Научно-практическая конференция «Значение русской драматической школы и место русского театра в современном театральном мире» прошла 29 октября в Центральном доме кинематографистов в рамках VII Международного театрального форума «Золотой витязь» В конференции участвовали режиссеры, актеры, ученые, педагоги, представители духовенства и СМИ.
Тон конференции задал президент «Золотого витязя» Николай Бурляев, сделав акцент на том, что в современных условиях забота о духовной безопасности зрителей должна стать приоритетом для деятелей культуры. Борьба за душу человека, говоря словами Гоголя, в XXI веке становится все актуальнее, подчеркнул президент форума. Пропаганда культа насилия, всевозможных отклонений от нормы и разнузданного образа жизни становится столь опасной, что может покалечить душу целым поколениям.
Во всех выступлениях прозвучала тревога о том, что нездоровая тенденция может увести нацию в сторону от корней, а то и нарушить корневую систему в ее основе. Неслучайно на конференции процитировали главную мысль режиссера и педагога Петра Наумовича Фоменко о том, что «стремясь к новаторству, нужно потихонечку пятиться назад, чтобы не повредить корней».
Профессор РАТИ-ГИТИСа, доктор искусствоведения Нина Шалимова напомнила о православном типе русской духовности, которая пронизывала литературу и русское искусство XIX века. Эта ниточка протянулась от «эфиопа» Пушкина к Михаилу Булгакову, подчеркнула профессор, и – к современным писателям. У Василия Шукшина нет ни одного рассказа, где бы не упоминалось слово «душа». И у Шукшина, и у Вампилова налицо преемственность с великим драматургом Островским. Но когда в этом процессе начинают принимать участие «драматурги и сценаристы из «Поля чудес», по остроумному замечанию популярного актера Николая Фоменко, в искусстве и происходит то, что наблюдаем. Нина Шалимова заметила, что под угрозой находится сама школа русской театральной игры, если учесть, как «загружен зритель продуктами отечественного ТВ и рыночными работами деятелей искусства» (Николай Фоменко).
О «рынке» в искусстве любопытно выразился главный редактор журнала «Театральная жизнь» Олег Пивоваров. Он напомнил выражение Салтыкова-Щедрина – «чумазый рынок», которое, по его мысли, характеризует поиски большинства современных «новаторов» от искусства. Пивоваров назвал «отменной» афишу VII «Золотого витязя», посетовав, что «настоящий шедевр» – «Последний срок» Валентина Распутина в постановке Иркутского драмтеатра имени Н.П. Охлопкова зрители вынуждены были смотреть в крохотном зале малой сцены Театра «Содружество актеров». А также предложил представить, как удивился бы Шукшин, если бы узнал, как озадаченно зрители Барвихи осмысливали его персонажей в постановке А. Херманиса в Театре наций. Редактор пожелал «Золотому витязю» получить наконец площадку и достойные деньги на проведение форумов. А профессор Софийской академии театра Маргарит Николов выразил надежду, что такой площадкой в будущем году может стать новое здание Театра наций. Подчеркнув актуальность во всем мире камерных спектаклей, поставленных по современной драматургии, М. Николов предложил совместно с агентствами европейских стран создать Золотое кольцо театрального форума и показать европейцам лучшие спектакли «Золотого витязя».
Режиссер и директор Международного театрального фестиваля «Мелиховская весна» Владимир Байчер пригласил всех на празднование 150-летия А.П. Чехова в грядущем январе. Худрук Русского духовного театра «Глас» заслуженный деятель искусств Никита Астахов и директор этого театра Татьяна Белевич заострили внимание на том, что в каждом спектакле и фильме, адресованном зрителям, должно быть нравственное зерно, и без поддержки государства обеспечить духовную безопасность зрителей вряд ли удастся. У руководителей этого театра есть вполне конкретная претензия к министерству образования – около 20 лет пытаются они открыть в ГИТИСе факультет, на котором обучали бы режиссеров и актеров для работы в православных театрах, но не находят поддержки.
Худрук Омского драмтеатра «Галерка» Владимир Витько назвал самым актуальным произведением на сегодня «Братьев Карамазовых». И еще много чего парадоксального и очевидного можно было услышать на конференции.
Вячеслав Миллер из Австралии, руководитель театра, который актеры содержат на собственные средства, с горечью говорил о каналах российского ТВ, которые не может показывать своим детям, настолько похожи они на все прочие в мире. Сетовал на устойчивую тенденцию западных кинопродюсеров изображать русских монстрами или извращенцами и восхищался российскими зрителями. «Таких зрителей нет нигде в мире. Эти утонченные лица, этот свет в глазах – не потушите его!» – сказал гость с далекого континента.
Нина Катаева. Благовест-инфо