • Программа МСФИ «ЗОЛОТОЙ ВИТЯЗЬ»
    • Летопись
    • Оргкомитет
    • Славянский Творческий Союз
  • Президент Форума
    • Биография
    • Статьи Президента
    • Интервью Президента
    • Фотоальбом Президента форума
    • Телепрограмма «Культура с Николаем Бурляевым»
  • Международный Кинофорум
    • О форуме
    • Положение Кинофорума
    • Подать заявку
    • Лента событий кинофорума
    • Участники кинофорума
    • Программа Кинофорума
    • Список жюри
    • Лауреаты Кинофорума
    • Каталоги
  • Театральный форум
    • О форуме
    • Положение театрального форума
    • Подать заявку
    • Лента событий театрального форума
    • Программа театрального форума
    • Участники театрального форума
    • Жюри юбилейного XX Международного Театрального форума «Золотой Витязь»
    • Лауреаты Международного театрального форума
    • Лица МТФ
    • Каталоги
  • Литературный форум
    • О форуме
    • Положение литературного форума
    • Подать заявку
    • Лента событий литературного форума
    • Программа литературного форума
    • Участники литературного форума
    • Жюри литературного форума
    • Лауреаты и дипломанты литературного форума
    • Каталоги
  • Музыкальный форум
    • О форуме
    • Лента событий музыкального форума
    • Положение Музыкального форума
    • Программа Музыкального форума
    • Участники музыкального форума
    • Лауреаты Международного Славянского музыкального форума
  • Изобразительное искусство
    • О форуме
    • Лента событий форума изобразительного искусства
    • Положение Форума изобразительных искусств
    • Программа форума изобразительных искусств
    • Участники форума изобразительных искусств
  • Боевые искусства
    • Группа по единоборствам для людей с ограниченными возможностями
    • Лента событий форума русского боевого искусства
  • Проекты
    • Экологический Кинофорум
      • Лента событий экологического кинофорума
    • Бронзовый Витязь
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Анонсы и пресс-релизы
    • СМИ о форуме
    • Видео
    • Фото
    • Фирменный стиль
    • Аккредитация
    • Партнёры и инфопартнёры
  • Афиша

© 2021 Международный Форум «Золотой Витязь» © Авторские права принадлежат ООО МКФ «Золотой Витязь»

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist